Язык визуального программирования delphi

Глава 1. Технология визуального программирования в среде Delphi

1.1 Обзор средств визуального программирования в среде Delphi

Создание прикладных программ, или приложений, Delphi выполняется в интегрированной среде разработки IDE (Integrated Development Environment). IDE служит для организации взаимодействия с программистом и включает в себя ряд окон, содержащих различные управляющие элементы. С помощью средств интегрированной среды разработчик может удобно проектировать интерфейсную часть приложения, а также писать программный код и связывать его с управляющими элементами. При этом вся работа по созданию приложения, включая отладку, происходит в интегрированной среде разработки. Интегрированная среда разработки Delphi представляет собой многооконную систему. Вид интегрированной среды разработки (интерфейс) может различаться в зависимости от настроек.

После загрузки интерфейс Delphi выглядит, как показано на рис. 1.1, и первоначально включает пять окон:

• главное окно (Delphi 6 — Projectl);

окно Обозревателя дерева объектов (Object TreeView);

окно Инспектора объектов (Object Inspector);

окно Конструктора формы (Forml);

окно Редактора кода (Unitl.pas);

окно Проводника кода (Exploring Unitl.pas).

На экране, кроме указанных окон, могут присутствовать и другие окна, отображаемые при вызове соответствующих средств, например, Редактора изображений (Image Editor). Можно перемещать окна Delphi, изменять их размеры и убирать с экрана (кроме главного окна), а также состыковывать окна между собой. Несмотря на наличие многих окон, Delphi является однодокументной средой и позволяет одновременно работать с одним приложением (проектомприложения). Название проекта приложения выводится в строке заголовка главного окна в верхней части экрана.

Рис. 1.1 . Вид интегрированной среды разработки

Создаваемое в среде Delphi приложение состоит из нескольких элементов,объединенных в проект. В состав проекта входят следующие элементы (вскобках указаны расширения имен файлов):

  • П код проекта (DPR);
  • описания форм (DFM);
  • модули форм (PAS);
  • модули (PAS);
  • параметры проекта (DOF);
  • описание ресурсов (RES).

Взаимосвязи между отдельными частями (файлами) проекта показаны на рис. 1.2. Рис. 1.2. Связь между файлами проекта При запуске Delphi автоматически создается новый проект Projecti, имя которого отображается в заголовке главного окна Delphi. Этот проект имеет в своем составе одну форму Form1, название которой видно в окне Конструктора формы. Разработчик может изменить проект, предлагаемый по умолчанию, а также установить параметры среды, при которых после загрузки Delphi будет загружаться приложение, разработка которого выполнялась в последний раз. Обычно файлы проекта располагаются в одном каталоге. Так как даже относительно простой проект включает в себя достаточно много файлов, а при добавлении к проекту новых форм количество этих файлов увеличивается, то для каждого нового проекта целесообразно создавать отдельный каталог, где и сохранять все файлы проекта. Delphi относится к системам визуального программирования, которые называются также системами RAD (Rapid Application Development, быстрая разработка приложений). Разработка приложения в Delphi включает два взаимосвязанных этапа:

  • создание интерфейса приложения;
  • определение функциональности приложения.

Интерфейс приложения определяет способ взаимодействия пользователя и приложения, то есть внешний вид формы (форм) при выполнении приложения, и то, каким образом пользователь управляет приложением. Интерфейс создается путем размещения в форме компонентов, которые называются интерфейсными или управляющими компонентами (элементами). Создание интерфейса приложения выполняется с помощью Конструктора формы. Функциональность приложения определяется процедурами, которые выполняются при возникновении определенных событий, например, происходящих при действиях пользователя с управляющими элементами формы. Таким образом, в процессе создания приложения на форму помещаются компоненты и для них устанавливаются необходимые свойства и создаются обработчики событий. Интегрированная среда разработки в своем составе имеет много различных средств, служащих для удобной и эффективной разработки приложений. Наиболее общие элементы интегрированной среды разработки Delphi:

  1. Встроенный отладчик

Интегрированная среда разработки включает встроенный отладчик приложений, в значительной степени облегчающий поиск и устранение ошибок в приложениях. Средства отладчика доступны через команды пункта меню Run (Выполнение) и подменю View | Debug Windows (Просмотр | Окна отладки) и позволяют выполнять такие действия, как:

  • выполнение до указанного оператора (строки кода);
  • пошаговое выполнение приложения;
  • выполнение до точки останова (Breakpoint);
  • включение и выключение точек останова;
  • просмотр значений объектов, например переменных, в окне просмотра;
  • установка значений объектов при выполнении приложения.

Установка параметров отладчика выполняется в диалоговом окне Debugger Options (Параметры отладчика), вызываемом одноименной командой пункта меню Tools (Средства). Включением/выключением отладчика управляет переключатель Integrated debugging (Интегрированная отладка), который по умолчанию включен, и отладчик автоматически подключается к каждому приложению. В ряде случаев, например, при отладке обработчиков исключительных ситуаций и проверке собственных средств обработки ошибок, этот переключатель отключают.

  1. Обозреватель проекта

Обозреватель проекта (Project Browser или Browser) отображает список модулей, классов, типов, свойств, методов, переменных, которые объявлены или использованы в проекте. Обозреватель проекта позволяет просматривать и перемещаться по иерархии классов, модулей и глобальным объектам приложения. Обозреватель проекта вызывается командой View | Browser (Просмотр | Обозреватель).

  1. Хранилище объектов

Delphi позволяет многократно использовать одни и те же объекты в качестве шаблонов для дальнейшей разработки приложений. Для хранения таких объектов используется специальное Хранилище объектов (Repository). Вставить в приложение новый объект можно, вызвав командой File | New | Other (Файл | Новый | Другой) окно New Items (Новые элементы) выбора нового объекта из хранилища. Это окно можно также вызвать с помощью кнопки New (Новый) панели инструментов Менеджера проектов. В Хранилище находятся самые различные объекты, например, шаблоны приложений, форм, отчетов, а также Мастера форм.

  1. Справочная система

Справочная система Delphi в свой состав включает: стандартную систему справки, справочную помощь через Internet и контекстно-зависимую справочную помощь. В стандартной системе справки выделяются две составляющие, вызываемые соответственно командами Delphi Help (Помощь Delphi) и Delphi Tools (Средства Delphi) меню Help (Помощь). При задании любой из команд открывается диалоговое окно с соответствующей справочной информацией, например, Help Topics: Delphi Help (Справочная система Delphi). Доступ к справочной помощи через Internet выполняется с помощью команд меню Help (Помощь), которые вызывают запуск обозревателя (браузера), например Micrisoft Internet Explorer, с открытием соответствующей Web-страницы. Так, командой Borland Home Page (Домашняя страница Borland) осуществляется доступ к сайту компании Borland. Вызов контекстно-зависимой справочной помощи осуществляется с помощью клавиши , при этом отображаемая справка зависит от того, какой объект (диалоговое окно, пункт меню и т. п.) является активным.

Источник

Программирование на Delphi 7

Лекции по Delphi 7, который в свое время многим открыл путь в мир программирования.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ В ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЯЗЫК “DELPHI”

Язык программирования «Делфи» является языком программирования высокого уровня, предназначается для создания 32-х битных высокоскоростных приложений (программ ) под операционную среду Windows. Язык программирования «Делфи» произошел от языка Borland Pascal 7.0 with Objects 7.0 и Turbo Pascal 7.0 for Windows. Языки программирования бывают следующие:

Язык программирования «Делфи» является объектно-ориентированным языком визуального программирования. Визуальное программирование — это высокоскоростной процесс создания программ из готового набора визуальных компонент: кнопок, окон, списков выбора, линий прокруток и др. Процесс визуального программирования заключается в подборе нужных готовых компонент, размещении их на форме, настройки параметров компонент и создании логических связей между ними.

В операционной среде Windows вместо слова “программа” используется его синоним — “приложение”. Приложение Windows состоит из одного или нескольких окон. Каждое окно состоит из формы (“пустого окна”) и компонент на ней.

При визуальном программировании программист, как архитектор, берет пустой “холст” (форму), выбирает из палитры компонент нужные “кирпичики” (компоненты), подгоняет форму каждого кирпичика под нужный замысел через Инспектор объектов, после чего связывает все кирпичики в единое целое с помощью Редактора кода.

Для запуска системы программирования “Делфи” необходимо в Windows нажать кнопку «Пуск» и в появившемся меню выбрать «Borland Developer Studio 2006 Turbo Delphi». После выполнения данной команды запустится компилятор «Делфи» вместе с визуальной средой разработки приложений. На рис. 1 и рис 2 показано расположение основных элементов среды программирования «Делфи».

Главное окно программы является основным окном «Делфи». При его закрытии работа с «Делфи» прекращается, т.е. закрытие данного окна эквивалентно команде выхода. Окно формы приложения — это графический «холст», на котором программист наносит нужные ему визуальные компоненты. Визуальные компоненты располагаются в так называемой Палитре компонент .

После нанесения на окно формы нужных компонент (из палитры) программист настраивает (конфигурирует) каждый выбранный компонент с помощью окна Инспектора объектов . Окно Инспектора объектов позволяет каждому компоненту установить нужный размер, цвет, местоположение на форме и др.

После конфигурирования визуальных компонент их необходимо связать между собой в единое целое для получения готовой программы. Связывание компонент осуществляется с помощью Окна кода программы . В данном окне пишутся операторы языка «Делфи», заимствованные с языка Pascal. После связывания компонент программа готова к компиляции и выполнению.

Для запуска готовой программы, вызова справки помощи, выхода из «Делфи» и др. служит Основное меню «Делфи» . Наиболее часто используемые опции Основного меню продублированы кнопками быстрого доступа . Нажатие на какую-либо кнопку быстрого доступа эквивалентно выбору соответствующего пункта Основного меню.

Любая программа на Делфи сохраняется на жестком диске компьютера в виде многих файлов. Для разных программ имена файлов могут совпасть, что приведет к их разрушению. Поэтому для каждой программы «Делфи» необходимо создавать свой каталог и в нем ее сохранять после завершения работы с «Делфи».

2 — окно формы приложения (программы)

4 — окно инспектора объектов

6 — пиктографические кнопки быстрого к опциям основного меню

2. ПРИМЕР ПРОСТЕЙШЕЙ ПРОГРАММЫ В «ДЕЛФИ»

Рассмотрим в качестве примера задачу решения квадратного уравнения. Для этого на форму нужно поместить пять компонент типа «Edit», два компонента «Label» и одну кнопку «Button». Процедура для кнопки будет иметь следующее содержание:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var a,b,c,d,x1,x2: real; // Описание внутренних переменных

try // Начало защищенного блока

a:=strtofloat(Edit1.text); // Считываем данное «a»из визуального компонента «Edit1»

b:=strtofloat(Edit2.text); // Считываем данное «b» из визуального компонента «Edit2»

c:=strtofloat(Edit3.text); // Считываем данное «c» из визуального компонента «Edit3»

d:=b*b-4*a*c; // Находим дискриминант

x1:=(-b+sqrt(d))/(2*a); // Находим первый корень

x2:=(-b-sqrt(d))/(2*a); // Находим второй корень

Label1.caption:=floattostr(x1); // Загружаем «x1» в визуальный компонент «Label1»

Label2.caption:=floattostr(x2); // Загружаем «x2» в визуальный компонент «Label2»

except // Начало секции обработки ошибок защищенного блока

showmessage(‘Ошибка! Нет решения.’); // Выдача окна-сообщения на экран

end; // Конец защищенного блока

end; // Конец процедуры «Button1Click»

Источник

Читайте также:  Правила процедурных языков программирования
Оцените статью