Всё о веб-анимациях в 2022
Анимация — это переход элемента от одного состояния к другому. Пользователям нравится, когда на сайте что-то вращается, появляются новые элементы или происходит что-то неожиданное. Если на сайте много таких «вау-эффектов», он может стать вирусным или получить какую-нибудь премию, например, Awwwards.
Даже совершенно обычный сайт можно оживить анимацией:
Анимации делают работу с сайтом удобной и приятной. Например, когда пользователь совершает действие, ему можно показать какие-то изменения на странице, как здесь:
Автор — Аарон Икер, источник: dribbble.com
Анимированные страницы сглаживают переход между разными состояниями элементов интерфейса и создают эффект непрерывности происходящего. А необычный предварительный загрузчик увлекает посетителя на время загрузки страницы и снижает показатель отказов.
Способы создания анимаций
Чаще всего дизайнер отрисовывает анимацию в специальной программе, например, After Effects, и присылает верстальщику видео, по которому нужно повторить анимацию. А вот как реализовать эту идею — решать разработчику. Он может использовать три вида анимаций:
CSS-анимации
Это самый простой способ анимировать объекты на странице. Он позволяет вращать, растягивать, уменьшать и увеличивать объект, перемещать его или выполнять другие действия.
CSS-анимации создают с помощью группы свойств animation . Они задают длительность анимации, количество повторений, зацикленность, стороны движения и другие характеристики:
- animation-name — имя анимации, можно задавать несколько имён через запятую;
- animation-direction — направление анимации;
- animation-fill-mode — состояние элемента до и после анимации;
- animation-play-state — управление состоянием: запуск или приостановка анимации;
- animation-timing-function — определяет, как происходит анимация в течение длительности каждого цикла;
- animation-delay — задержка начала выполнения анимации;
- animation-iteration-count — количество повторов анимации;
- animation-duration — длительность.
С помощью CSS можно создавать покадровые анимации — когда картинка, на которой нарисован объект в разных состояниях, превращается в движение. Для таких анимаций нужно иметь уже готовую раскадровку или склеить её самостоятельно из нескольких изображений.
Автор — Дилан Бауманн, посмотреть на CodePen.
CSS-анимация может быть объёмной. Для создания 3D-изображения используют свойство transform-style со значением preserve-3d . С его помощью можно вращать объект и изменять его в трёх плоскостях:
Создавать CSS-анимации можно и с помощью свойства transition. Но оно работает только при загрузке страницы, добавлении классов или изменении состояния, к примеру, hover .
Посмотреть на CodePen. Луна тоже нарисована на чистом CSS.
CSS-анимации можно запускать при загрузке страницы или при определённом действии, но для этого иногда нужен JavaScript. Например, чтобы при открытии меню на мобильном кнопка бургера превращалась в крестик, нужно добавить ей соответствующий класс с помощью JS и для этого класса прописать изменения CSS-свойств.
Автор — Бенджамин Симье, посмотреть на CodePen.
С помощью CSS можно анимировать векторную графику — SVG. Например, заставить контур постепенно появляться или добавить индикатор загрузки:
Индикатор загрузки, автор — Стивен Робертс. Посмотреть на CodePen.
SVG-анимации
Внутри SVG есть отдельный способ анимаций — SMIL. Это спецификация для анимаций, действующая только внутри векторной графики. В ней определяется набор новых тегов и их атрибутов, которые обеспечивают работу с частями SVG.
SMIL применяют, когда CSS-анимации не справляются и не могут анимировать содержимое SVG. Например, его используют, когда нужно трансформировать форму фигуры, изменив координаты для линии или саму форму:
Автор: Никки Пантони, посмотреть на CodePen.
Или когда нужно заставить элемент двигаться по заданному пути:
Автор: Фабио, посмотреть на CodePen.
А такая анимация похожа на покадровую в CSS, но это всё ещё SMIL:
JavaScript-анимации
Третий способ создания анимаций — с помощью JavaScript. Его используют, когда другие способы не подходят. Например, с помощью JS можно создать популярный параллакс-эффект — когда при прокрутке окна браузера элементы фона на переднем и заднем плане двигаются с разной скоростью. Это даёт ощущение трёхмерного пространства.
Автор — Джереми Кэрис, посмотреть на CodePen.
Самые сложные анимации создают с помощью JavaScript, WebGL и специальных библиотек, которые упрощают написание кода к анимациям: Three.js, TweenMax или GSAP.
Сайты с JavaScript-анимацией загружаются долго, могут работать медленно, но вызывают «вау-эффект».
Как оптимизировать анимации на сайте?
Чем больше анимаций на сайте, тем больше информации приходится обрабатывать браузеру. И чем сложнее анимации, тем медленнее отрисовывается страница. Поэтому важно выбирать правильные способы анимирования и не усложнять их. Например, если нужно просто вращать элемент вокруг своей оси, то лучше использовать animate и transform , а не подключать JS-библиотеку.
Свойство transform универсально для большинства ситуаций, и когда мы его используем, браузеру легче заново отрисовать изменения на странице. К примеру, если нужно переместить объект, то стоит использовать transform: translate , а не абсолютное позиционирование и координаты left и right .
Таких тонкостей у анимаций много. Нужно их обязательно соблюдать, чтобы не превратить сайт в медленно работающего «монстра», от которого «убегают» пользователи.
Как создать простую анимацию?
Самый простой способ познакомиться с анимациями — изучить свойства animation . В этом поможет спецификация, переведённая на русский язык.
Попробуем вместе сделать простую анимацию — прыгающий мячик.
Сначала создадим HTML-разметку. Добавим два элемента. Первый — ball , сам мяч. Второй — ball-bg , элемент для фона, создаём его внутри ball. Делаем два разных элемента, потому что мячик будет скакать, а внутри него станет вращаться фон.
Добавляем базовую CSS-стилизацию для элементов: размеры, скругление углов, фон футбольного мяча.
Создаём первую анимацию с помощью директивы @keyframes @keyframes (rotating-ball) @keyframes . Называем её rotating-ball , так как она отвечает за вращение мяча. Внутри анимации добавляем две точки: от какого (0%) и до какого (100%) состояния должен вращаться мяч. Это будет 0 и 180 градусов соответственно. Градусы в CSS прописываем с помощью deg — 180deg .
Чтобы применить анимацию к элементу, задаём свойство animate элементу ball-bg . Чтобы проще было с ним разбираться, будем пользоваться отдельными свойствами внутри animate.
- имя анимации, которое указали в @keyframes @keyframes (rotating-ball) ;
- длительность анимации — animation-duration — за сколько она проходит от точки 0% до 100%.
- количество повторений — animation-iteration-count, сделаем анимацию бесконечной — infinite;
- как будет развиваться анимация между ключевыми кадрами — animation-timing-function , сделаем равным linear .
@keyframes rotating-ball < 0% 100% > .ball
Теперь усложним анимацию: сделаем так, чтобы мяч прыгал. Для этого используем свойство transform и его значения:
- translate — для перемещения горизонтально и вертикально;
- scale — чтобы имитировать эффект сжатия и растягивания мяча, когда он ударяется об пол;
- rotate — придать дополнительное вращение при ударах.
У этой анимации будет больше ключевых кадров, потому что мы постараемся максимально подробно описать поведение мяча. Начнём с первого и последнего кадра. Потом добавим кадры, когда мяч должен ударяться об пол. Можно помочь себе и нарисовать с помощью CSS линию, чтобы видеть, обо что ударился мяч. При ударе об пол используем scale , чтобы сжать мяч. Так как на следующих шагах scale не будет, мяч вернётся к исходным размерам.
@keyframes bouncing-ball < 0% 12% 15% 18% 21% 45% 48% 51% 69% 72% 75% 90% 100% >
Теперь применим анимацию к элементу ball . Длительность анимации делаем больше секунды.
Добавим промежуточные пункты, чтобы анимация смотрелась более правдоподобно. Получаем результат:
Итоги
Анимации помогают удивить пользователя и подсказать, как работать с вашим сайтом. Они также выделяют вас среди конкурентов: анимированные сайты легче запоминаются, на них хочется возвращаться вновь. При этом технические возможности для реализации любых анимаций сейчас на пике, потому что устройства стали производительнее и появилось множество специальных библиотек.
Однако анимации могут и отталкивать посетителей, если они замедляют загрузку страниц. Поэтому важно оптимизировать их и выбирать правильные способы анимации. Это пригодится почти любому фронтендеру, а научиться этому (и всему, что связано с анимациями) можно на курсе по анимациям от HTML Academy.
Автор: Елизавета Пак, старший HTML-верстальщик в Brain Rocket