Клавиатура как способ взаимодействия с ботом
Очень полезная возможность, которая упрощает взаимодействие пользователя с ботом. Рассмотрим этот объект пользовательской клавиатуры с опциями ответа, какие типы нам доступны на текущую версию API.
is_bot — флаг, определяющий пользователя как бота, в случае с ботом равен 1, в случае с пользователем пустое значение
Полезный инструмент
У каждого бота есть ссылка, которая открывает диалог с ним в Telegram — https://telegram.me/ИМЯ_БОТА . К этой ссылке можно добавить параметры start или startgroup со значениями. Значение может быть длиной от 1 до 64 символов и состоять из букв латинского алфавита (больших — A-Z и маленьких — a-z), цифр — 0-9, нижнего подчеркивания _ и тире -.
https://telegram.me/ИМЯ_БОТА?start=ВАШЕ_ЗНАЧЕНИЕ
Telegram Bot API рекомендует использовать base64url для кодирования параметров с двоичным и другими типами контента.
По ссылке с параметром start будет открыт диалог с ботом, с кнопкой Старт в месте поля ввода. Если используется параметр startgroup, пользователю будет предложено выбрать группу для добавления бота.
Как только пользователь подтвердит действие (нажмет кнопку Пуск в своем приложении или выберет группу для добавления бота), ваш бот получит сообщение от этого пользователя в таком формате:
Для удобства пользователя, можно через настройки Commands вашего бота у @BotFather, задать список поддерживаемых ботом команд. Тогда при вводе знака слеш / , пользователь увидит все команды и сможет сразу их отправить, просто нажав на одну из них. Каждая команда состоит из собственно командного слова, начинающегося со слеша и короткого описания:
Клавиатуры и их возможности
Для управления ботом вы как создатель бота предполагаете какой-то сценарий. Пользователю чтобы получить от бота желаемый результат нужно отправить команду. Бот, когда получит команду обработает ее и отреагирует по установленному вами сценарию. Но представьте, что пользователь написал команду с ошибкой, бот в этом случае должен предупредить что команда не распознана и попросить попробовать еще раз. Это не совсем удобно пользователю, и он может пойти искать другого бота с аналогичными возможностями. Вы можете потерять потенциального клиента, это не совсем хорошо.
В этом случае нам помогут клавиатуры. Ее нужно просто после старта диалога с ботом вывести на экран пользователю, и когда тот нажмет на нужную ему кнопку, боту отправиться заложенная вами правильная команда. В этом случае уходим от возможных ошибок, интерфейс бота выглядит более приветливо и профессионально. Качество бота повышается.
С каждым сообщением бот может отправлять разный набор кнопок как по количеству, так и по назначению. Кнопки можно расположить непосредственно под сообщением (InlineKeyboardButton), или зафиксировать под тестовым полем для ввода сообщения (KeyboardButton). Различия в них очень существенные на мой взгляд. Давайте рассмотрим некоторые их возможности.
KeyboardButton
Этот объект представляет одну кнопку клавиатуры, располагающуюся под текстовым полем для отправки сообщения. Поставляется она в интерфейс приложения в наборе с другими аналогичными кнопками через объект ReplyKeyboardMarkup. В качестве параметров с ним можно передать:
text — текст который будет на отображен на кнопке, обязательный параметр, поддерживает текст и смайлики (эмодзи)
request_contact — если параметр установлен в true, пользователь отправит в бот свой номер телефона на который зарегистрирован аккаунт
request_location — если параметр установлен в true, пользователь отправит в бот свое текущее местоположение
Если будет заполнен только обязательный параметр text , то при нажатии на кнопку будет отправлено текстовое сообщение с содержанием из этого параметра. Если будет включено дополнительно одно из необязательных параметров или локация, или контакт, то будет отправлен или контакт, или локация соответственно. Необязательные параметры взаимоисключающие.
Помимо набора кнопок в объект ReplyKeyboardMarkup можно передать еще ряд параметров:
При необходимости удалить клавиатуру используйте объект ReplyKeyboardRemove.
InlineKeyboardButton
Это объект одной кнопки встроенной клавиатуры. Располагается набор таких кнопок сразу под сообщением. С помощью этого объекта можно передать кнопке url , или использовать его для голосования как одним из вариантов. В любом случае можно сделать много интересного и полезного. Рассмотрим его возможности на практике чуть ниже. Передается в наборе с другими аналогичными кнопками через объект InlineKeyboardMarkup. Принимает параметры:
text — текст который будет на отображен на кнопке, обязательный параметр, поддерживает текст и смайлики (эмодзи)
switch_inline_query — после нажатия будет предложен выбор чата где будет использован бот во встроенном режиме, пример @gif dog
switch_inline_query_current_chat — после нажатия вставит команду для использования бота во встроенном режиме в текущем чате
Теперь немного практики
Предлагаю рассмотреть поближе возможности клавиатур. Для примера я сделаю 4 кнопки: 2 KeyboardButton и 2 InlineKeyboardButton. Для этого будем работать с теми же инструментами, которые были в предыдущей статье. Добавим только несколько новых методов.
Логика скрипта будет простая, при старте бот будет выводить сообщение о готовности и 2 кнопки Голосовать и Помощь. При нажатии на кнопку Помощь — выведется сообщение с небольшой инструкцией, а при нажатии на кнопку Голосовать на экране появиться сообщение и под ним 2 кнопки, при нажатии на которые произойдет увеличения счетчика.
Чтобы обрабатывать команды от всех типов кнопок нам надо составить условия проверки. В моем примере от кнопки KeyboardButton команда приходит в виде обычного текстового сообщения вместе с объектом Message под ключом text, а от кнопки InlineKeyboardButton в объекте CallbackQuery под ключом data.
elseif (array_key_exists('callback_query', $arrData)) < $chat_id = $arrData['callback_query']['message']['chat']['id']; $message = $arrData['callback_query']['data']; >?>
Кнопки будем отправлять в параметре reply_markup в методе sendMessage. Набор кнопок идет в таком формате:
Массив данных ( 'Тип клавиатуры' => Массив строк кнопок ( Массив кнопок строки ( Массив параметров кнопки ( ) ) ), // если предусмотрено 'Дополнительный параметр', )
Создадим два метода для разных клавиатур, на входе принимают массив строк кнопок, на выходе строку в формате JSON.
$data, ); return json_encode($inlineKeyboard); > private function getKeyBoard($data) < $keyboard = array( "keyboard" =>$data, "one_time_keyboard" => false, "resize_keyboard" => true ); return json_encode($keyboard); > ?>
Сам набор кнопок будет выглядеть вот так.
getKeyBoard([[["text" => "Голосовать"], ["text" => "Помощь"]]]); $inlineKeyboard = $this->getInlineKeyBoard([[ ['text' => hex2bin('F09F918D') . ' 0', 'callback_data' => 'vote_1_0_0'], ['text' => hex2bin('F09F918E') . ' 0', 'callback_data' => 'vote_0_0_0'] ]]); ?>
Во встроенных кнопках (inlineKeyboardButton) в качестве значения параметра callback_data будем передавать служебную информацию в виде action_type_count1_count2 , где
В значении параметра text передаем бинарный код эмодзи в кодировке UTF-8 (список эмодзи), которые преобразуются из шестнадцатеричных данных в двоичные данные функцией hex2bin, и еще выведем текущее числовое значение счетчика кнопки.
Теперь нам остается только описать механизм определения команды и механизм ее обработки. Поэтому в методе init() создадим конструкцию оператора switch
"Приветствую, давайте начнем нашу практику. Нажмите на кнопку Голосовать.", 'chat_id' => $chat_id, // отправляем клавиатуру 'reply_markup' => $justKeyboard, ); $this->requestToTelegram($dataSend, "sendMessage"); break; // если пришла команда Голосовать case 'Голосовать': $dataSend = array( 'text' => "Выберите один из вариантов", 'chat_id' => $chat_id, // отправляем встроенную клавиатуру 'reply_markup' => $inlineKeyboard, ); $this->requestToTelegram($dataSend, "sendMessage"); break; // если запросили Помощь case 'Помощь': $dataSend = array( 'text' => "Просто нажмите на кнопку Голосовать.", 'chat_id' => $chat_id, ); $this->requestToTelegram($dataSend, "sendMessage"); break; // если вызвана встроенная кнопка case (preg_match('/^vote/', $message) ? true : false): // получаем новую клавиатуру $params = $this->setParams($message); $dataSend = array( 'reply_markup' => $params[0], 'message_id' => $arrData['callback_query']['message']['message_id'], 'chat_id' => $chat_id, ); // изменяем клавиатуру под выбранным сообщением $this->changeVote($dataSend, $params[1], $arrData['callback_query']['id']); break; // незапланированное действие обрабатываем как поумолчанию default: $dataSend = array( 'text' => "Не запланированная реакция, может просто нажмете на кнопку Голосовать.", 'chat_id' => $chat_id, ); $this->requestToTelegram($dataSend, "sendMessage"); break; > ?>
Давайте разберемся, что в этом коде происходит. Оператор switch принимает значение $message , которое может быть, как просто текст сообщения (в том числе команды), так и значение объекта callbackQuery .
При получении команды Голосовать, выводим текстовое сообщение и набор встроенных кнопок с параметром callback_data .
И самое интересное это когда принимаем значение в начале которого стоит action , в нашем случае это vote . Мы формируем новую клавиатуру изменяем в ней текстовое значение, увеличиваем счетчик у нажатой кнопки и подставляем новую служебную информацию в параметрах callback_data .
Для создания новой клавиатуры мы используем метод setParams() , а для отправки изменений мы используем метод changeVote(). Здесь остановим внимание на методах Bot API
answerCallbackQuery — позволяет выводить уведомление о проделанной работе CallbackQuery, мы его используем, уведомляя пользователя что он удачно проголосовал.
requestToTelegram($data, "editMessageReplyMarkup") ? "Вы проголосовали " . hex2bin($emoji) : "Непредвиденная ошибка, попробуйте позже."; // отправляем уведомление при любом результате $this->requestToTelegram([ 'callback_query_id' => $callback_query_id, 'text' => $text, 'cache_time' => 3, ], "answerCallbackQuery"); > private function setParams($data) < // разбиваем в массив по знаку _ $params = explode("_", $data); // увеличиваем значение или левой или правой кнопки $params[1] ? $params[2]++ : $params[3]++; // готови клавиатуру с новыми значениями callback_data $arr[] = $this->getInlineKeyBoard([[ [ 'text' => hex2bin('F09F918D') . ' ' . $params[2], 'callback_data' => 'vote_1_' . $params[2] . '_' . $params[3] ], [ 'text' => hex2bin('F09F918E') . ' ' . $params[3], 'callback_data' => 'vote_0_' . $params[2] . '_' . $params[3] ] ]]); // готовим эмодзи для уведомления $arr[] = $params[1] ? 'F09F918D' : 'F09F918E'; return $arr; > ?>
Подводим итоги
Мы рассмотрели некоторые способы взаимодействия между пользователем и ботом, в основном это элементы интерфейса бота.
alekssamos / telegram_callback_data_example.php
This file contains bidirectional Unicode text that may be interpreted or compiled differently than what appears below. To review, open the file in an editor that reveals hidden Unicode characters. Learn more about bidirectional Unicode characters
/* https://ru.stackoverflow.com/q/557656 */ |
/* Теперь понятно, как работает callback-data */ |
$ access_token = ‘xxx’ ; |
$ api = ‘https://api.telegram.org/bot’ . $ access_token ; |
$ output = json_decode(file_get_contents( ‘php://input’ ), TRUE ); |
$ chat_id = $ output [ ‘message’ ][ ‘chat’ ][ ‘id’ ]; |
$ message = $ output [ ‘message’ ][ ‘text’ ]; |
$ callback_query = $ output [ ‘callback_query’ ]; |
$ data = $ callback_query [ ‘data’ ]; |
$ message_id = [ ‘callback_query’ ][ ‘message’ ][ ‘message_id’ ]; |
$ chat_id_in = $ callback_query [ ‘message’ ][ ‘chat’ ][ ‘id’ ]; |
switch ( $ message ) |
case ‘/test’ : |
$ inline_button1 = array (» text «=>» Google url «,» url «=>» http://google.com «); |
$ inline_button2 = array (» text «=>» work plz «,» callback_data «=> ‘/plz’ ); |
$ inline_keyboard = [[ $ inline_button1 , $ inline_button2 ]]; |
$ keyboard = array (» inline_keyboard «=> $ inline_keyboard ); |
$ replyMarkup = json_encode( $ keyboard ); |
sendMessage( $ chat_id , » ok «, $ replyMarkup ); |
break ; |
> |
switch ( $ data ) |
case ‘/plz’ : |
sendMessage( $ chat_id_in , » plz «); |
break ; |
> |
function sendMessage ( $ chat_id , $ message , $ replyMarkup ) |
file_get_contents( $ GLOBALS [ ‘api’ ] . ‘/sendMessage?chat_id=’ . $ chat_id . ‘&text=’ . urlencode( $ message ) . ‘&reply_markup=’ . $ replyMarkup ); |
> |
Долго не мог понять, как работает callback data,теперь благодаря этому ответу понял. Сохранил здесь, чтобы не потерять.
Telegram bot php. Inline keyboard. Подскажите, что делать дальше с callback_data. Что бы после нажатия на кнопку inline keyboard — бот ее обработал
Подскажите, пожалуйста как написать простой сценарий для бота, например:
написал команду «/test»,
бот спрашивает: «Вы уверены?»
пишешь в ответ: «Да»
бот отправляет следующее сообщение по сценарию, если пишешь «нет» — сценарий заканчивается.
Важно, что бы мой ответ «Да» не обрабатывался ботом, пока он не спросит «Вы уверены?»(после команды /test)
Footer
You can’t perform that action at this time.