- Почему в программировании счёт всегда начинается с нуля, а не с единицы
- Память, переменные и первый байт
- Логика компьютера
- Можно ли всё-таки считать с 1?
- Как ошибаются из-за счётчиков с нуля
- Как грамотно обойти массив с помощью счётчиков на разных языках (и не запутаться в единицах и нулях)
- Обход массивов вообще без счётчиков (и связанных с ними нулей)
- Часть. Основы программирования на Си
- 1.2. Данные в Си и операции над ними
- 1.2.1. Свойства ячейки памяти. Переменные и константы
Почему в программировании счёт всегда начинается с нуля, а не с единицы
В проектах мы периодически говорим, что компьютер почти всё начинает считать с нуля, а не с единицы. Это значит, что первый элемент массива вызывается командой arr[0] , второй — arr[1] , а шестой — arr[5] . Объясняем, почему так.
Память, переменные и первый байт
Чтобы что-то посчитать, компьютеру нужно место, куда он будет записывать результаты подсчёта. Это место — какие-то ячейки памяти.
Физически ячейка памяти — это транзистор, у которого может быть два состояния: открытый или закрытый (как краны с водой). Эти состояния мы называем «логический ноль» и «логическая единица».
Минимальная ячейка, в которой может лежать единица или ноль, называется бит. Но в бите можно закодировать только 1 или 0 или «да/нет». Чтобы кодировать что-то более сложное, нужно взять не один бит, а группу. В компьютере принято объединять биты в группы по 8, такая группа называется «байт».
Получается, что байт — это 8 транзисторов памяти, которые компьютер интерпретирует как единое целое (например, число). Внутри байта находятся логические нули или единицы, стоящие в любом порядке.
Кодирование происходит в двоичной системе: в зависимости от расположения логических единиц и нулей подразумеваются разные числа в привычной нам десятичной системе счисления. Например:
00000000 — ноль, минимальное значение байта
11111110 — двести пятьдесят четыре
11111111 — двести пятьдесят пять, максимальное значение байта
Обратите внимание, что минимальное значение, которое можно хранить в одном байте — не единица, а именно ноль.
Логика компьютера
Теперь представьте: компьютер исполняет программу, где ему нужно обойти какой-нибудь массив и что-то там подсчитать. Для обхода массива ему нужна область памяти для подсчёта. Что происходит дальше:
- Процессор находит свободное место в памяти и запоминает: «Вот тут у меня будет лежать счётчик для этого массива».
- Место в памяти обнуляется, чтобы там не было никакого мусора. Мало ли там какие данные лежали от прошлой программы?
- Обнулённый счётчик — это 00000000, то есть ноль.
- Раз счётчик уже есть и у него есть валидное значение «ноль», то компьютер начинает считать именно с нуля.
Благодаря тому что компьютер начинает считать с нуля, в 8 бит он может поместить 256 значений: от 0 до 255. Если бы компьютер считал от 1 до 255, в 8 бит поместилось бы 255 значений — то есть на одно меньше.
Можно ли всё-таки считать с 1?
Можно, но это необычно. Чтобы компьютер начал считать всё с единицы, нам нужно объяснить ему, как это делать. Например, подход может быть таким:
- Мы создаём массив, в котором элементов на один больше, чем нам нужно. Например, если мы собираемся там хранить 100 чисел, делаем массив на 101 элемент.
- Когда начинаем его заполнять, то первым элементом мы указываем единицу: arr[1] = 15 , вторым — двойку и так до конца.
- Так мы заполним 100 элементов, которые можно начинать считать с единицы, а нулевой элемент останется незаполненным.
При этом с точки зрения компьютера в массиве всё равно будет 101 элемент, которые он будет начинать считать с нуля. Но человеку так может быть удобнее, когда номера элементов совпадают с его порядковым номером.
Как ошибаются из-за счётчиков с нуля
Самая частая ошибка при начале счёта с нуля — путать между собой длину массива и индекс последнего элемента. Следите за руками:
- Мы сделали массив на 100 элементов.
- Первый элемент массива — это arr[0] , а последний — arr[99] .
- Когда мы запросим длину массива, то в ответ получим число 100.
- А если мы обратимся к arr[100] , то получим ошибку, потому что элемента с индексом 100 в массиве нет.
Эта же ошибка встречается и в циклах, когда нам нужно перебрать все индексы с первого до последнего. Чаще всего начинают считать с единицы и пропускают нулевой элемент.
Как грамотно обойти массив с помощью счётчиков на разных языках (и не запутаться в единицах и нулях)
Представим, что у нас есть массив arr[] , в котором хранится 100 чисел, и нам нужно вывести их на экран.
Классический алгоритм такой:
- Заводим переменную для счётчика, обычно её обозначают буквой i .
- В i записывается ноль. Начинается цикл.
- Внутри цикла берётся массив. Из него достаётся элемент под номером i , то есть соответствующий текущему номеру прохода цикла. Так как в начале алгоритма в счётчике ноль, то мы получим нулевой элемент цикла (то есть по-человечески — первый).
- Когда шаг цикла выполнен, в переменную i добавляется единица.
- Теперь цикл повторяется, но из массива достаётся не нулевое, а первое значение (то есть по-человечески — второе).
- Цикл повторяется до тех пор, пока i меньше, чем длина массива.
Есть хитрость в выходе из цикла: значение счётчика i должно быть меньше, чем длина массива (а не «меньше или равно»).
Дело в том, что длина цикла измеряется по-человечески — 1, 2, 3 и далее. А счётчик работает по-компьютерному — 0, 1, 2… Это значит, что в массиве из 100 чисел длина массива будет 100, а максимальное значение счётчика — 99.
Пример такого кода в JavaScript:
for i in range(len(arr)): print(arr[i])
Обход массивов вообще без счётчиков (и связанных с ними нулей)
В некоторых языках есть более компактная версия этой конструкции, которая буквально означает «Обойди этот объект». Вот примеры в JavaScript:
Здесь нужно смотреть на слово in, что буквально означает «по всем составляющим этого объекта». В разных языках у него разное значение
- В JavaScript в переменную i положат номера элементов массива arr[] , то есть эта переменная будет работать как счётчик. Фраза i in arr означает «для каждого номера элемента массива arr: положи этот номер в переменную i ».
- В Python фраза i in arr означает «возьми сами элементы массива arr и положи их по очереди в переменную i »
То есть JavaScript использует for…in для простого управления счётчиками, а Python вообще избавляется от понятия счётчика и сразу отдаёт в переменную то значение, которое он сейчас перебирает.
- Допустим, у нас есть массив arr[] , который состоит из чисел 2, 12, 85, 6.
- В конструкции на JavaScript в переменной i будут числа 0, 1, 2, 3.
- А в конструкции на Python в переменной i будут 2, 12, 85, 6.
Но это если уже совсем угореть. Всё, хорош, и так понятно: компьютеры считают с нуля.
В «Яндекс Практикуме» можно стать разработчиком, тестировщиком, аналитиком и менеджером цифровых продуктов. Первая часть обучения всегда бесплатная, чтобы попробовать и найти то, что вам по душе. Дальше — программы трудоустройства.
Это проверка кода на ошибки, неточности и общий стиль программирования.
TLDR: это точная копия диска в виде файла
Потому что иногда они правы
И правда ли по нему можно отличить человека от робота?
Это виртуальная инструкция к любому «железу» в компьютере
Часть. Основы программирования на Си
Простейшая программа на Си состоит из одного файла и имеет следующую структуру (см. рис.1).
#include /*стандартные математические функции*/)
а) общая схема простейшей Си-программы;
б) пример программы вычисления суммы двух чисел.
В начале программы идут директивы препроцессора, которые более подробно рассмотрены в п. 2.3. В простейшем случае можно ограничиться директивами include, которые необходимы для использования библиотек стандартных функций Си:include stdio.h>— для функций ввода/вывода,include math.h>— для стандартных математических функций. Обратите внимание, что директивы препроцессора начинаются со значка #.
Далее идет заголовок главной (и в простейшем случае единственной) функции: void main(). После заголовка в фигурных скобках записываетсяинструкциипрограммы.
Инструкциимогут быть либоописаниями, либооператорами.Операторы— это исполняемые инструкции; при компиляции они переводятся в одну или несколько машинных команд. Описания— это неисполняемые инструкции языка; они используются компилятором для распределения памяти под данные и определения характера операций, которые могут выполняться с этими данными. Описания характеризуют область значений данных. Они могут стоять в любом месте программы до использования описываемых имен. Хороший стиль программирования предполагает, чтобы по возможности описания были собраны в начале программы и предшествовали операторам.
В любое место программы можно включить комментарии — поясняющие фразы, окаймленные, как скобками, символами /* и */. Комментарии компилятором не обрабатываются и служат только для пояснения текста программы. В Си++ также допускается использовать как комментарий строку программы, поставив в начале ее символы //.
1.2. Данные в Си и операции над ними
1.2.1. Свойства ячейки памяти. Переменные и константы
Компьютерные программы, для написания которых предназначен алгоритмический язык Си, обрабатывают данные, которые, естественно, хранятся в оперативной памяти компьютера. Каждое элементарное данное имеет некоторый смысл (например, число или символ) и занимает один или несколько байтов памяти 2 . Эту область памяти часто называютячейкой памяти. Для того, чтобы ячейки памяти можно было различать и использовать их в программе, каждой ячейке дается имя. Таким образом, ячейка памяти характеризуется своимименемисодержимым(т. е. данным, которое в ней хранится). Кроме того, ячейка имеетадрес(адресом ячейки считается адрес младшего из занимаемых ею байтов). В программе имена ячеек участвуют как имена переменных, т. е. переменные программы — это, по существу, ячейки памяти. При написании программ считают, что ячейка памяти обладает следующими свойствами:
- Информация в ячейке памяти хранится сколь угодно долго. Это свойство в известной мере является абстрактным, так как при выключении компьютера, например, информация в оперативной памяти не сохраняется.
- При записи нового содержимого в ячейку предыдущее содержимое не сохраняется. Запись содержимого в ячейку называется присваиванием.Оператор присваивания описан в п.1.2.5.
- При считывании содержимое ячейки не изменяется.
- Если в ячейку на протяжении программы не было ничего записано, то ее содержимое считается неопределенным. Отметим, что это свойство не всегда выполняется в реализациях алгоритмических языков (все переменные в BorlandPascal, статические переменные вBorlandC++ при объявлении обнуляются).