- Верстка многостраничных изданий
- Формат полосы набора
- Размеры полей
- Основной текст
- Изображения
- Подбор шрифтов
- Цветовая модель
- Многостраничная верстка правила и основные принципы
- Основные принципы многостраничной верстки
- Правила верстки многостраничных изданий
- Формат полосы набора и размеры полей
- Основной текст
- Начальные и концевые полосы
- Заголовки
Верстка многостраничных изданий
Верстка – это составление печатных страниц («полос») из разных элементов: текста, изображений, графиков, таблиц. Другими словами, это компоновка электронного макета будущей печатной продукции. От верстки зависит, как будет выглядеть готовое изделие и насколько оно будет удобным для визуального восприятия.
Формат полосы набора
Это один из основных параметров, которые учитываются при верстке макета. Полоса набора – это площадь запечатки, то есть та часть страницы макета, на которой можно размещать текст и изображения. Она бывает:
- спусковой (первая полоса издания);
- рядовой (заполненная наборно-печатными элементами);
- концевой (последняя в разделе, главе или издании).
В многостраничном макете организация рядовых полос должна быть одинакова, чтобы сохранялась логика отображения текста.
Формат полосы набора зависит от типа продукции: например, для книги стихов он обычно более узкий, чем для рекламной брошюры. Место, отведенное под печать, ограничивается полями.
Размеры полей
Поля макета – это отступы, то есть пустое место между изображением и краем листа. Оно может быть белым либо залитым цветным фоном. Здесь важно разобраться с двумя терминами:
- дообрезной формат;
- послеобрезной формат.
Дообрезной формат – это размер макета вместе с подрезными полями. Подрезные поля – это пространство, которое верстальщик или дизайнер оставляет для резки. Например, если стандартный размер визитки 90х50 мм, то в макете нужно добавить минимум по 3 мм пустого места (или фона) с каждой стороны. Это нужно, чтобы визитка обрезалась ровно, и нож не захватил изображение. То есть, готовый к печати макет будет размером 96х56 мм – это и называется дообрезным форматом.
Для многостраничных изделий (брошюр, журналов) выносить фон нужно на 5 мм с каждой стороны. То есть, развернутый лист А4 до обрезки будет формата 220х307 мм, в то время как после обреза его размер составит 210х297мм (послеобрезной формат).
Изображение внутри послеобрезного формата тоже должно иметь отступы от края. Фона это, опять же, не касается – речь о тексте, картинках и других отдельных элементах. Расстояние до края реза должно составлять не менее 3 мм. Тогда, даже при мелкой погрешности в резке, макет будет выглядеть ровно.
Для многостраничной продукции учитывается также расстояние до края сгиба (биговки или фальцовки), а если есть твердый переплет – толщина корешка. При этом размер внутренних «тетрадей» будет меньше, чем внешних. Величина сдвига зависит от плотности бумаги и объема изделия (чем они больше, тем больше величина сдвига).
Основной текст
Это один из главных элементов сверстанного макета. К основному относится весь текст, кроме заголовков, подзаголовков, надписей под рисунками и выносок. Для удобства читателей нужно, чтобы он:
- был разбит на небольшие абзацы;
- включал перечисления в виде маркированных списков;
- был логически поделен на блоки с подзаголовками.
Конечно, если речь о художественной книге, текст на протяжении нескольких страниц может лежать сплошным полотном. Но если мы говорим о рекламных брошюрах или журналах – нужно, чтобы он легко читался и не был перегружен большими абзацами.
Еще несколько важных моментов в многостраничной верстке:
- текст должен быть выровнен по ширине;
- размер пробелов между слов – не более ¾ кегля и не менее 1/3 кегля;
- минимальный размер абзацного отступа – 2 знака, в длинных строках – 4 знака;
- недопустимо тире в начале строки (кроме диалогов).
Изображения
Требования к изображениям в многостраничной и других видах верстки одинаковы:
- минимальное разрешение – 300 dpi, при наличии мелкого шрифта – 600 dpi;
- для черно-белых изображений следует использовать цветовую модель Grayscale;
- для цветных изображений используется ТОЛЬКО цветовая модель CMYK.
Идеальный масштаб изображений – 1:1, то есть размер картинки должен соответствовать печатному. Если изначально он больше – не страшно, но, если пытаться растянуть меньший размер, изображение потеряет в качестве.
Подбор шрифтов
Внешний вид шрифта, безусловно, зависит от дизайна продукции. Но если мы говорим о верстке многостраничных изделий, для основного текста лучше использовать спокойные, легко читаемые шрифты.
- Arial
- Times New Roman
- Cambria
- Georgia
- Century SchoolBook
- Palatino
- Helvetica
Важное правило типографики: в одном макете использовать не более 2-3 разных шрифтов. Еще можно воспользоваться шрифтами одного «семейства»: например, Helvetica обычная, наклонная (курсив) и жирная.
Шрифты с завитушками, тенями и прочими изысками нужно использовать дозированно: для заголовков или коротких выделенных фраз.
И конечно, перед отправкой макета в печать нужно убедиться, что все шрифты переведены в кривые.
Цветовая модель
Здесь все просто: цветовая модель для печати – CMYK. Если какие-то элементы выполнены в модели RGB, их нужно конвертировать в CMYK – в противном случае на печати выйдет совершенно другой оттенок.
При этом важно, чтобы черный цвет текста состоял только из черного, а не был результатом смешения всех четырех цветов. То есть его цветовая раскладка должна выглядеть так: C:0 M:0 Y:0 K:100. Если текст будет смесевым, он потеряет четкость.
Мы оказываем услуги верстки любого формата. Вы также можете заказать корректуру, предпечатную подготовку макета и дизайн «под ключ».
г. Санкт-Петербург, ул. Менделеевская, дом 9
+7 (812) 603-25-25
8-800-333-96-06
Многостраничная верстка правила и основные принципы
Говоря о многостраничной верстке, мы подразумеваем создание макетов книг, брошюр, журналов и газет. Сложность этого процесса состоит в том, что многостраничные издания предназначены для длительного беглого чтения.
Это значит, что брошюру/книгу/журнал/газету и проч. не достаточно просто красочно оформить и наполнить массой ярких иллюстраций. В процессе многостраничной верстки необходимо обеспечить удобочитаемость этих печатных продуктов. В этом состоит одна из важнейших задач, стоящих перед дизайнерами и верстальщиками.
В этой статье мы поговорим об основных принципах и правилах, которых следует придерживаться, верстая печатную продукцию объемом от восьми страниц.
Основные принципы многостраничной верстки
- Единообразие. Заголовки одинаковой значимости оформляются в одном стиле, иллюстрации заверстываются либо открытым, либо закрытым способом, кегль шрифта основного текста неизменен и т. д.).
- Гармоничность. Ощущение дисгармонии создадут миниатюрные иллюстрации, размещенные по соседству с полосными, тексты, набранные сильно отличающимися по размеру и по рисунку шрифтами.
- Удобочитаемость. Следование этому принципу проявляется в четком следовании стандартов, предоставляющих рекомендации относительно формата издания, формата полосы набора, кегля шрифта, интерлиньяжа, размеров полей.
Правила верстки многостраничных изданий
Формат полосы набора и размеры полей
Требований и рекомендаций относительно формирования страниц издания существует достаточно много. В этой статье приведем те, соблюдение которых жизненно необходимо:)
- Формат набора представляет собой произведение длины строки основного текста на суммарную высоту всех строк. От длины строки зависит то, насколько удобно будет читать текст.
- Поля не должны быть слишком маленькими. Они необходимы для того, чтобы книгу было удобно держать в руках, не закрывая текст руками и не истирая его. Также на светлых полях отдыхают глаза.
- Формат полосы набора должен быть одинаковым во всем издании. Исключение — спусковые и концевые полосы. При этом страницы должны быть приводными: строчки на четных и нечетных полосах совпадают. Обеспечивая приводность, необходимо при заверстке иллюстраций в разрез текста и заголовков размещать их в целое число строчек при помощи отбивок до и после этих элементов.
- Формат можно определить расчетным методом, при помощи специальной графической схемы или пользуясь отраслевыми стандартами, предлагающими оптимальные размеры полосы для каждого формата (ОСТ 2962-86. «Издания книжные и журнальные. Основные параметры издательско-полиграфического оформления»).
Основной текст
- Ко всему тексту задается абзацный отступ. Он зависит от кегля и длины строки. Минимальный размер — кегельная (2 знака), в длинных строчках — 2 кегельных (4 знака). В дополнительных текстах (предисловиях, примечаниях и т. д.) абзац такой же, вне зависимости от кегля.
- В многостраничной верстке применяется выключка строго по формату (по ширине), обязательна расстановка переносов (автоматическая).
- Размер межсловных пробелов — не более 3/4 кегля и не менее 1/3 кегля.
- Последняя строка абзаца должна быть короче полной на размер абзацного отступа. Минимальный размер — 2 абзаца, но не менее 1/4 длины строчки. Этого можно достичь при помощи трекинга (равномерного изменения пробелов между буквами), но он допустим в пределах 30%.
- Интерлиньяж — междустрочный пробел — высчитывается увеличением кегля осн. текста на 0,5–2 пт. Таким образом, при кегле 10 интерлиньяж — от 10,5 до 12 пт.
- Предлоги и союзы в конце строки.
- Переносы с нечетной на четную полосу.
- Более четырех переносов и знаков препинания подряд.
- Кавычки «лапки» («). Их можно использовать только внутри елочек.
- Висячие строки — первая строка абзаца в конце полосы или последняя строка абзаца в начале полосы (устраняется при помощи трекинга.)
- Короткая концевая строка абзаца внизу страницы.
- Более 4 переносов подряд.
- Разрывы переносами аббревиатур, инициалов, дат, цифр и относящихся к ним слов.
- Тире в начале строки (кроме диалогов).
Начальные и концевые полосы
Начальная — первая полоса издания или раздела. Она может быть оформлена со спуском (отступом от верхней или боковой границы полосы) и без него.
Спуск должен быть не более 1/3 высоты полосы набора. Только в случае использования заставки или эпиграфа спуск может быть более глубоким.
Боковой спуск может занимать 1/4–1/3 от ширины набора. Он должен быть больше абзацного отступа.
- На спуске не должно быть колонтитула и верхней колонцифры. На спусковых и концевых полосах нежелательно размещать иллюстрации и таблицы, если все же пришлось это сделать, то после них необходимо поместить хотя бы абзац текста.
- Все начальные полосы при верстке многостраничного издания должны быть единообразными и иметь одинаковый размер спуска.
Концевая полоса — последняя в разделе или во всем издании. Ее минимальный размер: 1/4 от высоты полосы, максимальный — короче полной на 3–4 строчки.
- Концевая должна перекрывать спуск хотя бы на одну строчку. Если на начальной есть заставка, то на концевой желателен какой-нибудь элемент в том же стиле, но меньших размеров. Зато не ставится нижняя колонцифра и колонтитул.
- Сноски на концевой заверстываются вплотную, а не внизу страницы.
Заголовки
- Заголовки одного уровня при многостраничной верстке оформляют одинаково. Чем старше уровень, тем больше кегль и отбивка.
- Заголовки разбивают на строчки по смыслу, при этом недопустимо оставить в конце первой строчки заголовка предлоги, союзы и наречия, а также разбивать слова переносом.
- Точка в конце заголовка не ставится, за исключением его размещения в подбор.
- После заголовка на странице должно быть не менее 3 строк текста, до — либо совсем ничего, либо не менее 4 строчек.
- Заголовок обязательно уже ширины основного набора, минимум на 2 абзацных отступа.
Мы перечислили все, что касается основных элементов разворота многостраничных изданий. В следующих постах нашего блога этот неполный список рекомендаций мы обязательно дополним правилами многоколонной верстки многостраничных изданий, а также текстов с иллюстрациями, стихотворных и драматических произведений.