Тема урока программирование введение

Технологическая карта (план) урока «Введение в программирование»

Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Введение в программирование

Урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Программно-технические средства на уроке

Компьютер, мультимедийная презентация

Создать условия для формирования и первичного закрепления знаний учащихся о программировании

Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Умение выделять алгоритмы в различных процессах

Представление об алгоритмических конструкциях и их реализации в среде программирования; умение реализовывать алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение реализовывать алгоритмы для формального исполнителя в среде программирования.

Формируемые результаты

Возможные используемые инструменты

Приветствие. Проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности.

Приветствие. Подготовка рабочего места.

Преподаватель задает вопросы для проверки знания, понимания материала, усвоенного на предыдущих уроках.

— Дайте определение алгоритма

— Перечислите свойства алгоритма

— Назовите способы записи алгоритмов

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, соблюдение правил речевого этикета, отстаивание своей точки зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

3. Формулировка темы урока

Подведение к теме урока через наводящие вопросы.

Формулируют тему урока, ставят цели и задачи.

Коммуникативные: Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Личностные: Формирование логического мышления.

Регулятивные: У мение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.

4. Изучение нового материала

О рганизация деятельности учащихся по формированию знаний и умений при работе с алгоритмами и их реализацией в среде программирования..

Работа под руководством преподавателя

Восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизация новых знаний. Усвоение способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению.

5. Закрепление изученного материала

Повторение рассмотренных понятий, разбор примеров; выявление пробелов и корректировка неверных представлений.

Фронтальная работа, индивидуальная работа в тетради.

Регулятивные: Умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Оценивание работы учащихся на уроке.

Какая это алгоритмическая структура?

Высказывают свое мнение об уроке.

Личностные: Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, осознанность учения.

Сообщение задания для домашней работы.

§3.4 (3.4.2) стр. 129-133 . Задание 14,15 стр.146

Регулятивные: Волевая саморегуляция.

Личностные: Адекватное реагирование на трудности.

Урок 40. Введение в программирование

Компьютеры понимают только очень ограниченный набор инструкций и чтобы заставить их что-то делать, нужно четко сформулировать задание, используя эти же инструкции. Программа (также «приложение» или «программное обеспечение», «софт») — это набор инструкций, которые указывают компьютеру, что ему нужно делать. Физическая часть компьютера, которая выполняет эти инструкции, называется «железом» или аппаратной частью (например: процессор, материнская плата).

Процессор компьютера не способен понимать напрямую языки программирования, такие как C++, Java, Python и другие. Очень ограниченный набор инструкций, которые изначально понимает процессор, называется машинным кодом (или «машинным языком»). Каждая команда (инструкция) состоит только из двух цифр — 0 или 1 (это двоичный код). Эти числа называются битами (сокращенно от англ. «binary digi). Например, машинный код архитектуры MIPS имеет все инструкции длиной 32 бита. Другие архитектуры (например, x86, которую вы, вероятнее всего, используете) используют инструкции, длина которых может быть указана как переменная.

Например, одна команда машинного кода архитектуры x86 выглядит следующим образом:

Во-вторых, каждый набор битов переводится процессором в инструкции для выполнения какого-то определенного задания, например: сравнить два числа или переместить вот это число в вот эту ячейку памяти. Разные типы процессоров обычно имеют разные наборы инструкций, поэтому инструкции, которые будут работать на процессорах Intel вполне вероятно, что не будут работать на процессорах Xenon (используются в xBox). Раньше, когда компьютеры только начинали массово распостраняться, программисты должны были писать программы непосредственно на машинном языке, что было очень трудно и требовало намного больше времени, нежели сейчас.

Так как программировать машинным языком очень трудно, то программисты изобрели язык ассемблера. В этом языке каждая команда идентифицируется коротким именем (а не набором единиц с нулями), и переменными можно уже управлять через их имена. Таким образом, писать и читать код стало гораздо легче. Тем не менее, процессор всё равно не понимает язык ассемблера напрямую. Его также нужно переводить, с помощью ассемблера, в машинный код. Ассемблер – это транслятор (переводчик), который переводит код, написанный на языке ассемблера, в машинный язык. В Интернете этот язык называют просто — Ассемблер.

Преимуществом Ассемблера является скорость и он до сих пор используется, когда скорость имеет решающее значение. Тем не менее, причина подобного преимущества заключается в том, что программирование на этом языке адаптируется к конкретному процессору. Программы адаптированы под один процессор не будут работать на другом. Кроме того, на этом языке по-прежнему требуется много, не очень читабельных, инструкций для выполнения даже простого задания.

Вот та же команда выше, только написана на языке ассемблера:

Высокоуровневые языки программирования

Для решения проблем читабельности и чрезмерной сложности были разработаны высокоуровневые языки программирования. C, C++, Pascal, Java, JavaScript и Perl — это всё языки высокого уровня. Они позволяют писать программы без необходимости переживать о совместимости кода с разными процессорами компьютеров. Программы, написанные на языках высокого уровня, также должны быть переведены в машинный код перед выполнением. Есть два пути решения этой задачи:

компиляция, которая выполняется компилятором;

интерпретация, которая выполняется интерпретатором.

Компилятор – это программа, которая читает код и создает автономную (способную работать независимо от другого аппаратного или программного обеспечения) исполняемую программу, которую процессор понимает напрямую. При запуске программы весь код компилируется целиком, затем создается исполняемый файл и уже при повторном запуске программы компилятор не нужен.

Если по-простому, то процесс компиляции выглядит следующим образом:

Описание: https://ravesli.com/wp-content/uploads/2016/04/sxemagotovoOk.jpg

Интерпретатор — это программа, которая напрямую выполняет код, без его предыдущей компиляции в машинный язык. Интерпретаторы более гибкие, но менее эффективны, так как процесс интерпретации выполняется повторно при каждом новом запуске программы.

Описание: https://ravesli.com/wp-content/uploads/2016/04/sxemagotovo22Ok.jpg

Любой язык может быть компилируемым или интерпретируемым, однако, такие языки, как C, C++ и Pascal, как правило, компилируются, в то время как «скриптовые» языки, такие, как Perl и JavaScript, интерпретируются. Некоторые языки, как Java, являются смешанными (компилируются и интерпретируются).

Преимущества высокоуровневых языков

1. Легче писать/читать код. Вот та же команда выше, но на языке C/C++:

2. Требуется меньше инструкций для выполнения определенной задачи по сравнению с низкоуровневыми языками. В C++ вы можете сделать что-то вроде этого: а = Ь * 2 + 5; в одной строке. В языке ассемблера вам пришлось бы использовать 5 или 6 инструкций.

3. Вы не должны заботиться о таких деталях, как загрузка переменных в регистры процессора. Компилятор или интерпретатор берет это на себя.

Описание: sxemagotovo33

4. Более портативные под различные архитектуры, но с одним нюансом.Нюанс заключается в том, что многие платформы, такие как Microsoft Windows, имеют свои собственные функции, с помощью которых писать код становится намного легче. Но тогда придется пожертвовать портативностью, так как функции одной платформы вполне вероятно, что не будут работать на другой платформе. Обо всем этом более детально мы поговорим в следующих уроках.

Источник

Введение в программирование
план-конспект урока по информатике и икт на тему

Урок раскрывает базовыепонятия среды программирования, процесс разработки программ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение в программирование

Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний

Цель: Познакомить учащихся с первоначальными данными нужными для разработки программ – языками программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмический язык.

  • познакомить учащихся с алфавитом языков программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмического языка;
  • познакомить учащихся со структурой программы на разных языках программирования;
  • научить учащихся записывать арифметические выражения на языках программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмический язык;
  • выяснить сходства и различия языков программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмического языка;
  • развитие умений использовать команды разных языков программирования для записи программы линейной структуры;

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический.

Оборудование и программное обеспечение:

  • компьютер;
  • проектор;
  • операционная система;
  • язык программирования Паскаль, Бейсик, алгоритмический язык.
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация начальных знаний учащихся.
  3. Изучение нового материала.
  4. Создание проблемной ситуации. Закрепление знаний.
  5. Проверка и самопроверка. Анализ полученных результатов.
  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

II. Актуализация начальных знаний учащихся.

Под системой программирования следует понимать систему, образуемую языком программирования, а также вспомогательными средствами для подготовки программ в форме, пригодной для выполнения. Система программирования, иногда говорят «среда программирования», позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить ошибки и оперативно исправлять их, отлаживать и исполнять программу.

Языки программирования являются искусственными языками со строго определенным синтаксисом и семантикой, поэтому они не допускают свободного толкования инструкций, характерного для естественного языка.

III. Изучение нового материала.

Алгоритмом называется понятное и точное предписание (указание) исполнителю совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели для решения поставленной задачи.

Алгоритмы можно записать разыми способами. Нас будет интересовать самый трудный – на языке программирования.

Давайте рассмотрим 3 языка программирования:

Вы можете спросить, почему три языка, а не один? Дело в том, что в вариантах ЕГЭ по информатике встречаются задачи на программирование. Решение задач можно оформлять на любом языке программирования, в том числе и в виде блок-схемы. Какой язык выбрать, дело пользователя, поэтому я постараюсь кратко изложить особенности трех языков.

Язык программирования, как другой язык имеет свой алфавит – набор символов.

1) прописные и заглавные буквы русского алфавита;
2) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв;
3) знаки операций:
+ — * / ^ = <> = :=
4) разделители_, пробел, ( ), «, “
5) служебные слова:
Алг, нач, кон, арг, рез, цел, сим, лит, лог, вещ, таб, длин, нц, кц, дано, надо, если, то, иначе, всё, пока, для, от, до

1) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв;
2) 10 цифр;
3) знаки операций:
+ — * / ^ = <> = :=
4) разделители_, пробел, ( ), «, “
5) служебные слова:
Byte, integer, long, single, double, boolean, string, dim, const, true, false, data, read, input, print, if, then, else, goto, for
6) буквы русского языка используются в комментариях.

1) 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв;
2) 10 цифр;
3) знаки операций:
+ — * / = <> = :=
4) ограничители:
. , ‘ ( ) [ ] (. .) < >(* *) .. : ;
5) служебные слова:
SET, MOD, AND, FOR, THEN, ARRAY, FILE, STRING, NOT, TO, BEGIN, FUNCTION, CASE, GOTO, OF, IF, DIV, PROCEDURE, DO PROGRAM, WHILE, DOWNTO, WITH, ELSE, XOR, END, REPEAT, LABEL
6) буквы русского языка используются в комментариях.

Источник

Читайте также:  Метод линейного программирования метод корреляционного анализа
Оцените статью