Технологическая карта урока на тему «Программирование линейных алгоритмов» (8 класс)
Формирование умения писать и практически применять линейный алгоритм.
Воспитательные цели:
Воспитание познавательной активности, ответственности перед коллективом за результаты труда;
Создание условия для развития навыков совместной деятельности.
Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса.
Развитие мышления: умения анализировать, выделять главное, доказывать своё мнение.
Тип урока : комбинированный урок.
Средства обучения: доска; презентация, карточки с заданиями, компьютеры (ноутбуки).
Актуализация знаний обучающихся по темам «Основные сведения о языке программирования Паскаль; организация вода и вывода данных»
Знакомство с линейными алгоритмами на языке программирования Паскаль
Обучение составлять и применять программы, используя операторы ввода, вывода, присваивания, и стандартных функций Паскаля
Приветствие. Отметка отсутствующих на уроке.
Учащиеся включаются в деловой ритм, организация внимания всех учеников.
Проверка домашнего задания + актуализация ранее изученного материала
На прошлом уроке мы изучили основные сведения о языке программирования Паскаль. Расскажите, пожалуйста, что входит в алфавит языка?
Отлично, в паскаль так же есть служебные слова, это единые смысловые элементы с фиксированным значением, давайте повторим их, возьмите, пожалуйста чистые листочки с ваших парт и приготовьтесь к диктанту. Я буду называть значение служебного слова, а вы записывать его название на языке Паскаль.
А теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте, возьмите ручку другого цвета или карандаш и проверьте работу, давайте вместе озвучим верные ответы.
Поставьте, пожалуйста оценки в соответствии со следующими критериями (на доске): 0-5 верных -2, 6-7 верных -3, 8-10 верных -4, 11-12 верных -5). Сдайте, пожалуйста, листочки.
Давайте повторим изученные нами некоторые типы данных в языке паскаль.
Как обозначается целочисленный тип данных?
Чем отличается число 200 от числа 200.0?
Отлично. Как обозначается логический тип данных и какие два значения может принимать переменная логического типа?
Отлично, а символьный и строковый типы?
Молодцы. Расскажите о трех составных компонентах структуры программы.
Как выглядит общий вид оператора присваивания?
Отлично, откройте учебник на странице 113, выполним номера 11 и 12.
Как осуществляется ввод и вывод данных на языке Паскаль?
Откройте учебник на стр. 119, номер 10.
Латинские прописные и строчные буквы, арабские цифры, специальные символы .
Обучающиеся вместе с учителем проговаривают ответы и проверяют работы, выставляют оценки.
Первое число имеет целочисленный тип данных, а второе вещественный.
1.Заголовок программы (состоит из служебного слова Program и имени программы, после чего ставится 😉
2.Раздел описания переменных и констант (после служебного слова var перечисляются имена переменных, далее через : записывается их тип и ставится 😉
3.Программный блок (обязательный, начинается со слова begin и заканчивается словом end ).
Оператор вывода: write (), оператор ввода: read ().
Изучение нового материала
Переходим к изучению новой темы. Вспомните, пожалуйста, 3 основные алгоритмические конструкции, которые мы проходили на прошлых уроках.
Внимательно прочитайте описание на слайде (слайд 1) и попробуйте сформулировать тему и цель урока.
Следование – конструкция, отображающая естественный, последовательный порядок действий. Как называются алгоритмы, в которых используется только структура следование?
Программы, реализующие линейные алгоритмы, являются простейшими. Все имеющиеся в них операторы выполняются последовательно один за другим.
При составлении программ нам необходимо выучить следующие функции, возьмите, пожалуйста, карточку со стола (приложение 1), отклейте липкий край и приклейте карточку в свою тетрадь, дома эти функции необходимо будет запомнить.
А так же вспомним операции div и mod , расскажите, для чего они предназначены?
Отлично, давайте попробуем вместе написать программу, которая подсчитает сумму цифр введенного с клавиатуры двузначного числа.
1. Как вы думаете, какие операции нужно выполнить чтобы отделить последнюю цифру в двузначном числе? А первую?
2. С чего начинается программа
3. Давайте подумаем, сколько переменных нам понадобится для решения этой задачи
4. Не забываем поддерживать дружественный интерфейс.
5. Переменная sum теперь хранится в оперативной памяти, но вы не увидите ее на экране, что нужно сделать?
Это ваша первая составленная программа на языке Паскаль, содержащая линейный алгоритм. Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы по 2 человека (соседи по парте) и выполнить следующее задание. Перед вами 2 пачки листочков под скрепкой (приложение 2), в каждом из которых 1 программа, но разрезанная на кусочки. Формулировка задач для этих программ сейчас перед Вами на экране (слайд 2). Выберите верную последовательность и составьте программы. Когда будете готовы, поднимите руки. Первые три пары верно выполнивших задания получают оценку 5.
Задание 1: Составьте программу для вычисления площади прямоугольника по заданным двум сторонам a и b .
Технологическая карта урока по теме «Программирование линейных алгоритмов»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Технологическая карта предназначена для проведения урока информатики в 8 классе по теме «Программирование линейных алгоритмов». В данном уроке рассматривается простые линейные алгоритмы, программируемые на языке Pascal.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Шамсутдинова Гузель Тагировна
Программирование линейных алгоритмов
Обеспечить усвоение обучающимися способов записи линейных алгоритмов на языке программирования Pascal
∙ Сформировать первоначальные представления о вводе и выводе данных.
∙ научиться использовать полученные данные при составлении программ по математике;
- развитие критического логического мышления учащихся – умения выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
- повышение мотивации к самостоятельной работе;
- воспитание дисциплинированности.
- предоставление ученикам возможности конструктивно и вежливо общаться, выражать собственное аргументированное мнение и прислушиваться к мнению других;
- создание на уроке комфортной для межличностного общения обстановки, партнерских отношений «учитель-ученик».
- актуализация знаний учащихся по теме «Алгоритмы, формы представления алгоритмов»;
- знакомство с основными операторами линейных алгоритмов на языке программирования;
- обучение составлять и применять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания;
- создание условий для формирования адекватной самооценки, понимания собственного уровня освоения материала, умения планировать учебную задачу и поэтапно ее решать.
- развитие речи учеников в области предметного словаря;
- формирование умения связывать уже известный материал с новым, сравнивать и анализировать;
выявление значимости владения английским языком для изучения информатики
ПК учителя; мультимедийный проектор,
учебник, презентация по теме, карточки с заданием.
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
— Какое у вас настроение? Если хорошее — улыбнитесь всем! Если нет — посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Начнем урок!
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, объявляют об отсутствующих
Проявляют положительное отношение к урокам информатики
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем.
Умение настраиваться на урок.
Тема, которую вы изучаете — «Алгоритмизация». Вы знаете, что алгоритмические конструкции бывают 3-х основных видов. Как называется конструкция с повторением некоторых операций? (цикл) с проверкой условия? (ветвление), а какой же алгоритм представлен в эпиграфе нашего урока?(линейный)
Но сами по себе алгоритмы мы уже прошли и сейчас перешли непосредственно к программированию, а это означает запись алгоритма На языке программирования.
Таким образом у нас есть два понятия – B – ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ и C — ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
Внимание вопрос. Что получится если B сложить с C? (Программирование линейного алгоритма.)
Молодцы, это и есть тема нашего урока. Запишите её себе в тетрадь.
Сегодня на уроке мы поговорим об очень важном разделе информатики — «Программирование линейных алгоритмов».
Оценивание усваиваемого содержания, понимает свои сильные и слабые стороны
Знакомится с работой интерактивной доски.
Может структурировать информацию в нужной форме
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Умение осознанно строить речевое высказывание
Может внести необходимые дополнения и коррективы
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сегодня на уроке мы познакомимся с операторами ввода и вывода информации, научимся составлять линейные программы.
Предлагает сформулировать цель урока.
Проявляют широкий интерес к новому учебному материалу
Формулирование познавательной цели
самостоятельно
Умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её, подтверждать аргументы фактами
Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем
Первичное усвоение новых знаний
Для вывода информации на экран компьютера используется оператор print() — выводит на экран, указанные в скобках параметры, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана.
В качестве параметров в круглых скобках может быть указан текст сообщения (текст записывается в апострофах ‘ ‘) и имя переменной (записывается без апострофов), значение которой нужно вывести. Между выводимыми элементами ставится запятая.
Примеры:
write (‘Привет!’); На экране появится: Привет!
a=8;
write(‘Я учусь в ‘, а,’ классе’); На экране появится: Я учусь в 8 классе
write(х+у,’ рублей’); На экране появится: 25 рублей.
Команда ввода (считывания) с клавиатуры значения переменных во время работы программы:
read ( ); — считывает значение, введенные с клавиатуры. В качестве параметров в круглых скобках Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно ввести.
Слушают объяснения учителя, записывают в тетрадь основные понятия по теме