- Первая программа на Python. Как написать программу на Python?
- Пишем первую программу
- Четыре способа написать Hello world, или инструменты для создания GUI на Python
- Tkinter
- Пример работы
- Что нужно учитывать
- Eel
- Пример работы
- Что нужно учитывать
- PyQt
- Пример работы
- Что нужно учитывать
- PyTouchBar
- Как создать очень простую программу в Python
Первая программа на Python. Как написать программу на Python?
В этой статье мы рассмотрим, какие действия нужно предпринять, чтобы написать свою первую программу на языке Python. Материал предназначен для начинающих, которые делают первые шаги в мире программирования.
Итак, прежде чем мы приступим к написанию программы, давайте установим Python, если вы этого ещё не сделали. Для этого мы предварительно скачаем Python с официального сайта. Если у вас Windows, инсталлятор берём отсюда, выбирая нужную версию. В принципе, установка проблем не вызывает, поэтому мы не будем задерживаться на этом шаге. К тому же, в сети полно статей, где подробно и пошагово описывается инсталляция Python (кстати, его можно установить и на Unix-подобные системы: Linux, Ubuntu и прочие).
Пишем первую программу
Что нужно сделать в первую очередь? Во-первых, открыть IDLE — она представляет собой среду разработки на Python и поставляется вместе с дистрибутивом:
После запуска IDLE в интерактивном режиме мы можем переходить к созданию первой программы. Как уже стало доброй традицией, это будет классический «Hello world». Чтобы написать такую простейшую программу мы используем всего одну строку кода:
После ввода этого кода в среду разработки и нажатия кнопки «Enter» мы получим соответствующий вывод:
Элементарно, Ватсон! Теперь вы написали первую программу на Python! Впрочем, это не сделает вас программистом, ведь всё гораздо сложнее… С другой стороны, надо же с чего-то начинать.
Для закрепления можете написать другие простые программы. Например, нижеследующий код выведет в консоли 8:
Впрочем, при разработке программ на Python интерактивный режим не является основным. Чаще всего мы сохраняем код программы в файл, а потом запускаем файл. Давайте создадим в IDLE новое окно, выбрав File → New File (также можно нажать Ctrl + N):
У нас появится окно, где вводим следующий код:
name = input("Как твоё имя? ") print("Здравствуй,", name)Что тут происходит: 1) первая строка программы выводит в консоль вопрос, спрашивает ваше имя и ждёт ответа; 2) после того, как вы напишете имя и нажмёте «ввод», Python-программа сохранит полученное значение в переменной name; 3) вторая строка выведет на экран написанное вами имя после слова «Здравствуй». Например, «Здравствуй, Петя!».
Для запуска нашей новой программы на Python достаточно нажать F5 либо выбрать в меню IDLE Run → Run Module. Кстати, перед запуском среда разработки предложит сохранить файл (папку можете выбрать сами).
Что ж, на этом всё. Поздравляем вас с написанием первой, второй и даже третьей программы на Python. Впереди ещё много интересного, главное — не бросать начатое. Помните старую истину: «Дорогу осилит идущий».
Четыре способа написать Hello world, или инструменты для создания GUI на Python
После написания программы ее можно модифицировать и добавить графический интерфейс — с Python это проще, чем кажется. Для программирования красивого и функционального GUI иногда достаточно простого знания html и css.
Под катом — подборка некоторых инструментов для создания интерфейсов на Python. Сохраняйте статью в закладки и предлагайте свои варианты в комментариях!
Привет! Меня зовут Влад и уже более пяти лет я пишу на Python. Успел перепробовать многое — от олимпиадного программирования и решения исследовательских задач до BackEnd-разработки и RPA.
Могу сказать однозначно: если с программой работаете не только вы, но и, например, ваши коллеги, для нее нужно сделать интерфейс. При этом неважно, какую задачу она решает. Поэтому я собрал подборку инструментов для создания GUI на Python и мини-инструкции по работе с ними.
Если вам интересен такой формат, напишите, какую тему можно разобрать в будущем. За самую интересную идею отправим плюшевого тирекса и другой мерч Selectel.
Tkinter
Наверное, каждый заклинатель змей пробовал работать с Tkinter. Для меня это была одна из тех библиотек, с которой началось знакомство с возможностями Python.
Tkinter — это один из самых известных модулей для программирования интерфейсов под Windows, Linux и Mac.
- Простая установка. Достаточно установить модуль и импортировать его в программу.
- Интуитивная логика. Все просто: вызываете объект, создаете и добавляете графические элементы.
Когда-то давно я писал программу для «местных бухгалтеров», которая сравнивала электронные таблицы. Нужно было сделать интерфейс, чтобы заказчики могли работать с программой самостоятельно. И для этой задачи Tkinter хватило с запасом.
С помощью этого модуля можно делать простые десктопные приложения. Исходя из моего опыта, Tkinter отлично подходит для начинающих исследователей, которым наскучил софт вроде LabVIEW и хочется написать свой интерфейс для расчетов.
Пример работы
Для создания простой кнопки, которая при нажатии будет выводить Hello world, достаточно импортировать модуль, инициализировать фрейм и добавить соответствующий объект.
# импортируем модуль from tkinter import * def hello_world(): print("Hello world") # создаем окно main main = Tk() # добавляем кнопку, настраиваем ее форму и цвет # при нажатии сработает функция hello world btn = Button(main, width=20, height=7, text="Кнопка", bg="white", fg="black", command=hello_world) btn.pack() main.mainloop()
Пример работы программы на Tkinter, простая кнопка.
Что нужно учитывать
Tkinter — это одновременно простой и сложный инструмент для создания GUI. Так, при построении «масштабных» интерфейсов возникают трудности: работать можно только с кодом, а механика размещения элементов не всегда очевидна.
Вы можете использовать сетки grid и менеджеры геометрии place и pack. Наверное, изучение этих инструментов — самый тяжелый этап при погружении в Tkinter. Особенно, если вы хотите научиться делать адаптивные интерфейсы.
Способы размещения элементов в Tkinter.
Eel
Знаете html и css — воспользуйтесь модулем Eel. С помощью него можно создавать веб-интерфейсы в виде отдельных программ. Яркий пример, который написан на Electron, прародителе Eel, — Discord.
С помощью библиотеки Eel можно не только написать красивый интерфейс на html и css, но и динамические анимации на базе JavaScript.
Пример работы
Шаг 1. Сначала нужно создать html-документ и добавить в него разметку.
Шаг 2. Далее необходимо запустить html-документ с помощью Eel.
import eel eel.init("") eel.start("main.html", size=(700, 700))
Готово — после запуска программа откроет в браузере html-документ project/main.html:
Что нужно учитывать
Модуль создает GUI на базе ядра Chromium. Плохо это для вашего проекта или нет — знаете только вы. Но потенциально могут быть проблемы с оптимизацией, потреблением оперативной памяти.
Однако с помощью Eel можно выиграть в гибкости и упростить разработку сложных адаптивных приложений — достаточно использовать старый-добрый flexbox. Например, если вам нужно приложение для просмотра больших таблиц, на базе Eel можно просто создать GUI с html-фреймом Google Sheets.
При этом пользователь приложения как бы выполняет роль клиента и сервера одновременно. Eel запускает localhost:8000 и открывает браузер — Chrome или Windows Edge — с флагом --app , который позволяет задавать размер окна по умолчанию. Проект можно скомпилировать с помощью PyInstaller или Auto PY to EXE и распространять как исполняемый файл.
Интересен Python? Мы собрали самые интересные и популярные запросы разработчиков в одном файле! По ссылке — материалы по геймдеву, машинному обучению, программированию микроконтроллеров и графических интерфейсов.
PyQt
До сих пор мы рассматривали модули, на базе которых можно именно написать интерфейс. Но есть более удобный (имхо) и профессиональный инструмент для создания GUI — библиотека PyQt. Ее преимущество — совместимость с билдером Qt Designer, который предоставляет набор готовых интерфейсных элементов.
Qt Designer, интерфейс редактора.
Пример работы
Для создания интерфейса достаточно установить PyQt через пакетный менеджер pip, набросать интерфейс в QtDesigner, сохранить его в формате .ui и подключить к программе.
Посмотрим на примере, как написать простой интерфейс и обрабатывать нажатия кнопки (pushButton):
# подключаем необходимые пакеты from PyQt6 import uic from PyQt6.Widgets import QApplications # эта функция срабатывает при нажатии кнопки def hello_world(): print("Hello world") # подключаем файл, полученный в QtDesigner Form, Window = uic.loaduiType("interface.ui") app = QApplication([]) window, form = Window(), Form() form.setupUi(window) window.show() # настраиваем сценарий для элемента pushButton form.pushButton.clicked.connect(hello_world) # запускаем окно программы app.exec()
После запуска и клика по кнопке программа напечатает Hello world — проверьте это самостоятельно. Но настоящие преимущества PyQt раскрываются во время разработки сложных интерфейсов.
В своей практике я использовал PyQt для кроссплатформенных GUI под задачи по автоматизации. Яркий пример — конвертер статей из Google-документов на Хабр, о котором я рассказывал в предыдущей статье.
Что нужно учитывать
Встроенных элементов Qt почти всегда было достаточно. Однако иногда могут встречаться объекты, которые некорректно срабатывают. Например — QTextBrowser, который не умеет считывать сложный html-код вроде blockquote.
Главное преимущество PyQt — подробная документация, в которой хорошо описаны все интерфейсные элементы, их параметры и типы данных. Поверьте, для работы с этим фреймворком справочные материалы понадобятся не раз. Но если вам ближе видеоформат, могу смело порекомендовать уроки Олега Шпагина.
PyTouchBar
С 2016 года у некоторых моделей MacBook Pro есть сенсорная OLED-панель. По сути, она просто заменяет функциональные клавиши. Но с ней чуть интересней: на тачбар можно вывести закладки и даже медиаэлементы.
С помощью библиотеки PyTouchBar можно сделать свой интерфейс для тачбара и даже создать игру — без погружения в дебри драйверов и разработки на Swift. О том, как это сделать, мы подробно рассказали в отдельной статье.
Игра с динозавриком Google на тачбаре.
Как создать очень простую программу в Python
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 19 человек(а).
Количество просмотров этой статьи: 70 607.
Python является простым, но мощным языком программирования. Вы изучили основы Python, но не знаете, как их применять? Из этой статьи вы узнаете, как написать программу, которая вычислит, сколько дней, минут и секунд прошло с момента вашего рождения. Это простая программа, которая поможет понять, как работают некоторые функции Python. Имейте в виду, что эта статья предназначена для пользователей, обладающих базовыми знаниями Python.
Откройте новое окно в оболочке Python. Для этого нажмите Ctrl+N или откройте меню «File» (Файл) и выберите «New window» (Новое окно).
Добавьте вводное предложение. Для этого воспользуйтесь функцией «print». Введите первую строку кода:
print("Вычислим, сколько дней, минут и секунд вы живете.")
Чтобы узнать имя пользователя, введите вторую строку кода:
Чтобы узнать возраст, воспользуйтесь функцией «int», потому что пользователь введет цифру:
print("Введите свой возраст") age = int(input("возраст: "))
Преобразуйте веденный возраст.
days = age * 365 minutes = age * 525948 seconds = age * 31556926
- Эти строки автоматически вычислят количество дней, минут и секунд на основании введенного возраста.
Выведите информацию на экран.
print(name, "прожил(а)", days, "дней", minutes, "минут и", seconds, "секунд!")
Поздравьте себя, потому что вы написали программный код, который работает! Сохраните его и запустите; для этого нажмите «Run» (Запустить) > «Run module» (Запустить модуль).