Разработка мобильных приложений techrepl

8 этапов разработки мобильного приложения для iOS и Android

Подробно разбираем каждый этап разработки — от заключения договора до релиза — на примере Siberian.pro.

Перед началом разработки клиенту важно узнать, как будет выстроена работа и в какие сроки, какие ресурсы понадобятся, чтобы создать мобильное приложение — это поможет решить все вопросы на берегу и избежать недопониманий с командой разработчиков.

Мы выстраиваем процесс для каждого клиента индивидуально, но есть шаги, через которые проходят почти все проекты. Расскажу о них подробнее в статье.

Начинать можно с любого этапа — все зависит от того, что у вас есть. Это может быть только идея или уже готовое мобильное приложение, которое нужно улучшить. Наша команда может разработать проект с нуля, доработать приложение или обеспечить его техподдержку и развитие.

Чтобы начать обсуждение, клиенту нужно описать его верхнеуровневые бизнес-требования. Вот что туда входит:

  • задачи, которые нужно решить с помощью приложения;
  • какие бизнес-процессы будут автоматизированы в продукте;
  • с какой системой будет интегрироваться приложение: корпоративным сайтом, CRM, 1C-Бухгалтерией и т. д.;
  • какой планируется бюджет;
  • примеры интерфейсов или визуальных решений, которые нравятся;
  • демо-версия проекта, если приложение уже готово.

Это поможет создать ТЗ, оценить сроки и стоимость работ.

Как только нужная информация собрана и сформирован запрос, время переходить к основным этапам: определить объем работ, подписать договор, собрать команду и начать работать над приложением.

Разберем каждый этап подробнее.

Читайте также:  Программирование для сетевых инженеров

Здесь определяется бюджет, сроки и объем работ по проекту. Цель этапа: сформировать документ с целями и задачами, оценить каждую фичу в часах работы и оценить их стоимость, описать технологии, потенциальные риски и ответственность сторон.

Например, так выглядит график этапов работ по каждому направлению:

Какие шаги может включать данный этап:

  • Отдел продаж связывается с заказчиком и формирует окончательный запрос.
  • Команда аналитики описывает все функции, которые нужны клиенту.
  • Разработчики и дизайнеры прописывают, сколько времени понадобится для реализации каждой функции, какие будут использоваться технологии и инструменты.
  • Готовый документ согласовывается с клиентом.

Как только мы обсудили с клиентом общие моменты, переходим к конкретике: уточняем юридические моменты, подписываем документы и формируем команду.

Когда клиент принимает решение о сотрудничестве, подписывается договор. В нем указывается, какие услуги будут оказаны, какие планируются работы и в какие этапы, составляется календарный план и правила отчетности.

Мы в Siberian.pro предлагаем разные варианты сотрудничества.

  • Аутсорсинг — берем на себя разработку вашего проекта.
  • «Аутстаффинг» — предоставляем своих разработчиков, которые будут работать у вас и выполнять определенные задачи.
  • Fix Price — фиксируем точный объем работ, сроки и стоимость до начала разработки.
  • Time & Material — берем оплату за время, потраченное на разработку.

Мы обсуждаем и документируем подходящий формат в договоре.

Состав команды зависит от специфики проекта. При разработке игры важны специалисты по анимации и звуку, а создание банковского мобильного приложения невозможно без специалиста по безопасности. Количество участников в каждой роли тоже может быть разным: на десять разработчиков может приходиться один аналитик и один дизайнер или три аналитика и пять дизайнеров.

Обычно на проекте есть следующие роли:

Здесь подробно обсуждаются способы отчетности и согласований. С помощью каких каналов вести коммуникацию, в какое время команда находится на связи в случае обычных и экстренных ситуаций, как часто предоставлять отчеты о работе, кто несет ответственность за общение и т.д.

Например, мы в Siberian.pro каждую неделю докладываем клиенту статус проекта. Все юридические вопросы решаем по почте, а переписку по проекту ведем в мессенджерах: Slack, Telegram, WhatsApp, Skype, Zoom. Закрывающие документы и оплаты проводим через ЭДО, если он есть у клиента. Для каждого проекта выделяем отдельного аккаунт-менеджера и менеджера проекта. Первый отвечает за взаимоотношения с клиентами, второй — управляет самим проектом и процессом создания продукта.

На этом этапе детально прорабатываются все элементы системы: описываются бизнес-процессы, необходимые функции, требования к безопасности, производительности, масштабируемости и отказоустойчивости. Все это собирается в техническое задание. Подробнее об этапе аналитики рассказываю в статье.

В Siberian.pro аналитик плотно работает с дизайнером для проработки визуальной концепции и с техлидом для описания технических решений. Это позволяет убедиться, что описанные решения реализуемы и не несут рисков для бюджета и сроков.

Дизайн делится на два больших этапа:

Главная задача UX — понять целевого пользователя и создать для него понятный интерфейс. Дизайнер разрабатывает прототипы — примерные изображения экранов, которые показывают общую концепцию приложения и пользовательский путь.

После согласования прототипов дизайнер детально прорабатывает визуальную концепцию приложения. Результат работы над UI — полноценный дизайн пользовательского интерфейса, благодаря которому приложение узнают с первого взгляда.

Tech Lead разработки разбивает каждый блок проекта на задачи. Например, начинает с авторизации и личного кабинета, затем переходит к каталогу товаров, корзине и оплате. Он помогает менеджеру продукта ставить задачи разработчикам, а сам определяет архитектуру и стек технологий, берет на себя часть задач и помогает остальным решать возникающие вопросы.

Как правило, во время разработки всплывают нюансы, которые не были учтены на предыдущих этапах — это нормально. Для этого в работу включаются остальные участники команды, чтобы оперативно вносить правки и отвечать на вопросы по своим блокам задач.

Как мы выстраиваем работу на удаленке и помогаем клиентам сократить стоимость проекта на 40-60%, рассказываю здесь.

Ни один проект нельзя сделать идеально с первого раза: где-то могут возникнуть ошибки. QA, следуя составленному ранее тест-плану, проверяют блоки проекта один за другим и находят баги.

Как только ошибки исправлены, проект отправляется в регрессионное тестирование — оно помогает убедиться, что новые изменения никак не повлияли на работу других разделов приложения.

Когда все ошибки исправлены, приложение отправляется к конечному пользователю. В зависимости от проекта это может быть публикация в сторах, интеграция с другими сервисами компании или релиз новой версии приложения.

После релиза работа над продуктом не заканчивается. Приходит обратная связь от пользователей, рано или поздно обнаруживаются ошибки, появляются новые идеи и «хотелки». Процесс стартует заново, начиная с этапа аналитики и оценки.

В статье я описал общие этапы, которые есть в каждом проекте. Сроки и подробности мы обсуждаем с каждым клиентом лично — где-то добавляем дополнительные этапы, в каких-то ситуациях, наоборот, сокращаем сроки и шаги до релиза. Мы уже успели наступить на все возможные грабли, поэтому знаем, что принесет результат, а от чего лучше отказаться в самом начале.

Если у вас есть вопросы по поводу процессов разработки мобильных приложений, пишите в комментариях — обсудим каждый этап.

Источник

Этапы разработки мобильных приложений

Взглянем на каждый этап: его задачи, результат, сроки и стоимость.

1. Продуктовая аналитика

Как правило, в начале есть представление или «видение» продукта. Однако нет формализации, достаточной для старта разработки.

Задача этапа — определить и формализовать:

  • ЦА;
  • Задачу продукта, KPI;
  • Ценность продукта для ЦА, УТП;
  • Продуктовые гипотезы: верхнеуровневое описание функционала.

Сначала ставят задачу продукта: например, продавать подписку или сопутствующий товар. Далее анализируют рынок и конкурентов, включая непрямых. Формулируют ответ на вопрос «Почему этим продуктом будут пользоваться?». Наконец, описывают видение продукта, принципы и механики его работы. Формируется MVP (минимально жизнеспособный продукт).

Сроки и стоимость аналитики зависят от продукта и рынка. Как правило, от 100 человекочасов, или от 1 месяца.

2. Спецификация и вайрфреймы

Задача этапа — подготовить технические требования к мобильному приложению, необходимые для разработчиков. Для этого разрабатываются спецификация и вайрфреймы приложения.

Спецификация — документ, который содержит описание мобильного приложения, необходимое для разработчика. А именно:

  • Логику системы, пользовательские механики;
  • Требования к безопасности, надежности, документированию;
  • Требования к пользовательскому интерфейсу;
  • Материалы для наполнения сервиса.

Иногда используется техническое задание на разработку приложения. Однако, в отличие от него, спецификация не описывает способ реализации. Разработчик сам подбирает оптимальные решения. Такой подход сокращает сроки реализации — не меняя вид, функциональность, работоспособность, надежность, масштабируемость конечной системы.

Вайрфрейм — черно-белый план страницы сайта. Он отображает расположение элементов: кнопок, изображений, текстов. По совокупности вайрфреймов становится наглядна схема взаимодействия пользователя с будущим приложением.

В конечном счете получается исчерпывающая и однозначная формализация, из чего состоит приложение. Спецификация помогает точно оценить: сколько стоит и сколько времени занимает разработка мобильного приложения. А также избежать перерасходов.

Сроки и стоимость этапа зависят от объема требований, полученных в результате продуктовой аналитики. Как правило, от 100 человекочасов, или от 1 месяца.

3. Оценка и планирование

На основе спецификации составляется смета проекта, или эстимейт. Документ описывает план разработки приложения в следующем разрезе:

  • Объем работ — краткое описание структуры мобильного приложения;
  • Трудозатраты в часах по специалистам;
  • Стоимость работ;
  • Сроки реализации;
  • Риски с вероятностью их наступления и мерами по предотвращению.

Как правило, на это уходит 3 дня.

4. Дизайн

Задача этапа — создать дизайн приложения, который наиболее эффективно работает на задачу продукта (п. 1). А именно разрабатывается:

  1. Дизайн-концепция,
  2. Набор компонентов интерфейса (UI-кит),
  3. Дизайн-макеты,
  4. Интерактивные прототипы.

Сначала создают дизайн-концепцию. Она отображает стилистику и общее настроение.

Далее разрабатывают UI-кит: кнопки, поля, формы. Повторное использование готовых элементов позволяет ускорить создание дизайна. Затем прорабатывают все экраны приложения, включая различные состояния: например, при наличии или отсутствии данных. Финальным этапом добавляется анимации интерфейса для взаимодействия с пользователями и «оживления» приложения.

По срокам и стоимости: как правило, уходит от 80 человекочасов (от 2 недель).

5. Программирование

Задача этапа — реализовать продукт.

При этом важно учесть будущие потребности. Например, заложить архитектуру системы под дальнейшее масштабирование продукта или высоконагруженность.

Сроки и стоимость, если приложение программируется с нуля, — обычно от 160 человекочасов (от 1 месяца).

6. Тестирование

Задача этапа — обеспечить качество продукта: отказоустойчивость, надежность, безопасность.

Так как существует огромное количество устройств, операционных систем и экранов, а также различные конфигурации установленного ПО (приложений) и эксплуатационных характеристик устройств, предотвратить ошибки заранее невозможно. Поэтому обычно в процесс создания приложения включается тестировщик, который прорабатывает различные сценарии работы приложения и пропускает его в релиз только тогда, когда в нем отсутствуют значимые, с точки зрения спецификации, дефекты.

Тестирование предполагает проверку качества системы специалистом, который не участвовал в непосредственной разработке ПО, что повышает вероятность обнаружения дефектов еще в процессе разработки. А стоимость часа такого специалиста значительно ниже стоимости часа разработчика. Таким образом, тестирование удешевляет и ускоряет процесс, повышая качество конечного продукта.

Результатом этапа может быть отчет с детализацией обнаруженных багов, их критичности и последующими исправлениями.

Касательно сроков и стоимости, обычно уходит не менее 40 человекочасов (1 недели).

7. Запуск приложения

Сборка проекта загружается в магазин приложений. AppStore и Google Play для платформ iOS и Android соответственно.

Прежде чем приложение станет доступным для пользователей, оно проходит модерацию. Длительность проверки зависит от многих факторов: категории приложения, его истории, разработчика и загрузки команды модерации.

Проект разворачивается на «боевом» сервере. Для обеспечения бесперебойной работы приложения, настраивают систему мониторинга.

Этапы создания приложений — резюме

Суммарно все этапы занимают от 4 месяцев, стоят порядка 1 млн рублей и выше.

Каждый этап разработки мобильных приложений — важный.

Чтобы получить такую широкую экспертизу, нужна команда из узких специалистов: продуктового аналитика, дизайнеров, программистов, QA-специалистов.

Источник

Оцените статью