- 4. 3 Примеры решения транспортных задач.
- 1.Проверяем задачу на сбалансированность.
- Составляем математическую модель прямой и двойственной задач.
- Решаем задачу по методу максимального элемента.
- Решение транспортных задач линейного программирования
- Примеры решения транспортной задачи онлайн
- Примеры решения сетевой транспортной задачи
4. 3 Примеры решения транспортных задач.
Условие: Студенческие отряды СО-1, СО-2 и СО-3 численностью 70, 99 и 80 человек принимают участие в сельскохозяйственных работах. Для уборки картофеля на полях П1, П2, П3 и П4 необходимо выделить соответственно 47, 59, 49 и 43 человека. Производительность труда студентов зависит от урожайности картофеля, от численности отряда и характеризуется для указанных отрядов и полей в центнерах на человека за рабочий день и представлена в матрице:
- Распределить студентов по полям так, чтобы за рабочий день было собрано максимально возможное количество картофеля;
- Определить, сколько центнеров картофеля будет убрано с четырех полей при оптимальном распределении студентов
1.Проверяем задачу на сбалансированность.
Составляем математическую модель прямой и двойственной задач.
Математическая модельпрямой задачи:Целевая функция (на максимум)Система ограничений:
Математическая модель двойственной задачи.
Решаем задачу по методу максимального элемента.
Составляем опорный план (табл. 2) Табл.2
BjAi | П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | Ui | ||||
47 | 59 | 49 | 43 | 51 | ||||||
СО-1 | 70 | 3 | 597 | 2 | 11–W | +W | U1=-1 | |||
5 | 0 | |||||||||
СО-2 | 99 | 18 -W | 49 | 32 | +W6 | 0 | U2= 0 | |||
2 | 3 | 4 | ||||||||
СО-3 | 80 | 29 | +W | 51 | -W | U3 =4 | ||||
6 | 4 | 3 | 5 | 0 | ||||||
Vj | V1=2 | V2=8 | V3=4 | V4=6 | V5= -4 | W=11 |
Проверяем на вырожденность. Z= m+n-1=3+5-1=7Базисных клеток 7. План не вырожден. Проверяем опорный план на оптимальность. Задаем U2= 0и определяем значения потенциалов. Вычисляем оценки для всех незаполненных клеток (ij) Опорное решение не является оптимальным, так как имеются отрицательные оценки. Переходим к следующему плану. Для клетки (1,5) с наименьшей оценкой (-5) строим цикл. Ставим в эту клетку коэффициент W со знаком «+» и применяя метод наибольшего элемента находим цикл, (табл. 2). Определяем из цикла W=11 Осуществляем сдвиг по циклу и строим следующий план (табл. 3) . Табл.3
BjAi | П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | Ui | |||
47 | 59 | 49 | 43 | 51 | |||||
СО-1 | 70 | 3 | 597 | 2 | 11 | U1=4 | |||
5 | 0 | ||||||||
СО-2 | 99 | 7 -W | 49 | 43 | +W | U2= 0 | |||
2 | 3 | 4 | 6 | 0 | |||||
СО-3 | 80 | 40 | +W | 40 | -W | U3 =4 | |||
6 | 4 | 3 | 5 | 0 | |||||
Vj | V1=2 | V2=3 | V3=4 | V4=6 | V5= -4 |
Проверяем план на оптимальность методом максимального элемента, как в п.З. Задаем U2 = 0 и определяем значения потенциалов. Вычисляем оценки для всех незаполненных клеток (ij) Определяем из цикла W=7 Осуществляем сдвиг по циклу и строим следующий план (табл. 4). Табл. 4
BjAi | П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | Ui | |
47 | 59 | 49 | 43 | 51 | |||
СО-1 | 70 | 3 | 597 | 2 | 11 | U1=0 | |
5 | 0 | ||||||
СО-2 | 99 | 2 | 3 | 494 | 436 | 70 | U2= 0 |
СО-3 | 80 | 476 | 4 | 3 | 5 | 330 | U3 =0 |
Vj | V1=6 | V2=7 | V3=4 | V4=6 | V5= 0 |
Проверяем план на оптимальность методом максимального элемента, как в п.З. Задаем U2= 0 и определяем значения потенциалов. Вычисляем оценки для всех незаполненных клеток (ij) план табл. 4 оптимален. Определяем значение целевой функции прямой и двойственной задачи: Исходя из первой теоремы двойственности в условии нашей задачи Zmax=Zmin=1149 (Z=Z’) последний план оптимален Ответ:
- Чтобы за рабочий день было убрано максимально возможное количество картофеля, следует распределить студентов по полям следующим образом:
– Из СО-1 выделить 59 человек для уборки картофеля на втором поле П2, а 11 человек останутся в СО; – из СО-2 выделить 49 человек для уборки картофеля на ПЗ и 43 человека для уборки картофеля на П4, а 7 человек останутся в СО; – из СО-3 выделить 47 человек для уборки картофеля на П1, а 33 человека оставить в СО.
- При данном оптимальном распределении студентов с четырех полей будет убрано 1149 центнеров картофеля.
Пример № 2 План перевозок:
ПоставщикиАi | Потребители Вj: | |||||
Запасы аi | Себестоимость | В1 | В2 | В3 | В4 | |
350 | 250 | 150 | 250 | |||
А1 | 400 | 2 | 2 | 6 | 4 | 7 |
А2 | 300 | 3 | 6 | 2 | 7 | 1 |
А3 | 500 | 1 | 6 | 10 | 7 | 5 |
Решение: Проверяем на сбалансированность Задача не сбалансированная. Введем фиктивного потребителя В5 с потребностью в грузе, равной 200 ед. Стоимость перевозки для фиктивного потребителя определим равной нулю. В качестве общей стоимости будем брать сумму затрат на доставку единицы продукции из соответствующего пункта и ее себестоимость в этом пункте. Математическая модель прямой задачипри условии что,
Математическая модель двойственной задачи:Экономический смысл переменных: Z – целевая функция прямой задачи (суммарные затраты); Z‘ – целевая функция двойственной задачи (суммарная потенциальная прибыль от перевозки груза); Сij – стоимость перевозки единицы продукции из i-го пункта в j-ый; Xij – объем перевозок от i-го поставщика j-му потребителю; Ui – условная плата перевозчику за вывоз единицы груза из i-го пункта отправления; Vj – условная плата перевозчику за доставку единицы груза в j-ый пункт назначения.
ПотребителиПоставщики | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | Ui | ||||
350 | 250 | 150 | 250 | 200 | ||||||
А1 | 400 | 3504 | 8 | 50 —W | +W | U1=-2 | ||||
6 | 9 | 0 | ||||||||
А2 | 300 | 9 | 100 +W | 200 | -W0 | U2=-6 | ||||
5 | 10 | 4 | ||||||||
А3 | 500 | 7 | 150 | —W | 100 | +W8 | 2506 | 0 | U3 =0 | |
11 | ||||||||||
Vj | V1=6 | V2=11 | V3=8 | V4=6 | V5= 6 | W=50 |
Проверяем на вырожденность: R=m+n-1=3+5-1=7 m= 3 – количество поставщиков; n = 5 – количество потребителей. Базисных клеток 7, план не вырожден. Проверяем план на оптимальность, используя метод потенциалов. Для базисных клеток составляем систему уравнений Ui + Vj = Сij находим значение потенциалов так как переменных на 1 больше, чем уравнений, то переменной U3 присваиваем значение 0 и решаем систему уравнений, получаем Проверяем выполнение неравенства в свободных: клеткахUi + Vj ≤ Сijболее всего не выполняется условие Ui + Vj ≤ Сij, сюда ставим «+W», строим контур перераспределения W и находим его значение: Перераспределяем W=50по контуру. Составляем следующий план:
ПотребителиПоставщики | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | Ui | ||||
350 | 250 | 150 | 250 | 200 | ||||||
А1 | 400 | 350 | —W | 50 +W | U1=-6 | |||||
4 | 8 | 6 | 9 | 0 | ||||||
А2 | 300 | 9 | 150 +W | 150 | -W0 | U2=-6 | ||||
5 | 10 | 4 | ||||||||
А3 | 500 | +W | 100 | —W | 1508 | 2506 | 0 | U3 =0 | ||
7 | 11 | |||||||||
Vj | V1=10 | V2=11 | V3=8 | V4=6 | V5= 6 | W=100 |
Так как переменных наi больше, чем уравнений, то переменной U3 присваиваем значение 0 и решаем систему уравнений, получаем проверяем выполнение неравенства в свободных клетках Ui + Vj ≤ Сij, – более всего не выполняется условие Ui + Vj ≤ Сij, сюда ставим «+W», строим контур перераспределения W и находим его значение: перераспределяем W=100 по контуру. Составляем следующий план:
ПотребителиПоставщики | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | Ui | |
350 | 250 | 150 | 250 | 200 | |||
А1 | 400 | 2504 | 8 | 6 | 9 | 1500 | U1=-3 |
А2 | 300 | 9 | 2505 | 10 | 4 | 500 | U2=-3 |
А3 | 500 | 1007 | 11 | 1508 | 2506 | 0 | U3 =0 |
Vj | V1=7 | V2=8 | V3=8 | V4=6 | V5= 3 |
Проверяем выполнение неравенства Ui + Vj ≤ Сij, в свободных клетках: Неравенство Ui + Vj ≤ Сij,в свободных клетках выполняется, построенной план является оптимальным. Анализ решения.
- Оптимальный план перевозки продукции:
– от поставщика А1 перевозится 250 ед. продукции потребителю В1; 150 ед. продукции остается у поставщика; – от поставщика А2 перевозится 250 ед. продукции потребителю В2; 50 ед продукции остается у поставщика; – от поставщика А3 перевозится 100 ед.продукции потребителю В1, 150 ед, потребителю В3, 250 ед. потребителю В4 . 2.Суммарные затраты на изготовление и перевозку продукции: ден. ед. Контрольные вопросы. 1.Как сформулировать постановку транспортной задачи ? 2.Какие величины в математической модели транспортной задачи постоянные и какие переменные? 3.Как составить математическую модель прямой и двойственной транспортной задачи? 4.Какая клетка в плане транспортной задачи называется «базисной» и какая «свободной»? 5.Приведите пример сбалансированной и несбалансированной транспортной задачи. Как сбалансировать исходный план транспортной задачи? 6.Поясните понятие «вырожденность» и «невырожденность» плана. Как построить «невырожденный» план? 7.Алгоритм метода наименьшего (наибольшего) элемента. 8.Метод потенциалов и его алгоритм. 9.Какой план транспортной задачи называется опорным? 10.Какой критерий оптимальности плана транспортной задачи? 11.Поясните понятие «коэффициент перераспределения груза – W» и как он определяется? 12.Как построить контур перераспределения W? 13.Анализ решения транспортной задачи.
Решение транспортных задач линейного программирования
Среди всех задач линейного программирования (ЗЛП) особняком стоят несколько типов, в частности, транспортные задачи. Конечно, и их можно решить общепринятым симплекс-методом, но вычисления получатся неоправданно сложными и объемными из-за размерности задачи (например, для самой простой задачи с 3 складами и 3 поставщиками — 9 ограничений и 9 переменных).
Поэтому для решения транспортных задач были разработаны специальные методы: для нахождения опорного/начального плана (минимального элемента, северо-западного угла, Фогеля), и для нахождения оптимального плана (метод потенциалов, дифференциальных рент, распределительный метод).
Помимо стандартных задач, мы приводим подробное решение транспортной задачи с ограничениями на пропускную способность и транспортную задачу в сетевой постановке.
Примеры решений транспортных задач ЛП некоторыми из этих методов приведены в этом разделе — изучайте, ищите похожие, решайте (также вы можете перейти к примерам решения ТЗ в Excel). Если вам нужна помощь в выполнении подобных заданий, перейдите в раздел: Решение контрольных работ по линейному программированию.
Примеры решения транспортной задачи онлайн
Задача 1. Из трех холодильников Ai, i=1..3, вмещающих мороженную рыбу в количествах ai т, необходимо последнюю доставить в пять магазинов Bj, j=1..5 в количествах bj т. Стоимости перевозки 1т рыбы из холодильника Ai в магазин Bj заданы в виде матрицы Cij, 3×5.
Написать математическую модель задачи и спланировать перевозки так, чтобы их общая стоимость была минимальной.
Задача 2. Построить закрытую модель транспортной задачи.
Задача 3. В таблице приведены исходные данные транспортной задачи: заданы удельные транспортные расходы на перевозку единицы груза, слева указаны возможности поставщиков, а сверху – спрос потребителей. Сформулируйте экономико-математическую модель транспортной задачи, распределительным методом найдите оптимальный план перевозок.
(таблица в файле)
Задача 4. Решить транспортную задачу
1) методом потенциалов (опорный план построить всеми известными способами);
2) методом дифференциальных рент;
3) любым методом при ограничениях: x24≥4, x35≤5, x12=3.
(таблица в файле)
Задача 5. Выполнить решение в программе QM for Windows
Числа в скобках – коэффициенты транспортных расходов, столбец чисел справа от матрицы – запасы груза у поставщиков, строка снизу – потребности потребителей.
1. Решить и проанализировать ТЗ без ограничений.
2. Решить ТЗ с запретом перевозки по самому выгодному пути (с наименьшими затратами).
3. Решить двухэтапную ТЗ с числом поставщиков – 3, складов – 2 и потребителей – 4, взяв за c_ik первых два столбца коэффициентов исходной матрицы, а за c_kj – последние две строки этой матрицы. Мощности складов одинаковы и равны половине суммарных запасов поставщиков, округлённых до целых десятков в большую сторону.
Задача 6. Составить математическую модель транспортной задачи и решить её методом потенциалов. Завод имеет 3 цеха А, В, С и 4 склада №1,2,3,4. Цех А производит 30 тыс.штук изделий, цех В – 40 тыс. штук изделий, С – 20 тыс. штук изделий. Пропускная способность склада №1 — 20 тыс. штук изделий, №2 — 30 тыс. штук изделий, №3 – 30 тыс.штук, №4 – 10 тыс. штук. Стоимость перевозки из цеха А соответственно в склады №1,2,3,4 1 тыс. штук изделий составляет 20, 30, 3, 4 р., из цеха В 1 тыс. – соответственно 3, 20, 5, 1 р., а из цеха С – соответственно 4, 30, 2, 6 р.
Составить такой план перевозок изделий, при котором расходы на перевозку 90 тыс. изделий были бы наименьшими.
Примеры решения сетевой транспортной задачи
Задача 7. Имеется сеть железных дорог, на которой расположены 3 пункта отправления однородного груза и 9 станций его приема. Известны затраты на перевозку грузов от i-ой до j-ой станции. Заданы объемы ресурсов в каждом пункте отправления и объемы прибытия в каждый пункт назначения. Требуется составить оптимальный план перевозок, предусматривающий минимальные суммарные затраты.
1. Пункты 1, 2, 3 — пункты отправления с объемом запаса, соответственно 200, 150 и 150. Потребности пунктов назначения таковы: 4 — 40, 5 — 70, 6 — 40, 7 — 50, 8 — 45,9 — 60,10 — 70,11 — 75,12 — 50. Затраты между соответствующими вершинами заданы: 1-5 — 65, 1-7 — 75, 1-9 — 25, 2-5 — 60, 2-6 — 115, 2-9 — 25, 2-12 — 90, 3-4 — 95, 3-8 — 30, 3-10 — 45, 3-11 — 40, 4-8- 15, 4-12 — 40, 5-7 — 95, 5-9 — 35, 6-8 — 65, 6-9 — 15, 6-11 — 55,6-12 — 80,7-10 — 15,8-11 — 45,9-11 — 35,10-11-110.
2. Пункты 1, 2, 3 — пункты отправления с объемом запаса, соответственно 200,150 и 150. Потребности пунктов назначения таковы: 4 — 40, 5 — 70, 6 — 40, 7 — 50, 8-45,9-60,10-70,11 -75,12-50. Затраты между соответствующими вершинами заданы: 1-5 — 65, 1-7 — 75, 1-9 — 25, 2-5 — 60, 2-6 — 115, 2-9 — 25, 2-12 — 90, 3-4 — 95, 3-8 — 30, 3-10 — 45, 3-11 — 40, 4-8 — 15, 4-12 — 40, 5-7 — 95, 5-9 — 35, 6-8 — 65, 6-9 — 15, 6-11 — 55,6-12 — 80,7-10 — 15,8-11 — 45, 9-11 — 35,10-11 -110.
Для следующих звеньев существуют ограничения на пропускные способности. 1-7 — 40, 1-11 — 10, 2-9 — 15, 3-10 — 30.
Задача 8. Пункты производства и потребления связаны между собой транспортной сетью. В пунктах производства сосредоточено некоторое количество однородного груза, которое необходимо вывезти в пункты потребления. Стоимость перевозки единицы груза на каждом участке (равная Сs) задана. Предполагается, что на каждом участке перевозка грузов осуществляется в одном направлении. Требуется составить такой план перевозки, при котором транспортные расходы будут минимальными.