Рабочая программа по курсу «Программирование на Питон «
Рабочая программа платных кружков по «программирование на Python» для обучающийся 12+ составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 8.
История языков программирования. Компиляция и интерпретация. Знакомство с Python и средой программирования IDLE. Типы данных в программировании. Определение переменной. Ввод данных с клавиатуры. Первая программа на Python. Строки как последовательности символов. Списки — изменяемые последовательности. Замена элементов в списке. Логические выражения. Условный оператор. Инструкция if — elif — else. Проверка истинности if — elif — else. Цикл For. Цикл While. Кортежи. Словари. Множества. Основные задачи обработки массивов. Введение в словари. Сортировка выбором (поиск минимума и перестановка). Сортировка пузырьковым методом. Функции в программировании. Параметры и аргументы функций. Локальные и глобальные переменные. Процедуры. Файлы. Работа с файлами. Менеджеры контекста with .. as Решение задач посредством языка программирования Python: Алгоритм Евклида (нахождение наибольшего общего делителя); вычисление факториала на языке программирования Python; двоичный (бинарный) поиск элемента в массиве; перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную; решето Эратосфена — алгоритм определения простых чисел; сумма и произведение цифр числа; числа Фибоначчи (вычисление с помощью цикла whi le и рекурсии); тестирование простоты числа методом перебора делителей. А также будут представлены основные работы с фреймворка Django . Создание мини сайта.
Типы данных (int, float, str, bool)
Цели обучения
Овладение навыками программирования на языке Python, овладение методами сбора и обработки данных, решения задач.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса отводится 64 часов. Рабочая программа составлена на 64 часов — по 2 часу в неделю.
В результате изучения учебного курса «Программирование на Python» обучающийся научится:
ü составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
ü выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
ü определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
ü определять результат выполнения заданного алгоритма (программы) или его фрагмента;
ü использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
ü выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
ü составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
ü использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
ü нализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
ü использовать логические значения, операции и выражения с ними;
ü записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
В результате изучения учебного предмета «Программирование на Python» обучающийся получит возможность:
ü познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
ü создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
ü познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
ü познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
ü познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Техника безопасности и организация рабочего места. Правила проведения олимпиад по программированию
Рабочая программа дополнительного образования «Программирование на языке Python»
Данная рабочая программа дополнительного образования «Программирование на языке Python» предназначена для обучающихся 9 классов. Содержание обучения, представленное в программе курса «Программирование на языке Python», позволяет вести обучение школьников в режиме актуального познания. Практическая направленность курса на создание внешних образовательных продуктов блок-схем, алгоритмов, программ — способствует выявлению фактов, которые невозможно объяснить на основе имеющихся у школьников знаний. Возникающие при этом познавательные переживания обусловливают сознательное отношение к изучению основных теоретических положений информатики.
В рамках предлагаемого курса изучение основ программирования на языке Python это не столько средство подготовки к будущей профессиональной деятельности, сколько формирование новых общеинтеллектуальных умений и навыков: разделение задачи на этапы решения, построение алгоритма и др.
Цели и задачи программы
· понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации;
· овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов;
· научиться разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их в виде программы, написанной на языке программирования Python.
· познакомить с понятиями алгоритма, вычислимой функции, языка программирования;
· научить составлять и читать блок-схемы;
· сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Python;
· изучить основные конструкции языка программирования Python, позволяющие работать с простыми и составными типами данных (строками, списками, кортежами, словарями, множествами);
· научить применять функции при написании программ на языке программирования Python;
· научить отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.
В рамках курса «Программирования на языке Python» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
· умеют составлять алгоритмы для решения задач; умеют реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ, написанных на языке Python;
· владеют основными навыками программирования на языке Python;
· умеют отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Python.
Тема 1. Знакомство с языком Python
Общие сведения о языке Python. Установка Python на компьютер. Режимы работы Python. Что такое программа. Первая программа. Структура программы на языке Python. Комментарии.
Практическая работа 1.1. Установка программы Python
Практическая работа 1.2. Режимы работы с Python
Тест № 1. Знакомство с языком Python
Тема 2. Переменные и выражения
Типы данных. Преобразование типов. Переменные. Оператор присваивания. Имена переменных и ключевые слова.
Выражения. Операции. Порядок выполнения операций. Математические функции. Композиция. Ввод и вывод. Ввод данных с клавиатуры. Вывод данных на экран.
Пример скрипта, использующего ввод и вывод данных. Задачи на элементарные действия с числами. Решение задач на элементарные действия с числами.
Практическая работа 2.1. Работа со справочной системой
Практическая работа 2.2. Переменные
Практическая работа 2.3. Выражения
Практическая работа 2.5. Задачи на элементарные действия с числами
Тест № 2. Выражения и операции.
Тема З. Условные предложения
Логический тип данных. Логические выражения и операторы. Сложные условные выражения (логические операции and, or, not). Условный оператор. Альтернативное выполнение. Примеры решения задач с условным оператором. Множественное ветвление. Реализация ветвления в языке Python.
Практическая работа 3.1 Логические выражения
Практическая работа 3.2 Условный оператор
Практическая работа 3.3 Множественное ветвление
Практическая работа 3.4 Условные операторы
Самостоятельная работа № 1. Решение задач по теме «Условные операторы»
Зачетная работа № 1 «Составление программ с ветвлением»
Тест № 3. «Условные операторы»
Понятие цикла. Тело цикла. Условия выполнения тела цикла. Оператор цикла с условием. Оператор цикла while. Бесконечные циклы. Альтернативная ветка цикла while. Обновление переменной. Краткая форма записи обновления. Примеры использования циклов.
Оператор цикла с параметром for. Операторы управления циклом. Пример задачи с использованием цикла for. Вложенные циклы. Циклы в циклах. Случайные числа. Функция randrange. Функция random. Примеры решения задач с циклом.
Практическая работа 4.1. «Числа Фибоначчи»
Практическая работа 4.2. Решение задачи с циклом for.
Практическая работа 4.3. Реализация циклических алгоритмов
Практическая работа 4.4. Случайные числа
Практическая работа 4.5. Решение задач с циклом.
Самостоятельная работа № 2 «Составление программ с циклом»
Создание функций. Параметры и аргументы. Локальные и глобальные переменные. Поток выполнения. Функции, возвращающие результат. Анонимные функции, инструкция lambda. Примеры решения задач с использованием функций. Рекурсивные функции. Вычисление факториала. Числа Фибоначчи.
Практическая работа 5.1. Создание функций
Практическая работа 5.2. Локальные переменные
Практическая работа 5.3. Решение задач с использованием функций
Практическая работа 5.4. Рекурсивные функции
Самостоятельная работа № 3 по теме «Функции»
Тема 6. Строки — последовательности символов
Составной тип данных — строка. Доступ по индексу. Длина строки и отрицательные индексы. Преобразование типов. Применение цикла для обхода строки. Срезы строк. Строки нельзя изменить. Сравнение строк. Оператор in. Модуль string. Операторы для всех типов последовательностей (строки, списки, кортежи). Примеры решения задач со строками.
Практическая работа 6.1. Строки
Практическая работа 6.2. Решение задач со строками.
Списки. Тип список (list). Индексы. Обход списка. Проверка вхождения в список. Добавление в список. Суммирование или изменение списка. Операторы для списков. Срезы списков. Удаление списка. Клонирование списков. Списочные параметры. Функция range. Списки: примеры решения задач.
Матрицы. Вложенные списки. Матрицы. Строки и списки. Генераторы списков в Python.
Кортежи. Присваивание кортежей. Кортежи как возвращаемые значения
Введение в словари. Тип словарь (dict). Словарные операции. Словарные методы. Множества в языке Python. Множества. Множественный тип данных. Описание множеств. Операции, допустимые над множествами: объединение, пересечение, разность, включение. Оператор определения принадлежности элемента множеству.
Практическая работа 7.1. Списки.
Практическая работа 7.2. Решение задач со списками.
Тема 8. Стиль программирования и отладка программ.
Стиль программирования. Отладка программ.
Зачет по курсу «Программирование на языке Python».
Учебно-методическое обеспечение
1. Домашняя страница Python www.python.org . Справочные материалы, официальная документация.
2. Сайт проекта Интуит: Национальный открытый университет, курс «Введение в программирование на Python» http://www.intuit.ru/studies/courses/12179/1172/info
3. Сайт проекта Интуит: Национальный открытый университет, курс «Язык программирования Python»
4. Python. Подробный справочник Дэвида М. Бизли — книга со справочной информацией о языке Python и модулях стандартной библиотеки.
5. Python. Справочник Марка Лутца. Справочник по наиболее часто использующимся функциям и модулям.
Календарно-тематический план