Разработка интерфейса приложения delphi

Разработка интерфейса приложения delphi

Создание интерфейса пользователя сводится к выбору из палитры компонентов необходимые для работы программы компоненты Delphi, служащие интерфейсом управления, а также интерфейсом отображения информации, и перенесение их на Форму с последующей компоновкой.

  1. Программа должна помогать выполнить задачу, а не становиться этой задачей.
  2. При работе с программой пользователь не должен ощущать себя дураком.
  3. Программа должна работать так, чтобы пользователь не считал компьютер дураком.

Второй принцип заключается в пренебрежении интеллектуальными способностями пользователей. На собственном опыте мне известно, что часто пользователи не только не умеют работать за компьютером, но и просто боятся предпринять что-либо самостоятельно. Поэтому интерфейс пользователя должен быть максимально дружественным.
Тем более, что опасения пользователей зачастую оправданны, ведь стоимость программы, да и самого компьютера не идёт ни в какое сравнение со стоимостью, например, созданной многолетними усилиями базы данных. Именно поэтому программист при создании интерфейса пользователя обязан всегда встраивать в программу «защиту от дурака» — от неправильных действий и ввода пользователем неверных данных. Но некоторые программисты чересчур увлекаются такой защитой, делают ее слишком назойливой, и в результате работа программы напоминает знаменитое «шаг влево, шаг вправо считается побегом»! И то, что программист создаёт как решение проблемы, само начинает создавать проблемы.
Для соблюдения второго принципа не нужно позволять программе «исправлять» действия пользователя и указывать, что как именно ему действовать, загоняя в узкие рамки. Также не следует чрезмерно увлекаться выводом информационных сообщений-подсказок, особенно диалоговых, это отвлекает пользователя от работы. А лучше вообще предусмотреть возможность отключения подсказок.

Третий принцип заключается в том, чтобы создавать программу с максимально возможными «умственными» способностями. Несмотря на быстрое развитие компьютерной техники, даже широко распространённые программы лишь весьма условно можно назвать имеющими искуственный интеллект. Они мешают работе пользователя, выводя на экран диалоговые окна с глупыми вопросами, вызывающими недоумение даже в простейших ситуациях. В результате пользователи в сердцах восклицают: «Ну и тупая же эта машина»!
У меня лично вызывают раздражение постоянные вопросы практически всех текстовых редакторов о том, не сохранить ли изменённый текст, хотя первоначальный и нынешний текст не отличаются ни символом. Да, я что-то набирал, но потом вернул всё назад, неужели нельзя сообразить! Приходится проверять, не испортил ли я всё-таки что-нибудь.

Читайте также:  Kenwood uvf1 turbo программирование софт
Стандартные элементы интерфейса

Используйте стандартные для данного элемента интерфейса компоненты. Встретив Вашу программу, пользователь не будет терять время на знакомство, а сразу приступит к работе — это один из признаков профессионально сделанной программы.

Небольшая палитра инструментов

Старайтесь использовать не слишком большое количество разнообразных компонентов. И естественно, использовав где-то в одном месте один стандартный компонент, в аналогичном случае также применяйте именно его.

Одинаковое расстояние между элементами управления

Располагайте элементы интерфейса на одинаковом расстоянии между собой. Разбросанные как попало компоненты создают ощущение непрофессионально сделанного продукта. И наоборот, тщательно выверенное размещение на Форме кнопок, переключателей, флажков и других компонентов, составляющих интерфейс — признак качественной работы.

TabOrder. «Правильный» порядок

TabOrder — это порядок перемещения экранного курсора по элементам управления при нажатии клавиши Tab. В правильно написанной программе курсор перемещается, следуя логике работы пользователя с программой. При создании же программы программист часто меняет компоненты, одни удаляет, другие добавляет по мере необходимости. В результате в готовой программе курсор хаотично скачет по Форме. Завершив программу, не забывайте настроить TabOrder.

Выбор шрифтов

Шрифты просто оставьте в покое. Заданные по умолчанию самой Delphi шрифты подойдут для любой системы, на которой может работать Ваша программа. Полужирный шрифт используйте только для выделения важных элементов. Применение же курсива и особенно подчёркивания, которое пользователь может принять за гиперссылку — дурной тон.

Выбор цветов

Что касается цветов элементов интерфейса, то также, как и в случае со шрифтами, лучше оставьте их стандартными, по умолчанию. Delphi использует системную палитру Windows, и пользователь, изменив её, легко настроит цвета под себя.

Альтернативное управление

Профессионально сделанная программа должна иметь возможность управляться не только мышкой, но и с клавиатуры. Не должно быть функций, доступных выполнению только мышью (рисование в графических редакторах не в счёт!). Для наиболее используемых функций следует предусмотреть «горячие клавиши» для их быстрого вызова.

Кирпичики интерфейса
  • соответствия элемента управления выполняемой им задаче;
  • правил, по которым функционирует элемент управления.
    На этой страничке рассматриваются правила создания некоторых элементов интерфейса.

Для того, чтобы расположить относительно друг друга компоненты в правильном порядке, сначала необходимо их выделить. Можно просто обвести мышкой область на Форме, в которой содержатся выбранные компоненты. Или, удерживая «Shift«, указать той же мышкой каждый подлежащий выделению компонент. Повторный щелчок мышкой по выделенному компоненту (при нажатом «Shift«) снимает с него выделение.

Выделенными компонентами можно управлять как единым целым — передвигать по Форме, присвоить значение одинаковым свойствам, скопировать (для установки, например, на другую Форму), даже удалить.

Диалог выравнивания компонентов

Выбрав пункт Center, мы расположим компоненты так, что их центры будут располагаться на одной линии по горизонтали или вертикали, а пункт перемещает компоненты в центр окна, также по горизонтали или вертикали.

В этом же меню строка Tab Order. вызывает появление диалогового окна, управляющего перемещением курсора по элементам интерфейса при нажатии клавиши Tab. В момент появления Формы на экране курсор будет находиться, естественно, на компоненте, располагающемся на первой строчке диалогового окна. И далее будет перемещаться вниз по списку. На диалоговом окне две синие стрелочки «вверх» и «вниз» управляют положением выделенного компонента. Выделяйте нужный компонент, стрелками перемещайте на нужную строчку в списке, и так далее.

Источник

Разработка интерфейса приложения delphi

Создание интерфейса пользователя сводится к выбору из палитры компонентов необходимые для работы программы компоненты Delphi, служащие интерфейсом управления, а также интерфейсом отображения информации, и перенесение их на Форму с последующей компоновкой.

  1. Программа должна помогать выполнить задачу, а не становиться этой задачей.
  2. При работе с программой пользователь не должен ощущать себя дураком.
  3. Программа должна работать так, чтобы пользователь не считал компьютер дураком.

Второй принцип заключается в пренебрежении интеллектуальными способностями пользователей. На собственном опыте мне известно, что часто пользователи не только не умеют работать за компьютером, но и просто боятся предпринять что-либо самостоятельно. Поэтому интерфейс пользователя должен быть максимально дружественным.
Тем более, что опасения пользователей зачастую оправданны, ведь стоимость программы, да и самого компьютера не идёт ни в какое сравнение со стоимостью, например, созданной многолетними усилиями базы данных. Именно поэтому программист при создании интерфейса пользователя обязан всегда встраивать в программу «защиту от дурака» — от неправильных действий и ввода пользователем неверных данных. Но некоторые программисты чересчур увлекаются такой защитой, делают ее слишком назойливой, и в результате работа программы напоминает знаменитое «шаг влево, шаг вправо считается побегом»! И то, что программист создаёт как решение проблемы, само начинает создавать проблемы.
Для соблюдения второго принципа не нужно позволять программе «исправлять» действия пользователя и указывать, что как именно ему действовать, загоняя в узкие рамки. Также не следует чрезмерно увлекаться выводом информационных сообщений-подсказок, особенно диалоговых, это отвлекает пользователя от работы. А лучше вообще предусмотреть возможность отключения подсказок.

Третий принцип заключается в том, чтобы создавать программу с максимально возможными «умственными» способностями. Несмотря на быстрое развитие компьютерной техники, даже широко распространённые программы лишь весьма условно можно назвать имеющими искуственный интеллект. Они мешают работе пользователя, выводя на экран диалоговые окна с глупыми вопросами, вызывающими недоумение даже в простейших ситуациях. В результате пользователи в сердцах восклицают: «Ну и тупая же эта машина»!
У меня лично вызывают раздражение постоянные вопросы практически всех текстовых редакторов о том, не сохранить ли изменённый текст, хотя первоначальный и нынешний текст не отличаются ни символом. Да, я что-то набирал, но потом вернул всё назад, неужели нельзя сообразить! Приходится проверять, не испортил ли я всё-таки что-нибудь.

Стандартные элементы интерфейса

Используйте стандартные для данного элемента интерфейса компоненты. Встретив Вашу программу, пользователь не будет терять время на знакомство, а сразу приступит к работе — это один из признаков профессионально сделанной программы.

Небольшая палитра инструментов

Старайтесь использовать не слишком большое количество разнообразных компонентов. И естественно, использовав где-то в одном месте один стандартный компонент, в аналогичном случае также применяйте именно его.

Одинаковое расстояние между элементами управления

Располагайте элементы интерфейса на одинаковом расстоянии между собой. Разбросанные как попало компоненты создают ощущение непрофессионально сделанного продукта. И наоборот, тщательно выверенное размещение на Форме кнопок, переключателей, флажков и других компонентов, составляющих интерфейс — признак качественной работы.

TabOrder. «Правильный» порядок

TabOrder — это порядок перемещения экранного курсора по элементам управления при нажатии клавиши Tab. В правильно написанной программе курсор перемещается, следуя логике работы пользователя с программой. При создании же программы программист часто меняет компоненты, одни удаляет, другие добавляет по мере необходимости. В результате в готовой программе курсор хаотично скачет по Форме. Завершив программу, не забывайте настроить TabOrder.

Выбор шрифтов

Шрифты просто оставьте в покое. Заданные по умолчанию самой Delphi шрифты подойдут для любой системы, на которой может работать Ваша программа. Полужирный шрифт используйте только для выделения важных элементов. Применение же курсива и особенно подчёркивания, которое пользователь может принять за гиперссылку — дурной тон.

Выбор цветов

Что касается цветов элементов интерфейса, то также, как и в случае со шрифтами, лучше оставьте их стандартными, по умолчанию. Delphi использует системную палитру Windows, и пользователь, изменив её, легко настроит цвета под себя.

Альтернативное управление

Профессионально сделанная программа должна иметь возможность управляться не только мышкой, но и с клавиатуры. Не должно быть функций, доступных выполнению только мышью (рисование в графических редакторах не в счёт!). Для наиболее используемых функций следует предусмотреть «горячие клавиши» для их быстрого вызова.

Кирпичики интерфейса
  • соответствия элемента управления выполняемой им задаче;
  • правил, по которым функционирует элемент управления.
    На этой страничке рассматриваются правила создания некоторых элементов интерфейса.

Для того, чтобы расположить относительно друг друга компоненты в правильном порядке, сначала необходимо их выделить. Можно просто обвести мышкой область на Форме, в которой содержатся выбранные компоненты. Или, удерживая «Shift«, указать той же мышкой каждый подлежащий выделению компонент. Повторный щелчок мышкой по выделенному компоненту (при нажатом «Shift«) снимает с него выделение.

Выделенными компонентами можно управлять как единым целым — передвигать по Форме, присвоить значение одинаковым свойствам, скопировать (для установки, например, на другую Форму), даже удалить.

Диалог выравнивания компонентов

Выбрав пункт Center, мы расположим компоненты так, что их центры будут располагаться на одной линии по горизонтали или вертикали, а пункт перемещает компоненты в центр окна, также по горизонтали или вертикали.

В этом же меню строка Tab Order. вызывает появление диалогового окна, управляющего перемещением курсора по элементам интерфейса при нажатии клавиши Tab. В момент появления Формы на экране курсор будет находиться, естественно, на компоненте, располагающемся на первой строчке диалогового окна. И далее будет перемещаться вниз по списку. На диалоговом окне две синие стрелочки «вверх» и «вниз» управляют положением выделенного компонента. Выделяйте нужный компонент, стрелками перемещайте на нужную строчку в списке, и так далее.

Источник

Оцените статью