- §3. ПАСКАЛЬ КАК ЯЗЫК СТРУКТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
- Презентация. Паскаль язык структурного программирования
- Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС СОО
- Компьютерная грамотность для пенсионеров
- Креативные инструменты в PowerPoint
- Описание презентации по отдельным слайдам:
§3. ПАСКАЛЬ КАК ЯЗЫК СТРУКТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Язык Паскаль, начиная с момента своего создания Н.Виртом в 1971 г., играет особую роль и в практическом программировании, и в его изучении. С непревзойденной четкостью в нем реализованы принципы структурного программирования, которые мы рассматривали в п. 1.8. Паскаль стал первым языком, с которым знакомится большинство будущих программистов в мире.
Трансляторы для программ, написанных на Паскале, разработаны для различных компьютеров и в настоящее время имеют множество разновидностей. Они являются компиляторами, обрабатывающими разработанные программистами тексты программ. Существует много версий языка Паскаль. Различия между ними порой весьма велики. Так, базовая версия Вирта имеет многократно меньшие возможности чем, скажем, версия ТурбоПаскаль 7.0 (первая, фактически — язык для обучения будущих программистов, а вторая — орудие профессиональных разработчиков прикладного программного обеспечения). Тем не менее, это версии одного языка, что, в частности, подтверждается их совместимостью «сверху вниз», т.е. любая программа, соответствующая «младшей» версии, соответствует и «старшей» (за исключением малозначащих синтаксических оговорок). Приведенные ниже тексты программ и примеры соответствуют (если нет специальных оговорок) версиям не ниже Турбо-Паскаль 3.0. Любая Паскаль-программа является текстовым файлом с собственным именем и с расширением .pas. Рассмотрим в качестве примера текст программы 1 решения квадратного уравнения. Паскаль-программа имеет вид последовательности символов латинских и русских букв, арабских цифр, знаков операции, скобок, знаков препинания и некоторых дополнительных символов. В ней можно выделить описания данных и операторы, описывающие действия, которые надо выполнить машине над этими данными. Программа I
program KvadUravn; | (заголовок программы) | |
var | (список переменных) | |
а,b,с: real; | (коэффициенты уравнения) | |
d,xlx2: real; | (вспомогательные переменные) | |
begin | (начало программы) | |
writein; | (пропуск строки на экране) | |
writein(‘введи a,b,c’); read(а,Ь,с); | (ввод данных) | |
d:=b*b-4*a*c; | (дискриминант) | |
if d | (если d | |
write(‘корней нет’) | (печатать) | |
else | (иначе) | |
begin | (начало серии команд) | |
xl:=(-b+sqrt(d))/(2*a); | (вычисляем корни) | |
x2:=(-b-sqrt(d))/(2*а); | ||
write(‘х1=’,х1,’ х2=’,х2) | (печать корней) | |
end | (конец серии) | |
end. | (конец программы) |
Схематически программа представляется в виде последовательности восьми разделов: 1) заголовок программы; 2) описание внешних модулей, процедур и функций; 3)описание меток; 4) описание констант; 5) описание типов переменных; 6) описание переменных; 7) описание функций и процедур; 8) раздел операторов. Не в каждой программе обязательно присутствуют все восемь разделов, в простейшей программе, например, могут быть только 5-й и 8-й разделы. Каждый раздел начинается со служебного слова, назначение которого зафиксировано в Паскале так, что его нельзя употреблять для других целей (список и перевод служебных слов дан в Приложении). Рассмотрим пример программы 2, вычисляющей длину окружности и площадь круга по данному радиусу. Программа 2
program circle; const pi=3.14159; var r,s,1 : real; begin writeln (введите радиус’); readln(r); s:=pi*r*r; l:=2*pi*r; writeln(‘площадь круга=’,S:8:4); writeln(‘длина окружности=’, l:8:4) end. В этой программе можно выделить четыре раздела. Описание заголовка начинается со служебного слова program, описание констант — const, описание переменных -var, раздел операторов начинается с begin. Программа заканчивается служебным словом end, после которого ставится точка. Описания величин и операторы друг от друга отделяются знаком «точка с запятой». Для обозначения величин используются имена. Они составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом должна быть буква. В примере использованы имена величин — pi, r,s и 1. Имя программы (в примере — circle) выбирается автором и составляется по такому же правилу. Постоянные величины (константы) чаще всего бывают числовыми или символьными (но могут быть и других типов, о которых речь пойдет ниже). Значения символьных констант заключаются в апострофы. Постоянные величины описываются в разделе констант по схеме: const <имя>= В разделе констант может быть описано несколько постоянных величин. Например: const pi=3.14159; k=-15; s=’площадь’; Данные, обрабатываемые программой, могут быть разных типов (числа, символы, строки, массивы и т.д.). Тип определяет область допустимых значений, а также операции и функции, применяемые к величинам этого типа. В Паскале имеется несколько встроенных простых типов со стандартными именами. Группа типов, значения каждого из которых можно перечислить в некотором списке — скалярные типы. Для них определена порядковая функция ord(x) — номер значения х в списке (для целочисленного х ord(x)=x); функции pred(x) — значение в списке, предшествующее х, и suce(x) — значение в списке, следующее за х. Упорядоченный тип — это тип, значения которого упорядочены в обычном смысле. К данным такого типа применимы операции отношения , =(больше или равно), =, <> ( не равно). Для логического типа выполняется неравенство: false < true. Переменные описываются в разделе описания переменных по схеме: var : Имена в списке разделяются запятой. В этом разделе может быть описано несколько переменных разного типа, например:имя>
var a,b,c:real; k,l:integer; p:boolean; Над целыми величинами (тип integer) определены арифметические операции : * (умножение), div (деление нацело), mod (вычисление остатка от деления), + , -(сложение и вычитание); операции перечислены в порядке старшинства. Например: 25 div 4 = 6 ; 25 mod 4=1. Целый результат дают некоторые стандартные функции (аргумент функции заключается в круглые скобки):
abs(x) | — абсолютная величина целого х; |
sqr(x) | -квадрат значения х; |
trunc(x) | — целая часть вещественной величины х; |
round(x) | — целое число, полученное из вещественного х по правилу округления; |
random(x) | — случайное целое число из интервала от 0 до х. |
Например: trunc(4.7)=4 ; round(4.7)=5 ; sqr(3)=9 . Для данных типа byte определены те же операции и функции, что и для данных типа integer. Над вещественными величинами определены операции: *, +, -, /, а также стандартные функции при вещественном или целом аргументе: abs(x), sqr(x), sin(x), cos(x), arctan(x), ln(x), exp(x), sqrt(x) — квадратный корень из х, int(x) — целая часть из х, random — случайное число из интервала от 0 до 1. Указанные операции и функции дают вещественный результат. Над логическими величинами определены операции: not — отрицание, and -конъюнкция, or-дизъюнкция. Логическая функция odd(x) принимает значение true, если целочисленное х является нечетным и false , если четным. Множество всех символов образуют символьные величины (тип char), которые являются упорядоченными, причем ‘А’ < 'В'< 'С' := Тип переменной и тип выражения должны быть согласованы (величины принадлежат одному и тому же типу). Есть исключение: имя переменной может относиться к типу real, а значение выражения - к типу integer. Примеры. l:=2*pi*r; p:=(a+b+c)/2; z:=sqrt(sqr(x)+sqr(y)) В Паскале можно вводить с клавиатуры числовые и символьные данные. Имеются две встроенные процедуры (подпрограммы) ввода: 1) read(); 2) readln(). При выполнении процедуры read(xl,x2. xN) программа прерывается и компьютер ждет ввода с клавиатуры N значений переменных из списка х1, х2. xN. Эти значения - константы соответствующих типов - должны при вводе разделяться пробелами. Набор данных завершается клавишей ввода. Процедура readin отличается от read только тем, что при завершении ввода курсор перемещается в начало следующей строки. Пример. var a,b:real; c:char; d:integer; . read(a,c,d,b); . Допустимый ввод: 83.14 k 200-7.15 Программа на Паскале может выводить на экран или на принтер значения числовых или символьных выражений. Имеются две процедуры вывода на экран: 1) write(); 2) writeln().
Презентация. Паскаль язык структурного программирования
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.215 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС СОО
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.215 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Компьютерная грамотность для пенсионеров
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 58.215 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Креативные инструменты в PowerPoint
Описание презентации по отдельным слайдам:
4 слайд Язык программирования – это система команд, понятных ЭВМ.
Программа, записанная на каком либо языке программирования, называется исходным модулем, который должен быть преобразован в машинный код.
Процесс преобразования исходного модуля в машинный код называется трансляцией, а сама программа осуществляющая трансляцию транслятором.
1950 гг
4
5 слайд Язык программирования – это система команд, понятных ЭВМ.
Машинно-ориентированные языки
(языки низкого уровня): Автокоды, Ассемблеры – переводят команды на язык машинных кодов
Например, ADD a,b,c
ADD – команда «сложение»
а, b – переменные — слагаемые
C – результат сложения
1950 гг
5
6 слайд
Ассемблер это транслятор с языка низкого уровня или языка ассемблера (макроассемблера).
Язык ассемблера — машинно-ориентированный язык, т.е. если разные МП имеют разную архитектуру, то они программно не совместимы
Ассемблер отличается от машинного языка тем что:
содержит макросредства;
команды операций записываются мнемонические;
адреса записываются символически, а не численно.
Программы, записанные на языке Ассемблера, могут непосредственно транслироваться на машинный язык с помощью программы называемой ассемблером.
Ассемблер позволяет разрабатывать наиболее эффективные программы с минимальным временем счета и наиболее полно использовать технические возможности ПК, но при этом процесс составления программы является трудоемким и требует определенных знаний аппаратной части ЭВМ.
6
7 слайд Язык программирования – это система команд, понятных ЭВМ.
2. Языки программирования высокого уровня
7
13 слайд Язык Бейсик
Язык Бейсик был создан в 1964 году Томасом Куртом и Джоном Кемени как язык для начинающих, облегчающий написание простых программ.
Основная идея авторов языка Бейсик — снабдить простым языком программирования непрофиссиональных программистов — оказалась очень привлекательной для большого числа разработчиков различных фирм.
14 слайд Язык Бейсик
В феврале 1975 года на рынке программмных средств появилась первая версия языка Бейсик для персональных компьютеров, авторами которой были Билл Гейтс и Пол Аллен, сотрудники корпорации Microsoft — ведущего лидера поставщиков программного обеспечения.
Именно этот год стал, по существу, годом, когда Basic вышел в свет. Сочетая в себе простоту, гибкость и универсальность, этот язык стал прообразом многих других языков программирования.
15 слайд Язык Си
Язык Си был изобретен в 1972 году Денисом Ричи и Кеном Томпсоном для использования в написании весьма ныне популярной операционной системы Unix.
Си соединяет свойства языка высокого уровня с возможностью эффективного использования ресурсов компьютера, которое обычно обеспечивается только при программировании на языке Ассемблера.
Си не очень прост в обучении и требует тщательности в программировании, но позволяет писать сложные и весьма высокоэффективные программы.
Бьярном Страустрапом был разработан язык Си++ — расширение языка Си, реализующее популярные в последнее время концепции объектно-ориентированного программирования и облегчающее создание сложных программ.
15
(С) Болгова Н.А.
16 слайд Язык Паскаль
Язык Паскаль был разработан в 1970 году Никлаусом Виртом как язык для обучения студентов программированию.
Паскаль позволяет писать программы, легко читаемые даже новичком, и содержит в себе все элементы, необходимые для соблюдения хорошего строгого стиля программирования (называемого структурным программированием), упрощающего разработку сложных программ.
Системы программирования на Паскале для IBM PC также реализуют расширенные варианты этого языка.
Из этих реализаций наиболее популярны — Turbo Pascal, Borland Pascal и Borland Pascal for Windows
16
21 слайд Литература:
Семакин «Информатика 10 класс (базовый уровень) – М.:Бином, 2014»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a94e62b7-2c30-42da-ac3b-e67a2c228581/9_151.swf
- Свидетельства для портфолио
- Вечный доступ за 99 рублей
- 3 800+ видеолекции для каждого