Средство визуальной разработки приложений является

Что такое визуальное программирование

Мы привыкли, что программирование — это когда строчки кода пишутся в редакторе. Иногда в блокноте из стандартных инструментов операционной системы. Иногда даже на салфетке, почему нет. К чему мы пока не привыкли, так это к программированию через графические символы — к иллюстрации процесса, ведущего к выполнению программы.

Визуальное программирование предоставляет разработчику возможность объяснить процесс выполнения программы языком, понятным не только машинам, как в случае с текстом, но и людям. Причем тем, которые не умеют программировать.

С помощью платформ для визуального программирования разработчик «‎рисует» архитектуру будущего приложения или веб-сайта, использует графические схемы для изображения того, что будет происходить с данными на каждом этапе. Уже потом программа преобразует «‎картинку» в готовый проект.

Визуал используют no-code-платформы для создания приложений — инструменты зерокодеров: разработчиков, которые или совсем не пишут код, или пишут его очень редко.

Узнайте больше о разработке без кода и визуальных инструментах на бесплатном двухдневном марафоне от онлайн-университета «‎Зерокодер»!

Приходите на наш бесплатный вебинар по разработке без кода, чтобы задать вопросы, узнать больше про зерокодинг и попробовать себя в новой профессии!

Отличительные особенности

⚡ Язык визуального программирования использует графические фигуры вместо текста. Для создания проекта задействуются графика, пространственное размещение элементов и изображений. Код заменяется набором графических компонентов, в которых закладывается некая система. Действия, связи, вводы и выводы имеют вид иконок и картинок.

⚡ Между разными элементами формируются связи. Буквально: стрелка протягивается от одного графического объекта к другому, чтобы показать, как именно они связаны и в каких отношениях состоят.

Читайте также:  Табличная верстка страницы html

⚡ Обычно разобраться в интерфейсе довольно легко — платформы содержат фичу автоматического форматирования кода, расширяемый язык разметки и drag-n-drop редактор. Чисткой памяти занимаются роботы.

⚡ Регистр символов, к которому чувствительны некоторые языки программирования вроде C++ и Java, тут не имеет значения. Конечно, кроме случаев, когда в систему встраивается дополнительный язык вроде JavaScript.

⚡ Возможность простейшей многопоточности позволяет программе обрабатывать сразу несколько задач.

Так выглядит интерфейс алгоритмического языка ДРАКОН российского производства. Он был разработан в 1996 году и используется до сих пор — в медицине, образовании и космонавтике.

Преимущества и недостатки

Доступность — главное преимущество языков визуального программирования. Они пишутся символьно, а символы понятны большинству. Тут работает тот же принцип, что и у знаков дорожного движения: они знакомы почти всем, потому что изображают некие общепризнанные ситуации.

Так что визуальное программирование:

  • Подойдет новичкам — поэтому графические принципы использует, например, визуальная блочная событийно-ориентированная среда программирования Scratch — платформа для обучения детей разработке;

  • Посильно даже для тех, кто не умеет писать код. Большинство профессиональных no-code и low-code инструментов так или иначе задействуют визуальное программирование, как среда Scratch. Научиться использовать их проще и быстрее, чем начать писать на Python;

Так выглядит интерфейс Bubble, платформы для создания мобильных и веб-приложений без кода. Проект буквально собирается из отдельных графических элементов.

  • Обладает предустановленными функциями, шаблонами и пребилдами — для того, чтобы перешагнуть через рутину и сразу приступить к разработке архитектуры. Многие платформы предлагают практически готовые решения, идеально подходящие для тестирования гипотез и подойдут для начинающих разработчиков и даже для детей.

Что насчет недостатков? В 2018 году о них написал в своем блоге английский разработчик Майк Хэдлоу. По его мнению, визуальные элементы усложняют то, что не задумано как сложное, и мешают программисту видеть закономерности. Чем сложнее будет программа, тем сильнее разработчик злоупотребляет абстракциями, из-за чего снижается связность его проекта. И наконец, классическое программирование само по себе обладает достаточным количеством дополнений, которые упрощают работу.

Это безусловно так, если речь идет о классической разработке. Но с 2018 года выросло количество инструментов для визуального программирования — для зерокодинга и лоукодинга.

Языки визуального программирования тогда и теперь

Идея применять графические элементы в разработке не нова — ее пытались внедрить в 1990-х годах. Успеха она не снискала, и многие программы тех времен оказались забыты. Не все — тот же ДРАКОН используется до сих пор. С алгоритмами работают и более современные платформы, такие как Flowgorithm, Visual Logic, Raptor.

Система обучения детей задействует визуальные элементы, просто потому что так новичкам проще понять взаимосвязи и научиться базовой логике.

Но алгоритмы и обучение — это не все. С ростом мощностей ПК растут возможности программ. Появляются новые библиотеки для существующих невизуальных языков, таких как JavaScript. Повышается востребованность приложений: рынок создает запрос, разрабатываются конструкторы, позволяющие собрать из блоков готовый сайт. Такие инструменты — это Tilda и WordPress, Bubble и FlutterFlow, десятки других конструкторов, не требующих знания кода.

Все они используют визуальные инструменты для того, чтобы упростить разработку.

Разрабатывать проекты без кода легко и интересно: этому учат на курсе «‎Зерокодер на Bubble». За семь недель мы учим создавать проекты, сравнимые по сложности и функциональности с написанными на текстовых языках программирования — таких как JavaScript и Python.

Источник

Системы визуальной разработки приложений

Системы визуальной разработки приложений объединяют в себе возможности систем программирования и систем разработки интерфейсов.

Системы разработки интерфейсов в начале 90-х годов ХХ века составляли большую долю в инструментарии. Сейчас такие системы входят составной частью в CASE-средства. Самые известные из них:

·C++ Visual Studio (компании Microsoft);

·C++ WorkShop Visual (компании Sun Microsystems);

·Delphi Suite (компании Borland Inc.);

·Средства построения графического интерфейса в Java (компоненты и контейнеры).

Общая схема работы в среде визуального программирования предполагает:

· Выбор типа разрабатываемого приложения из имеющегося набора прототипов.

· Создание в визуальной манере интерфейса приложения.

· Настройку свойств интерфейсных элементов.

· Написание кода обработчиков событий для использованных интерфейсных элементов, который позволил бы объединить их в единую систему. Именно эта фаза разработки приложения является самой ответственной и требует квалификации и наибольших усилий со стороны программиста.

Структуру визуальной среды программирования рассмотрим на примере системы Delphi.

Визуальная среда программирования Delphi — наиболее распространенный инструмент для быстрого создания эффективных Windows-приложений. Она проста в освоении, так как большинство средств программирования в ней визуализированы, а в основе лежит достаточно простой для изучения язык Object Pascal.

Основным достоинства данной среды программирования является то, что Delphi — это комбинация нескольких важнейших технологий:

1. Высокопроизводительный компилятор;

2. Объектно-ориентированная модель компонент;

3. Визуальное построение приложений из программных прототипов;

4. Быстрая разработка работающего приложения из прототипов.

Среда Delphi включает в себя полный набор визуальных инструментов для быстрой разработки приложений (RAD — rapid application development), поддерживающий разработку пользовательского интерфейса и подключение к корпоративным базам данных. К их числу относятся:

· Визуальный построитель интерфейсов (Visual User-interface builder) — дает возможность быстро создавать приложения визуально, просто выбирая компоненты из соответствующей палитры.

· Библиотека визуальных компонентов (VCL – Visual Component Library) — эта библиотека объектов включает в себя стандартные объекты построения пользовательского интерфейса, графические объекты, объекты мультимедиа, диалоги, объекты управления файлами и управление DDE.

· Delphi обладает удобным графическим отладчиком, позволяющим находить и устранять ошибки в коде. Можно устанавливать точки останова, проверять и изменять переменные, при помощи пошагового выполнения. Если же требуются возможности более тонкой отладки, то можно использовать отдельно доступный Turbo Debugger.

Среда Delphi следует спецификации, называемой Single Document Interface (SDI), и состоит из нескольких отдельно расположенных окон. Основные составные части интерфейса Delphi:

1. Дизайнер Форм (Form Designer);

2. Окно Редактора Исходного Текста (Editor Window);

3. Палитра Компонент (Component Palette);

4. Инспектор Объектов (Object Inspector);

5. Интерактивный Справочник (On-line help).

Дизайнер Форм в Delphi настолько интуитивно понятен и прост в использовании, что создание визуального интерфейса превращается в игру. Дизайнер Форм первоначально состоит из одного пустого окна, которое вы заполняете всевозможными объектами, выбранными на Палитре Компонент. Информация о формах хранится в двух типах файлов -.dfm и.pas, причем первый тип файла (двоичный) хранит образ формы и ее свойства, второй тип описывает функционирование обработчиков событий и поведение компонент. Оба файла автоматически синхронизируются Delphi, так что если добавить новую форму в проект, связанный с ним файл pas автоматически будет создан, и его имя будет добавлено в проект.

В дополнение к инструментам, обсуждавшимся выше, существует набор инструментальных средств, поставляемых вместе с Delphi:

· Внешний отладчик (поставляется отдельно);

· Компилятор командной строки;

· ReportSmith — генератор отчетов для баз данных;

· Team Development Support: предоставляет контроль версий при помощи PVCS компании Intersolve (приобретается отдельно) или при помощи других программных продуктов контроля версий;

· Visual Query Builder — средство визуального построения SQL-запросов;

Иногда достаточно использовать только одну интегрированную среду разработки, но для больших проектов в среду разработки включаются разнородные продукты разных фирм, разных версий. Пример такого набора: файловый менеджер, набор вспомогательных утилит и пакетных файлов, С++Builder – как IDE, PLSQL Developer – для работы с СУБД Oracle, Cristal Reports – для создания отчетов, StarTeam – для ведения версий и поддержки коллективной работы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Оцените статью