Сборник задач на программирование на языке QBasic
Работа должна быть результатом изучения рекомендованной литературы или иных источников получения информации. При чтении ее необходимо делать выписки, записи с указанием источника. Недопустимо механическое переписывание материала. Выполнение работы должно стать результатом осмысления студентом данной темы, нести элемент творчества.
Написание и оформление контрольной работы
Контрольная работа выполняется в объеме 10-12 страниц печатного текста формата А4 14 кегль. Она должна быть аккуратно оформлена, написана грамотным, литературным языком и включать в себя: развернутый план, изложение содержания, список использованных источников.
Одним из важных элементов работы является научно-справочный аппарат. Если в тексте приводятся отдельные цитаты, цифровые данные, то необходимо давать сноску с указанием на источник. Сноска делается внизу страницы под чертой и включает: фамилию и инициалы автора, название источника, место и год издания, номер тома и страницы.
В конце контрольной работы надо полно и четко привести перечень всех использованных источников. Названия книг, статей, ссылок на web сайт располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов.
Титульный лист контрольной работы оформляется в соответствии с принятыми правилами.
Теоретические вопросы для контрольной работы:
1. Понятие информации. Количество информации. Единицы измерения информации.
2. Двоичная система счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления.
4. Алгоритм и его свойства. Способы описания алгоритмов.
5. Алгоритм линейной структуры.
6. Алгоритм разветвляющей структуры.
7. Алгоритм циклической структуры.
8. Отладка циклических алгоритмов.
9. Одномерные и двумерные массивы (на примере алгоритмов).
10. Алгоритмы вычисления функций нескольких переменных.
11. Основные сведения о языке QBasic.
13. Разветвляющиеся программы.
15. Одномерные и двумерные массивы.
16. Сортировка элементов массива.
19. Графические возможности QBasicа, элементы анимации.
Практические задания для контрольной работы:
1. Составить алгоритм и программу на языке QBasic линейной структуры:
1.1. Вычислить значение функции при любых значениях х и у.
1.2. Вычислить значение функции при любом значении а.
1.3. Вычислить значение функции при любом значении а.
1.4. Вычислить значение функции при любом значении х.
1.5 Вычислить значение функции при любом значении а.
1.6. Вычислить значение функции при любом значении х.
1.7. Вычислить значение функции при любом значении а.
1.8. Вычислить значения функций и при любых значениях х и у.
1.9. Вычислить значение функции при любых значениях а и b .
1.10. Вычислить значение функции при любых значениях а и b .
1.11. Дана сторона квадрата. Найти ее периметр.
1.12. Дан радиус окружности. Найти ее диаметр, длину окружности и площадь круга.
1.13. Дана длина ребра куба. Найти объем кубы и площадь его боковой поверхности.
1.14. Даны два целых числа. Найти их суммы, разность, произведение, а так же частное от деления первого числа на второе.
1.15. Известны объем и масса тела. Определить плотность материала этого тела.
1.16. Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его периметр.
1.17. Даны длины сторон прямоугольника. Найти его периметр и длину диагонали.
1.18. даны длины сторон прямоугольного параллелепипеда. Найти его объем и площадь боковой поверхности.
1.19. Даны два числа. Найти среднее арифметическое и среднее геометрическое их модулей.
1.20. Известны координаты двух точек на плоскости. Составить программу вычисления расстояния между ними.
2. Составить алгоритм и программу на языке QBasic разветвляющей структуры:
2.1. Известны площадь круга и квадрата. Определить, уместиться ли круг в квадрате.
2.2. Дано целое число. Определить, является ли оно целым и оканчивается ли оно цифрой 7.
2.3. Дано двузначное число. Определить, является ли сумма его цифр двузначным числом и больше ли числа а сумма его цифр.
2.4. Вычислить значение функции , где .
2.5. Дано четырехзначное число. Определить, равна ли сумма первых его цифр сумме двух его последних цифр.
2.6. Дано натуральное число. Определить, заканчивается ли оно нечетной цифрой.
2.7. Дано трехзначное число. Определить, входят ли в него цифры 4 или 7.
2.8. Дана масса двух тел из разных материалов. Материал какого из тел имеет большую плотность?
2.9. Известны две скорости: одна в километрах в час, другая в метрах в секунду. Какая из скоростей больше?
2.10. Дано двузначное число. Определить, равен ли квадрат его числа учетверенной сумме кубов его цифр.
3. Составить алгоритм и программу на языке QBasic циклической структуры:
3.1. Найти произведение всех целых числе от 8 до 15.
3.2. Найти среднее арифметическое квадратов всех целых чисел от 1 до 50.
3.3. Даны натуральные числа х и у. Вычислить произведение х × у, используя лишь операцию сложения. Задачу решить двумя способами.
3.4. Одноклеточная амеба каждые 3 часа делится на 2 клетки. Определить, сколько клеток будет через 3, 6, 9, …, 24 часа, если первоначально была одна амеба.
3.5. Вычислить факториал натурального числа n .
3.8. Найти сумму квадратов всех целых чисел от a до b (значения а и b вводятся с клавиатуры, b ³ a ).
3.9. Считая, что Земля – идеальная сфера с радиусом r » 6350 км, определить расстояние до линии горизонта от точки с высотой над Землей, равной 1, 2, …, 10 км.
3.10. Начав тренировки, лыжник в первый день пробежал 10 км. каждый следующий день он увеличивал пробег на 10 % от пробега предыдущего дня. Определить, какой суммарный путь он пробежал за первые 7 дней тренировки.
4. Составить алгоритм и программу на языке QBasic вложенной циклической структуры (массивы):
4.1. Известна заработная плата каждого из 12 работников фирмы за каждый месяц первого квартала.
Решение логических задач в среде программирования QBasic
Организационный этап: Создание психологической атмосферы урока, введение учащихся в ритм урока. Формирование цели и задачи урока.
Мотивация учебной деятельности: Как правило логическую задачу можно решить несколькими способами, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. На разных этапах изучения данной темы выбирается наиболее эффективный способ для конкретной задачи.
Актуализация опорных знаний: На предыдущих уроках мы узнали какие предложения можно назвать высказыванием; логические операции связующие высказывания; логические переменные и построение таблиц истинности логического выражения вручную.
Логические функции. Используемые в среде программирования QBasic.
Логические операции имеют следующий приоритет:
Переменных логического типа в QBasic нет, поэтому программирование логических операций имеет свои особенности :
- Результат логической операции записывается в 2-х байтах;
- “ЛОЖЬ” – соответствует десятичный нуль 0;
- “ИСТИНА” – соответствует десятичное –1 .
Способы решения логической задачи:
Табличный способ нагляден, но используется только для определенного класса задач и требует умения сравнивать и сопоставлять;
Метод рассуждений подходит для решения только простых логических задач;
Алгебраический способ наиболее трудоемкий, т. к. необходимо выразить высказывания в виде логических формул, значения которых надо вычислить. Знание законов алгебры логики позволяют облегчить этот процесс, а если это не удается сделать, то строиться таблица истинности. По значениям из таблицы можно найти решение;
Программный способ решения логических задач, используется если количество простых высказываний велико или условия логической задачи запутанные или противоречивые, то построение и анализ таблицы истинности достаточно трудоемок. В этом случае создается программа, с помощью которой перебираются все допустимые значения простых высказываний и вычисляются значения единого логического выражения . Те простые высказывания, при которых выражение будет истинным и будут решениями логической задачи;
Логический калькулятор, используется, чтобы быстро и наглядно увидеть результат логической задачи. Здесь главное без ошибок ввести логическое выражение. Автоматически на разных вкладках видим круги Эйлера, дерево выражения и таблицу истинности с результатом.
Изучение нового материала на примерах:
Написать программу реализующую функцию и заполняющую таблицу истинности:
Три школьника, Юра, Сергей и Даниил были вызваны к директору по поводу разбитого окна в кабинете. На вопрос директора о том, кто это сделал, мальчики ответили:
Юра: “Даниил не бил окно. Это сделал Сергей”.
Сергей: “Нет, это Даниил разбил стекло футбольным мячом , а Юра не мог этого сделать”.
Даниил: “Сергей не разбивал. А я решал домашнюю задачу по алгебре.”
Стало известно, что один из ребят оба раза солгал, а двое в каждом из своих заявлений говорили правду.
1) Введем обозначения для простых высказываний :
a – Юра разбил окно; b – Сергей разбил окно; c – Даниил разбил окно.
2) Высказывания мальчиков запишем в виде формул:
3) Составим единое логическое выражение для всех требований задачи:
(Один мальчик солгал оба раза, два других сказали правду.)
Для исследования данной формулы можно построить таблицу значений при всех комбинациях простых высказываний или упростить формулу, используя аппарат алгебры логики.
Ответ: Выражение X = ИСТИНА, если a = 0, b = 0, c = 1
Вычислите значение функции
Докажите, что функции f1 и f2 эквивалентны.
Подведение итогов урока. Краткое сопоставление способов решение логических задач.
Конспект урока + придумать две логические задачи и записать их используя логические конструкции.