Программа кружка «Увлекательное программирование в скетч» ( для 9-13 лет) 72 часа
Программа дополнительного образования детей научно-технической направленности «Увлекательное программирование» составлена на основе авторской программы «Творческие задания в среде программирования Скретч», которая входит в сборник «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3 – 6 классы» / М.С. Цветкова, О.Б.Богомолова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 128 с.: ил. Программа модифицирована.
Программа предполагает обучение детей 9-13 лет.
Срок реализации программы 1 год, всего 72 часа.
Цель: сформировать у учащихся базовые представлений о языках программирования, алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма; организовать проектную научно-познавательную деятельность творческого характера; сформировать у школьника познавательный интерес к учёбе и исследовательские навыки.
Занятия направлены на решение следующих задач.
ü овладеть навыками составления алгоритмов;
ü овладеть понятиями «объект», «событие», «управление», «обработка событий»;
ü изучить функциональность работы основных алгоритмических конструкций;
ü сформировать представление о профессии «программист»;
ü сформировать навыки разработки, тестирования и отладки несложных программ;
ü познакомить с понятием проекта и алгоритмом его разработки;
ü сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй, квестов, интерактивных игр, обучающих программ, мультфильмов, моделей и интерактивных презентаций.
ü способствовать развитию критического, системного, алгоритмического и творческого мышления;
ü развивать внимание, память, наблюдательность; познавательный интерес;
ü развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации;
ü развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.
ü формировать положительное отношение к информатике и ИКТ;
ü развивать самостоятельность и формировать умение работать в паре, малой группе, коллективе;
ü формировать умение демонстрировать результаты своей работы.
Общая характеристика курса
Мы живем в век информатизации общества. Информационные технологии проникают в нашу жизнь с разных сторон. Одно из самых удивительных и увлекательных занятий настоящего времени — программирование.
Обучение основам программирования школьников должно осуществляться на специальном языке программирования, который будет понятен детям, будет легок для освоения и соответствовать современным направлениям в программировании.
В данном курсе предполагается вести изучение программирования в игровой, увлекательной форме.
Scratch – это объектно-ориентированная среда, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков.
Scratch – это мультимедийная система. Большая часть операторов языка направлена на работу с графикой и звуком, создание анимационных и видеоэффектов. Манипуляции с медиаинформацией – главная цель создания Scratch.
Основные особенности Scratch
Блочное программирование . Для создание программ в Scratch, вы просто совмещаете графические блоки вместе в стеках. Блоки сделаны так, чтобы их можно было собрать только в синтаксически верных конструкциях, что исключает ошибки. Различные типы данных имеют разные формы, подчеркивая несовместимость. Вы можете сделать изменения в стеках, даже когда программа запущена, что позволяет больше экспериментировать с новыми идеями снова и снова.
Манипуляции данными. Со Scratch вы можете создать программы, которые управляют и смешивают графику, анимацию, музыку и звуки. Scratch расширяет возможности управления визуальными данными, которые популярны в сегодняшней культуре — например, добавляя программируемость, похожих на Photoshop фильтров.
Совместная работа и обмен . Сайт проекта Scratch предлагает вдохновение и аудиторию: вы можете посмотреть проекты других людей, использовать и изменить их картинки и скрипты, и добавить ваш собственный проект. Самое большое достижение — это общая среда и культура, созданная вокруг самого проекта.
Scratch предлагает низкий пол — легко начать; высокий потолок -возможность создавать сложные проекты; и широкие стены — поддержка большого многообразия проектов. В работе над Scratch уделили особое внимание простоте, иногда даже в ущерб функциональности, но с целью большей доступности.
Когда учащиеся работают над проектом в Scratch, они имеют шанс выучить важные вычислительные концепции, такие как повторения, условия, переменные, типы данных, события и процессы . Scratch уже был использован для представления этих понятий детям различных возрастов, от элементарной школы до колледжа. Некоторые студенты перешли от традиционных, текстовых, языков программирования, после того, как им показали программирование в Scratch.
Scratch — это проект с открытым исходным кодом, но с «закрытой» командой разработчиков. Исходный код доступен в свободном доступе, но приложение разрабатывается маленькой командой ученых из MIT Media Lab.
Одной из главных концепций языка Scratch, является развитие собственных задумок с первой идеи до конечного программного продукта. Для этого в Scratch имеются все необходимые средства:
– стандартные для языков процедурного типа: следование, ветвление, циклы, переменные, типы данных (целые и вещественные числа, строки, логические, списки — динамические массивы), псевдослучайные числа;
– объектно-ориентированные: объекты (их поля и методы), передача сообщений и обработка событий;
– интерактивные: обработка взаимодействия объектов между собой, с пользователем, а также событий вне компьютера (при помощи подключаемого сенсорного блока);
– параллельное выполнение: запуск методов объектов в параллельных потоках с возможностью координации и синхронизации;
– создание простого интерфейса пользователя.
Актуальность и новизна программы .
Актуальность программы состоит в том, что мультимедийная среда Scratch позволяет сформировать у детей стойкий интерес к программированию, отвечает всем современным требованиям объектно-ориентированного программирования.
Изучение языка значительно облегчает последующий переход к изучению других языков программирования. Преимуществом Scratсh, среди подобных сред программирования, также является наличие версий для различных операционных систем: для Windows , Mac OS , GNU / Linux . В настоящее время имеет смысл рассматривать программы с открытым кодом, что позволяет сформировать у учащихся более широкое представление о возможностях работы с цифровой техникой.
Скретч — свободно распространяемая программа, скачать которую можно, к примеру, с сайта: http :// info . scratch . mit . edu / Scratch 1.4 Downlo а d .
Аспект новизны заключается в том, что Scratch не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной.
Особенность среды Scratch, позволяющая создавать в программе мультфильмы, анимацию и даже простейшие игры, делает образовательную программу «Увлекательное программирование» практически значимой для современного школьника, т.к. дает возможность увидеть практическое назначение алгоритмов и программ, что будет способствовать развитию интереса к профессиям, связанным с программированием.
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения. Все задания расположены по возрастанию степени их сложности. Доступная детям практическая деятельность помогает избежать умственного переутомления.
Организация деятельности учащихся:
• формы организации деятельности обучающихся:
ü словесные методы (лекция, объяснение);
ü демонстративно-наглядные (демонстрация работы в программе, схем, скриптов, таблиц);
ü проектные методы (разработка проекта по спирали творчества, моделирование, планирование деятельности)
ü работа с Интернет — сообществом (публикация проектов в Интернет — сообществе скретчеров).
ü объяснительно – иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
ü частично-поисковые методы обучения (участие детей в
ü коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом). исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
Отличительные особенности . Данная программа обучения основана на
преимуществах дополнительного образования и призвана дать необходимые знания и
умения в области изучения компьютерных технологий для школьников, а также выявить
способных, талантливых детей и развить их способности, дает большие возможности для творческого развития детей, предусматривая индивидуальный подход к ребенку.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы
состоит в том, что изучая программирование в среде Scratch, у обучающихся
формируется не только логическое мышление, но и навыки работы с мультимедиа;
создаются условия для активного, поискового учения, предоставляются широкие
возможности для разнообразного моделирования.
Набор обучающихся – свободный, по желанию детей и их родителей.
Режим организации занятий:
— общее количество часов в год — 72 часа;
— количество часов в неделю 2 часа.