- 28. Основные приемы оформления текстовых материалов. Виды верстки газетных полос, их достоинства и недостатки.
- 29. Виды изобразительных материалов, практика их использования в газете и журнале. Приемы размещения иллюстраций на газетной и журнальной полосе.
- 21. Понятие “верстка полос” Разновидности верстки. Основные требования
- 22.Применение металлического набора для изготовления текстовых фотоформ.
- 23.Понятие о фотонаборе. Первое поколение фотонаборной техники (19 век – первая половина 20 века)
28. Основные приемы оформления текстовых материалов. Виды верстки газетных полос, их достоинства и недостатки.
Текст – важный элемент при построении газетной полосы. Это та «серая» часть, которая дает читателю основной объем информации. Следовательно, текст играет одну из ведущих ролей в коммуникативном процессе чтения. Текстовой комплекс – основа любого периодического издания. Однако это не только серые пятна полосы. При верстке можно использовать различные типографические приемы, чтобы персонифицировать текст и заставить его «играть».
Текстовой материал в издании важно оформить и представить таким образом, чтобы сделать его максимально удобным для восприятия, дать читателю полное представление о его структуре даже при беглом просмотре, максимально облегчить поиск нужной информации, а также вызвать интерес у читателя и побудить его к прочтению публикации. Достигнуть этого можно за счет правильной организации системы заголовков и удачного оформления справочно-вспомогательных элементов (колонтитулов, подрисуночных подписей, выдержек из статьи и т.п.).
Текст может иметь одну фактуру, набираться определенным шрифтом: одной гарнитурой одного начертания и кегля. В этом случае он выглядит как ряд визуально одинаковых полосок с белыми — в большинстве случаев — промежутками между ними.
Однако есть тексты, где выделяются отдельные слова, словосочетания, предложения и абзацы. Акцентирование создается благодаря изменению начертания или кегля или другими средствами.
Текст нередко делят на части внутренние подзаголовки, среди колонок завёрстываются иллюстрации.
Таким образом, простой текстовой комплекс состоит из абзацев и колонок, сложный — в тексте появляются комплексы других разновидностей (поясняющие, заголовочные, иллюстрационные).
Основные приемы оформления текста
• введение поясняющих, заголовочных, иллюстративных комплексов
• оформление авторской подписи
Способы автономизации текста. Под автономизацией понимается обособление текстов отдельных материалов, чтобы они визуально не сливались с соседним (особенно крупным) материалом. При плоской верстке это достигается использованием рамок, линий. Иногда такой текст заливается 10–15-процентным растром (текст на сером фоне).
По форме материалов: прямая, ломаная.
По расположению: вертикальная, горизонтальная, смешенная.
По симметрии: симметричная, асимметричная.
29. Виды изобразительных материалов, практика их использования в газете и журнале. Приемы размещения иллюстраций на газетной и журнальной полосе.
Виды иллюстраций: рисунки, фотографии, инфографика
• Текст и иллюстрации могут представлять собой содержательное единство, вместе раскрывать тему, усиливать друг друга.
• ориентирует читателя и служит средством художественного оформления печатных полос.
• Очень важны информационные снимки (пресс-фотография) – в этом случае текст лишь дополняет или поясняет фотоизображение.
Виды верстки иллюстраций:
• В обрез (до краев страницы)
• Вразрез (элементы разрезают текст полосы и строки текста прикрывают их сверху и снизу)
• Открытая (не прикрыта текстом сверху или снизу)
• Закрытая (прикрыта сверху и снизу)
• Глухая (внутри текста, закрывающего ее со всех сторон)
21. Понятие “верстка полос” Разновидности верстки. Основные требования
Вёрстка — полиграфический процесс изготовления печатной формы, заключающийся в составлении страниц (полос) определённого формата из гранок набранного текста, элементов оформления и др. При подготовке и в результате верстки определяются количество страниц в издании, строк на странице, расположение заголовков, иллюстраций, титульных элементов, справочных материалов, размеры пробелов (спусков) на начальных страницах и др.
Собственно, верстка – это размещение материалов (текстовых и графических) на полосах определенного формата. Все требования к верстке можно разделить на композиционные, гигиенические и стилистические.
Требования композиционные связаны с понятием технической и информационной совместимости, когда соблюдается постоянство форматов полос, правильная соподчиненность элементов текста. Требования гигиенические защищают здоровье потребителя. В случае с печатной продукцией они направлены в первую очередь на защиту зрения в процессе чтения: удобочитаемые шрифты, расстояния между частями текста, ширина полей. Требования, связанные с единством стиля, направлены на поддержание единого гармоничного образа издания: это единообразие текстовой структуры.
Верстка может быть классифицирована по нескольким признакам.
1. Верстка по виду издания:
газетная верстка – от книжно-журнальной кардинально отличается другим расположением текста и иллюстраций, а также довольно свободными правилами переносов;
акцидентная верстка – применяется для верстки отдельных небольших заказов: афиш, объявлений, бланков, рекламных листовок.
По ширине колонок материала различают постоянную (одинаковое количество равных по размеру колонок) и переменную верстку.
По способу размещения текста и иллюстраций:
открытая верстка – с иллюстрациями над или под текстом полосы;
закрытая верстка – с иллюстрациями, помещенными внутри текста и граничащими с текстом по двум или трем сторонам;
глухая верстка – когда в макете много колонок, и расположенные внутри текста иллюстрации всеми четырьмя сторонами соприкасаются с текстом;
верстка вразрез – попеременно иллюстрации и текст, при этом текст делится иллюстрациями на фрагменты;
верстка в оборку – в углу размещена иллюстрация, а с двух сторон она окружена текстом;
верстка на полях – так можно поместить мелкие изображения.
22.Применение металлического набора для изготовления текстовых фотоформ.
Способы:1)нанесение на форму черной краски — печать на прозрачной пленке(целлофан)- графитирование — текстовый диапозитив
2)печать на мелованной бумаге – фотографирование — текстовый негатив
3)препарированный набор-спец валиком зачищалась до блеска очко на всю поверхность наносится черная краска — др валиком из очка снимается красочный слой- фотографируется- текст диапозитив.
В высокой печати-негативы штрих, растов
В офсетной штрих растовый негатив, диапозитив
В глубокой — тоновый диапозитив
23.Понятие о фотонаборе. Первое поколение фотонаборной техники (19 век – первая половина 20 века)
Фотонабор – технологический процесс изготовления текста или готовая фотография. Это процесс получения текста на светочувствительном материале полиграфич шрифтом с использованием фотонаборной техники и с соблюдением всех правил набора. Создание фотонаборных машин. Все приведенные выше спосо-бы изготовления текстовых фотоформ были достаточно трудоемки и имели низкую производительность, при их использовании было обя¬зательным создание текстовой формы высокой печати. Вот почему возникла необходимость в фотонаборных машинах, которые могли бы осуществлять изготовление фотоформ, минуя традиционный на¬борный процесс. Идеи фотографического набора появились в 1894-1895 гг. Их выдвинули венгр Е. Порцельт и англичанин У. Фриз-Грин. Один из принципов работы фотонаборной машины состоял в следующем. Изображения литер размещались на так называемом шрифтоносителе. Шрифтоноситель представлял собой прозрачный Диск, на котором по окружности были нанесены непрозрачные изо¬бражения литер. Диск был соединен с клавиатурой. При нажатии на клавишу в зону фотографирования попадало соответствующее изо¬бражение литеры, которое с помощью фотографического аппарата проецировалось на фотографический материал. Такая машина была бы малопроизводительной, и не был решен вопрос выключки текста, HO, во-первых, в изобретении показана принципиальная возможность Издания фотонаборной машины, и, во-вторых, появилось название «Шрифтоноситель», которое в дальнейшем широко использовалось. «Первые несколько действующих моделей фотонаборных машин по строил в 1895-1896 гг. русский изобретатель В.А. Гассиев. Следу заметить, что в одной из моделей Гассиева в качестве шрифтоносит ля использовался непрерывно вращающийся диск. Изобретатель зна чительно опередил время, как мы увидим далее, машины, построен ные по такому принципу, стали применяться только в середине XX в. Более высокую производительность имеют машины с электронно-оптико-механическим выбором знака. В основе таких машин лежит ис-пользование изобретения французов Рене Хигонне и Луи Мойру. В каче-стве шрифтоносителя они использовали непрерывно вращающийся непрозрачный диск 1 (рис. 5.32), с прозрачными изображениями литер. Отбор знака и точное его фиксирование в зоне фотографирования осу¬ществлялось средствами электроники в соответствии с командами изготовленной на другом устройстве перф0_ ленты, на которой с помощью системы от¬верстий был закодирован текст и сведения о выключке (рис. 5.18). Первый опытный об¬разец машины был изготовлен в 1949 г. и назывался «Люмитайп». В дальнейшем ма¬шина выпускалась под названием «Фотон». К началу 1960 г. в основном в Соединенные Штаты было продано 88 таких фотонабор-ных машин. В выпущенной в 1965 г. модер¬низированной модели «Фотон 713» шриф¬тоноситель в виде диска заменен барабаном, что расширило шрифтовые возможности фотонаборной машины. В СССР выпуска¬лись фотонаборные автоматы 2НФА со шрифтоносителем в виде диска, ФА-500 и ФА-1000 с цилиндрическими шрифтоноси¬телями. Существенным недостатком фото¬наборных машин с вещественными шриф¬тоносителями была сложность корректу¬ры — ошибки можно было исправлять либо непосредственно в перфоленте, для этого использовались специальные устройства, либо на готовых фотоформах, что приводило к ухудшению качества фотоформ. Другой недостаток — ограничения по количеству знаков (хотя иногда это количество и превышало 1000) и кеглей шрифта (на¬пример, от 5 до 20 пунктов).
Следующим важным этапом развития фотонабора оказалось ис¬пользование цифроаналогового принципа изготовления текстовых фотоформ. При этом изображения литер, а затем и выключенных строк, в дальнейшем и сверстанных полос формировались на экране электронно-лучевой трубки (ЭЛТ), откуда они проецировались на фотоматериал. В результате после экспонирования и обработки полу-чались текстовые фотоформы. Необходимо заметить, что еще в 1938 г. инженером Ленинградского завода «Светлана» И.П. Полевым были предприняты первые опыты по применению экранов ЭЛТ для вос-произведения штриховых знаков.
24. В первой половине 20 века полиграфическая техника получает дальнейшее развитие. Механизируется набор всех видов текста, для чего совершенствуются наборные полуавтоматы (линотип, монотип и др.), делаются попытки сконструировать автоматические наборные машины, самостоятельно читающие оригинал, написанный на машинке. Начинается практическое применение фотонаборных машин, воспроизводящих текст на фотоплёнке. Широкое распространение получили автоматические печатные машины – тигельные, плоскопечатные, ротационные. Ротационные машины становятся основным печатным оборудованием не только в газетном, но и в журнальном и книжном производстве. Создаются высокопроизводительные газетные ротационные машины, дающие до 100 тыс. четырёхстраничных газетных оттисков в час. Агрегатирование таких машин позволяет широко варьировать объёмы газет и выпускать многотиражные газетные издания в короткие сроки. Большое развитие в первой половине 20 века получили различные способы многокрасочной печати. Наиболее распространённым способом репродукции становятся офсетная печать и ракельная глубокая печать.