Bot API v2: Кнопки и редактирование сообщений
В начале апреля 2016 года вышло первое по-настоящему крупное обновление API для ботов. Изменений довольно много, поэтому материал я разобью на несколько частей. Сегодня поговорим об inline-кнопках и редактировании сообщений, а затем обсудим новые инлайн-режимы вместе со специальными кнопками для отправки геолокации и номера телефона.
Новые возможности
- Каждая кнопка, будь то обычная или инлайн, это теперь самостоятельный объект KeyboardButton или InlineKeyboardButton , не забудьте обновить своих ботов!
- В Inline-режиме все текстовые поля теперь представлены отдельными объектами InputMessageContent , которые, в свою очередь могут быть аж 4-х типов (подробности тут).
URL-кнопки
Итак, инлайн-кнопки. Что это такое? Это специальные объекты, которые “цепляются” к конкретным сообщениям и распространяют своё действие, в общем случае, только на них. Делятся такие кнопки на три типа: URL-кнопки, Callback-кнопки и Switch-кнопки. Самыми простыми являются кнопки-ссылки (URL). Как видно из названия, их цель — просто перекидывать пользователей по определенным веб-адресам. Давайте сразу напишем обработчик, который будет на любое сообщение отвечать каким-либо текстом и предложением перейти, например, на Яндекс.
@bot.message_handler(content_types=["text"]) def default_test(message): keyboard = types.InlineKeyboardMarkup() url_button = types.InlineKeyboardButton(text="Перейти на Яндекс", url="https://ya.ru") keyboard.add(url_button) bot.send_message(message.chat.id, "Привет! Нажми на кнопку и перейди в поисковик.", reply_markup=keyboard)
Инлайн-клавиатура представляет собой объект InlineKeyboardMarkup , а каждая инлайн-кнопка – это объект InlineKeyboardButton . Чтобы получилась URL-кнопка, нужно указать значения параметров text (текст на кнопке) и url (валидный веб-адрес). В результате бот пришлет нам такое сообщение (см. рис.). В целях обеспечения безопасности, перед переходом по URL-кнопкам появляется всплывающее окно, в котором видна ссылка целиком.
Callback-кнопки и редактирование сообщений
Прежде, чем мы перейдем к другим кнопкам, давайте познакомимся с функциями редактирования сообщений, коих тоже три: editMessageText (редактирование текста), editMessageCaption (редактирование подписи к медиа) и editMessageReplyMarkup (редактирование инлайн-клавиатуры). В рамках этого урока рассмотрим только первую функцию, остальные работают аналогично и предлагаются для самостоятельного изучения.
Чтобы отредактировать сообщение, нам надо знать, про какое именно идёт речь. В случае, если оно было отправлено самим ботом, идентификаторами служит связка chat_id + message_id . Но если сообщение было отправлено в инлайн-режиме, то ориентироваться надо по параметру inline_message_id .
И вот теперь вернемся к нашим баранам кнопкам. На очереди – Callback. Это, на мой взгляд, самая крутая фича нового обновления. Колбэк-кнопки позволяют выполнять произвольные действия по их нажатию. Всё зависит от того, какие параметры каждая кнопка в себе несёт. Соответственно, все нажатия будут приводить к отправке боту объекта CallbackQuery , содержащему поле data , в котором написана некоторая строка, заложенная в кнопку, а также либо объект Message , если сообщение отправлено ботом в обычном режиме, либо поле inline_message_id , если сообщение отправлено в инлайн-режиме.
Приведу пример, после которого все вопросы должны отпасть: пусть, например, если сообщение отправлено ботом в обычном режиме, то нажатие на кнопку заменит текст сообщения на “Пыщь”, если в инлайн – то “Бдыщь”. При этом в обоих случаях значение callback_data будет равно test . Что для этого нужно сделать: во-первых, написать простейший хэндлер для всех входящих сообщений, во-вторых, написать простейший хэндлер для инлайн-сообщений, в-третьих, написать простейший хэндлер для колбэка, который определит, из какого режима пришло сообщение.
# Обычный режим @bot.message_handler(content_types=["text"]) def any_msg(message): keyboard = types.InlineKeyboardMarkup() callback_button = types.InlineKeyboardButton(text="Нажми меня", callback_data="test") keyboard.add(callback_button) bot.send_message(message.chat.id, "Я – сообщение из обычного режима", reply_markup=keyboard) # Инлайн-режим с непустым запросом @bot.inline_handler(lambda query: len(query.query) > 0) def query_text(query): kb = types.InlineKeyboardMarkup() # Добавляем колбэк-кнопку с содержимым "test" kb.add(types.InlineKeyboardButton(text="Нажми меня", callback_data="test")) results = [] single_msg = types.InlineQueryResultArticle( style=color:#a31515>"1", title="Press me", input_message_content=types.InputTextMessageContent(message_text="Я – сообщение из инлайн-режима"), reply_markup=kb ) results.append(single_msg) bot.answer_inline_query(query.id, results) # В большинстве случаев целесообразно разбить этот хэндлер на несколько маленьких @bot.callback_query_handler(func=lambda call: True) def callback_inline(call): # Если сообщение из чата с ботом if call.message: if call.data == "test": bot.edit_message_text(chat_id=call.message.chat.id, message_id=call.message.message_id, text="Пыщь") # Если сообщение из инлайн-режима elif call.inline_message_id: if call.data == "test": bot.edit_message_text(inline_message_id=call.inline_message_id, text="Бдыщь") if __name__ == '__main__': bot.infinity_polling()
Запускаем бота, отправляем инлайн-сообщение, которое, в свою очередь, вызовет обычное:
Нажмем на обе кнопки, результат правильный:
Таким образом, callback-кнопки – это очень мощный инструмент для взаимодействия пользователей с ботом, а редактирование сообщений дополнительно помогает в этом. Более того, нажатие на колбэк-кнопку может дополнительно тригернуть либо уведомление в верхней части экрана, либо всплывающее окно. Покажу первый вариант. Пускай помимо изменения сообщения на “Пыщь”, аналогичное слово показывается уведомлением. Для этого перепишем первое if-условие в хендлере колбэков:
if call.message: if call.data == "test": bot.edit_message_text(chat_id=call.message.chat.id, message_id=call.message.message_id, text="Пыщь") bot.answer_callback_query(callback_query_id=call.id, show_alert=False, text="Пыщь!")
Результат – на скриншоте. Попробуйте, кстати, изменить аргумент show_alert на True и посмотрите, что получится.
Всплывающее уведомление
Switch-кнопки
Наконец, остался последний тип кнопок — Switch (переключатель). Они нужны, чаще всего, для обучения пользователей работе с ботом в инлайн-режиме. Чтобы активировать сделать кнопку такого типа, нужно указать аргумент switch_inline_query либо пустой, либо с каким-либо текстом. В последнем случае этот текст будет сразу подставлен в поле ввода, например, для показа демонстрации инлайна. Как вообще работает такая кнопка? При нажатии на неё Telegram предложит выбрать чат, после чего подставит в поле ввода ник вашего бота и (если есть), текст, указанный вами в аргументе switch_inline_query . Давайте попробуем так сделать. Добавим кнопку, которая будет перенаправлять пользователя в какой-либо чат и предлагать в инлайн-режиме запрос “Telegram”. Код всего хендлера выглядит вот так:
@bot.message_handler(content_types=["text"]) def any_msg(message): keyboard = types.InlineKeyboardMarkup() switch_button = types.InlineKeyboardButton(text="Нажми меня", switch_inline_query="Telegram") keyboard.add(switch_button) bot.send_message(message.chat.id, "Я – сообщение из обычного режима", reply_markup=keyboard)
Теперь, если мы нажмем на кнопку и выберем чат, вот что получится:
Итак, в этом уроке мы познакомились с новыми кнопками в Telegram Bot API, научились переписывать историю редактировать сообщения и отправлять небольшие уведомления по нажатию. В следующий раз продолжим изучать новые возможности для ботов. А исходники к этому уроку можно найти в этом репозитории.
KeyboardButton¶
class telegram. KeyboardButton ( text , request_contact = None , request_location = None , request_poll = None , web_app = None , request_user = None , request_chat = None , * , api_kwargs = None ) [source] ¶ Bases: telegram.TelegramObject This object represents one button of the reply keyboard. For simple text buttons, str can be used instead of this object to specify text of the button. Objects of this class are comparable in terms of equality. Two objects of this class are considered equal, if their text , request_contact , request_location , request_poll , web_app , request_user and request_chat are equal.
- Optional fields are mutually exclusive.
- request_contact and request_location options will only work in Telegram versions released after 9 April, 2016. Older clients will display unsupported message.
- request_poll option will only work in Telegram versions released after 23 January, 2020. Older clients will display unsupported message.
- web_app option will only work in Telegram versions released after 16 April, 2022. Older clients will display unsupported message.
- request_user and request_chat options will only work in Telegram versions released after 3 February, 2023. Older clients will display unsupported message.
Changed in version 20.0: web_app is considered as well when comparing objects of this type in terms of equality.
Deprecated since version 20.1: request_user and request_chat will be considered as well when comparing objects of this type in terms of equality in V21.
- text ( str ) – Text of the button. If none of the optional fields are used, it will be sent to the bot as a message when the button is pressed.
- request_contact ( bool , optional) – If True , the user’s phone number will be sent as a contact when the button is pressed. Available in private chats only.
- request_location ( bool , optional) – If True , the user’s current location will be sent when the button is pressed. Available in private chats only.
- request_poll ( KeyboardButtonPollType , optional) – If specified, the user will be asked to create a poll and send it to the bot when the button is pressed. Available in private chats only.
- web_app ( WebAppInfo , optional) – If specified, the described Web App will be launched when the button is pressed. The Web App will be able to send a Message.web_app_data service message. Available in private chats only.
Text of the button. If none of the optional fields are used, it will be sent to the bot as a message when the button is pressed.
Optional. If True , the user’s phone number will be sent as a contact when the button is pressed. Available in private chats only.
Optional. If True , the user’s current location will be sent when the button is pressed. Available in private chats only.
Optional. If specified, the user will be asked to create a poll and send it to the bot when the button is pressed. Available in private chats only.
Optional. If specified, the described Web App will be launched when the button is pressed. The Web App will be able to send a Message.web_app_data service message. Available in private chats only.
Optional. If specified, pressing the button will open a list of suitable users. Tapping on any user will send its identifier to the bot in a telegram.Message.user_shared service message. Available in private chats only.
Optional. If specified, pressing the button will open a list of suitable chats. Tapping on a chat will send its identifier to the bot in a telegram.Message.chat_shared service message. Available in private chats only.
telegram.KeyboardButton¶
This object represents one button of the reply keyboard. For simple text buttons String can be used instead of this object to specify text of the button.
Objects of this class are comparable in terms of equality. Two objects of this class are considered equal, if their text , request_contact , request_location and request_poll are equal.
- Optional fields are mutually exclusive.
- request_contact and request_location options will only work in Telegram versions released after 9 April, 2016. Older clients will ignore them.
- request_poll option will only work in Telegram versions released after 23 January, 2020. Older clients will receive unsupported message.
- text ( str ) – Text of the button. If none of the optional fields are used, it will be sent to the bot as a message when the button is pressed.
- request_contact ( bool , optional) – If True , the user’s phone number will be sent as a contact when the button is pressed. Available in private chats only.
- request_location ( bool , optional) – If True , the user’s current location will be sent when the button is pressed. Available in private chats only.
- request_poll ( KeyboardButtonPollType , optional) – If specified, the user will be asked to create a poll and send it to the bot when the button is pressed. Available in private chats only.
Type: | str |
---|
request_contact ¶
Optional. The user’s phone number will be sent.
Type: | bool |
---|
request_location ¶
Optional. The user’s current location will be sent.
Type: | bool |
---|
request_poll ¶
Optional. If the user should create a poll.
© Copyright 2015-2021, Leandro Toledo Revision e9c01c77 .