Среда программирования lego education wedo

Среда программирования lego education wedo

Секция робототехники для детей в Екатеринбурге

Среда программирования Lego WeDo 2.0 Описание блоков

  • Автор записи: Дело Техники
  • Запись опубликована: 07.09.2018
  • Рубрика записи Программное обеспечение / Робототехника
  • Комментарии к записи: комментария 2

Заключительная статья о программном обеспечение WeDo 2.0 посвящена обзору программных блоков, которые позволяют составить как простейшие линейные алгоритмы для управления двигателем, так и обработать информацию с датчиков и добавить в проект изображения и звуки.

Как было отмечено ранее, в основе самой платформы программного обеспечения WeDo 2.0 лежит графический язык программирования «G», заимствованный из среды программирования LabView (см. «WeDo 2.0 Первые шаги»). Но если в оригинале блоки соединяются между собой проводниками (на манер проводов в физическом мире), то для данной среды был выбран более простой подход. Блоки соединяются между собой по принципу «вагончиков» в составе поезда – друг за другом, а расширители блоков имеют пазлообразный вид и даже ребенку интуитивно понятно, что и куда нужно подсоединить.

Следующая идея разработчика тоже помогает «новичку» освоиться за самый короткий период времени. Это разделение программных блоков по цветовой палитре:

  • Блоки управления мотором и индикатором смартхаба– зеленая палитра.
  • Блоки работы с экраном, звуками и математикой – красная палитра.
  • Блоки управления программой (запуск, ожидание, цикл) – желтая палитра.
  • Блоки работы с датчиками – оранжевая палитра.
  • Блоки расширения – синяя палитра.

Давайте разберём подробно, какие программные блоки можно встретить в каждой палитре.

Блоки управления мотором и индикатором смартхаба

Все блоки палитры имеют визуальную подсказку – на них нарисован мотор или смартхаб – поэтому сразу понятно каким элементом мы будем управлять, добавив этот блок в программу.

Читайте также:  Функциональное программирование java лямбда

Первый блок с символом, похожим на спидометр, задает мощность (скорость вращения) двигателя. На практике чаще всего используют оба понятия, как взаимозаменяемые. Дети любят мыслить большими категориями и задают значения мощности в десятки тысяч, но это не имеет смысла, поскольку программное ограничение установлено на отметке «10», и все значения превышающие эту отметку воспринимаются именно как «10».

Блок с песочными часами задает время работы мотора. Единица измерения времени – секунда.

Следующие два блока отвечают за задание направления вращения оси, подключенной к мотору – по часовой стрелке или против.

Блок с крестиком отвечает за остановку мотора. К слову, остановить мотором можно еще несколькими способами: установив в нужном месте алгоритма блок мощности с уставкой «0» или остановить программу целиком.

И последний блок в палитре отвечает за изменение цвета свечения индикатора смартхаба. Причём эту функцию можно использовать как в мультимедийных целях (реализация светофора), так и для отладки алгоритма и установки в «контрольных точках» программы.

Блоки работы с экраном, звуками и математикой

Красная палитра, в первую очередь, включает в себя блоки управления экраном:

Блок экрана с облаком позволяет задать фон экрану из встроенной библиотеки изображений, которая содержит 28 доступных картинок различных категорий: природа (горы, океан).

Блок экрана с цифрами «123» позволяет работать с текстовыми и числовыми данными. При добавлении блока расширения «abc» мы переходим в режим вывода текстовых сообщений – на экране отобразится информация для пользователя, введённая в блок расширения. В случае добавления блока расширения «123» (цифры на белом фоне) активируется режим работы с числами. При этом введённое значение не только отображается на экране, но еще и запоминается в памяти экрана. Последнее записанное значение хранится в блоке расширений «123» (полностью синий блок). Таким образом, получается аналог переменной из классического программирования.

Блок математики выполняет привычную для него роль – складывает, вычитает, умножает и делит. Отлично подходит для реализации таймеров и счетчиков, инверсии сигналов от датчиков.

Последний блок отвечает за размер экрана – его можно развернуть на всю рабочую зону программы, уменьшить, либо свернуть.

Блок с изображенной нотой – блок звуковых эффектов. Настоящая боль любого преподавателя робототехники, поскольку дети, узнав про этот блок, стараются установить его в каждую свою программу. При этом регулятор громкости выкручивается в максимум. У блока имеется встроенная библиотека разнообразных звуков, а также функция записи своего звукового файла.

Блоки управления программой (запуск, ожидание, цикл)

У любой программы должна быть кнопка её запуска – за эту функцию в WeDo 2.0 отвечает сразу несколько блоков:

Блок запуска с символом «Play» появляется сразу в рабочей области программы, как бы призывая сразу написать свой первый алгоритм управления собранной моделью.

Следующий блок, которым можно запустить выполнение клавиатуры – это блок «Клавиша» — по умолчанию установлена клавиша А, но можно выбрать любую другую клавишу как на латинице, так и на кириллице. Изменить клавишу возможно после клика на блок, удержания его в «нажатом состоянии» – блок перейдет в режим изменения параметров – выбирайте любой понравившийся символ с клавиатуры.

Ещё один блок, который может быть стартовым – это блок «Получение сообщения» (работает в связке с блоком «Отправка сообщения»). Данный блок используется для перехода из одной ветки алгоритма в другую при достижении заданных параметров. Например, в основном алгоритме у вас выполняется программа, в которой содержится блок отправки сообщения «Stop». Вы устанавливается в рамках подпрограммы блок получения сообщения с аргументом «Stop» – и выполняете требуемую последовательность действий параллельно с выполнением основного кода. Этот блок достаточно часто применяется при опросе датчиков в режиме реального времени – под конкретное значение датчика пишется своя подпрограмма с аргументом, соответствующим этим числовым значениям.

Один из самых любимых блоков детей в нашей секции робототехники «Дело Техники» – это «Цикл» – функционал у этого блока тот же, что и в классическом программирование – повторять программу или её часть определенное число раз, по наступлению какого-либо события или же бесконечно. По умолчанию блок «Цикл» работает в режиме бесконечного, для того чтобы задать ему ограничение по числу выполнений достаточно подключить блок расширения (например, числовой блок или датчик расстояния).

Последний в нашем обзоре блоков управления, но в то же время один их самых важных при написании программ – блок «Ожидание». По умолчанию это таймер, который останавливает выполнение программы на время, заданное в блоке расширения (отчёт ведётся в секундах). Расширить функционал блока можно, подключив к нему блоки расширения из оранжевой и синей палитр. Например, при добавлении датчика расстояния блок «Ожидания» останавливает программу до момента, пока не произойдет срабатывание датчика. То же самое справедливо для блоков расширения датчика наклона и микрофона. Таким образом, блок «Ожидание» — это основной блок программ, которые подразумевают реагирование роботов на события внешнего мира – наклон, изменение расстояния, увеличение шума и др.

Блоки работы с датчиками

Одно из основных отличий образовательного конструктора Lego WeDo 2.0 от обычного конструктора – это наличие датчиков, позволяющих роботам взаимодействовать с окружающим миром. Появление препятствий, удаление объектов, изменение наклона плоскости или управление джойстиком – все эти события внешнего мира нужно уметь понимать на программном уровне. Для этого в среде программирования WeDo 2.0 предусмотрены блоки расширения, которые считывают информацию с датчиков.

Датчик расстояния может работать в трех режимах:

  • объект приближается (блок расширения со стрелкой, указывающей на датчик)
  • объект отдаляется (блок расширения со стрелкой, указывающей от датчика)
  • объект изменяет свое положение (блок расширения со стрелкой, указывающей в обе стороны)

Также имеется блок расширения без стрелок, изображающий датчик расстояния – он используется в случаях, когда требуется получить числовое значение датчика в конкретный момент времени.

Датчик расстояния считывает расстояние по шкале от 0 до 10 условных единиц, максимальная граница соответствует 15-18 сантиметрам.

В свою очередь датчик наклона считывает наклон в двух плоскостях, при этом разработчик закодировал каждое положение соответствующей цифрой:

  • наклон носом вверх (к себе)
  • наклон носом вниз (от себя)
  • наклон влево
  • наклон вправо
  • отсутствие наклона (датчик расположен горизонтально) «0»
  • наклон в любую сторону (режим «тряска»)

Ещё одна группа блоков представляет собой блоки расширения. Их цветовая гамма — синяя.

  1. Блок с изображением микрофона является простейшим датчиком звука. Если этот блок расширения добавить к блоку ожидания («Песочные часы»), то программа будет ожидать увеличения громкости звука — это может быть, например, хлопок.
  2. Блок с буквенными символами «abc» является блоком ввода текстовых данных. Подключается как правило к блокам «Экран» и «Отправка/получение сообщения».
  3. Блок с символом игральной кости — это генератор случайных чисел от 0 до 10. Возможно подключение ко всем блокам, которые имеют «разъём» расширения.
  4. Блок с числовыми символами «123» является блоком ввода числовых данных. Используется в случаях, когда нужно определённому блоку присвоить некое значение, например, задать мощность на уровне «6».
  5. Блок с символом экрана «123» — хранит текущее значение, которое записано в память блока экрана с цифрами «123». По сути своей этот блок является переменной в чистом виде.

Последний блок, который может вам встретиться — это блок «Комментарии» — можно оставить послание тому, кто будет работать с вашем программой или напоминание себе о тех или иных нюансах своего алгоритма.

В рамках материалов о работе в программной среде Lego Wedo 2.0 мы рассказываем не только о блоках, но и анализируем некоторые типовые алгоритмы. Например, программы счётчика и таймера — Счётчик и таймер на WeDo 2.0

Источник

Объединяем возможности LEGO WeDo 2.0 и Scratch 3.0

Share Button

Роза Бурганиева, преподаватель робототехники АНО «ЦПИТ «Открытая аудитория» и автор видеоблога «LEGO WeDo 2.0 Для учителей», рассказывает, как разнообразить занятия с конструкторами LEGO, используя возможности Scratch.

Стартовые проекты WeDo 2.0 и Scratch

Что делать, когда понимаешь, что дети «выросли» из LEGO WeDo 2.0, а средств на покупку новых роботехнических наборов нет? Как сохранить интерес ребенка к данному набору, продолжить развивать и усиливать его способности?

Lego WeDo 2.0 – хороший образовательный конструктор на начальном этапе. Но проходит год-два, и дети «вырастают из него», программное обеспечение WeDo 2.0 рассчитано лишь на детей 6-8 лет.

Третьеклассники могут составлять уже более сложные алгоритмы. Что же делать? Одно из решений — объединить возможности LEGO WeDo 2.0 и Scratch 3.0

Scratch 3.0 – отличный инструмент, который обладает широкими возможностями. В нем можно делать открытки, мультфильмы, интерактивные презентации и игры. А с 2019 года в нем есть расширение для LEGO WeDo 2.0, то есть мы можем программировать роботов WeDo 2.0 на Scratch. Я знала об этом, но только благодаря карантину и своим коллегам, попробовала. А потом вошла во вкус и добавила LEGO WeDo 2.0. До сих пор пребываю в восторге!

Перед освоением связки «WeDo+Scratch», лучше всего сначала самим создать несколько игр, используя только возможности Scratch. Таких проектов в интернете достаточно много. А потом попытаться доработать/улучшить полученную игру, добавив в проект LEGO WeDo 2.0.

Самый простой вариант приступить к программированию на Scratch+WeDo 2.0 – это программировать роботов на движение вперед/назад/вращение. Если дети умеют читать, то проблем не должно быть. В Scratch 3.0 есть специальные блоки для мотора.

Объединить возможности LEGO WeDo 2.0 и Scratch 3.0

Вариант посложнее – управлять движением спрайта (компьютерного персонажа в Scratch) при помощи датчиков наклона и движения. Вариантов взаимодействия электроника WeDo 2.0 – Scratch – множество! Например, можно сделать подпрыгивающего персонажа на экране, который при приближении руки к датчику, будет подпрыгивать вверх, или игру «Догонялки».

Объединить возможности LEGO WeDo 2.0 и Scratch 3.0

Объединить возможности LEGO WeDo 2.0 и Scratch 3.0

Объединить возможности LEGO WeDo 2.0 и Scratch 3.0

Третий вариант – построить реального робота, затем сделать хорошие фотографии (сразу в нескольких ракурсах, так вы создадите спрайтов с костюмами), подобрать соответствующий фон и запрограммировать в Scratch одновременно и спрайт (компьютерного персонажа), и реального робота. В итоге у вас будет иллюзия, что действие одновременно происходит и на экране, и наяву.

Четвертый вариант – взять готовую игру Scratch и придумать под нее своего робота. Например, игра «Шутер» или «Лабиринт».

Объединить возможности LEGO WeDo 2.0 и Scratch 3.0

Объединить возможности LEGO WeDo 2.0 и Scratch 3.0

Пятый вариант – разработать игру самостоятельно. Со своими спрайтами, роботами, со своей мехникой.

Вышеописанные варианты, вместе с разбором нескольких программ, а также вдохновляющие идеи от других робототехников, вы можете посмореть на YouTube по ссылке.

Попробуйте все вариантs и выберите оптимальные для себя и учитывающие возможности детей. Приятного изучения и вдохновения!

Источник

Оцените статью