§ 5. Программированное обучение
Под программированным обучением понимается обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Основная цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом. Этот вид обучения возник в начале 60-х годов на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей. У истоков программированного обучения стояли американские дидакты и психологи Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси; в отечественной науке этими вопросами плодотворно занимались Н.Ф. Талызина, П.Я. Матюшкин, В. И. Чепелев и др. Характерными чертами программированного обучения явились уточнение учебных целей и последовательная, поэлементная процедура их достижения. Ориентация построения учебного процесса на четкие цели привлекла к программированному обучению внимание педагогов всего мира.
Теоретико-методологические основы программированного обучения. Методологическую основу исследования проблем программированного обучения составляют бихевиористическая теория учения (в зарубежной дидактике), деятельностная теория научения и основные идеи кибернетики (отечественная дидактика). Рассмотрим сущность обозначенных подходов.
В целом сущность программированного обучения состоит в следующем: учебный материал разделяется на небольшие логически завершенные дозы (части), легко усваиваемые учащимися (эти дозы (части) получили название «шаги», «порции», «фрагменты информации»); учебный процесс состоит из последовательных тесно взаимосвязанных между собой шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.); при правильном выполнении контрольных заданий (выборе правильного ответа) ученик получает новую порцию информации; при неправильном ответе ученик получает разъяснение и указание вновь выбрать правильный ответ; каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в оптимальном для него темпе; результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известны как самому ученику, так и учителю. Это создает для ученика возможность самоконтроля (внутренняя обратная связь), а для учителя возможность получения информации о ходе познавательной деятельности каждого учащегося (внешняя обратная связь); педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) в случае затруднений учащихся при работе над «шагом», «дозой» информации, осуществляет индивидуальный подход; в учебном процессе широко применяются специфические средства: программированные учебники, программированные учебные пособия, обучающие машины.
Педагогическая оценка программированного обучения. Достоинством этого вида обучения является получение субъектами образовательного процесса (учителем и каждым учеником) полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной информации. Это обеспечивается установлением прочной внешней и внутренней обратной связи, лежащей в основе функционирования системы «учитель-ученик» как целостной системы, в которой обучающие усилия учителя (компьютера) совпадают с собственными усилиями школьника. Поэтому обеспечивается высокий результат. Еще одно преимущество состоит в том, что в этой системе ученик занимает позицию не только объекта, но и позицию субъекта собственной учебной деятельности
Недостатки программированного обучения состоят в том, что оно слабо стимулирует развитие творческого мышления школьников, имеет ограничения в применении, так как не каждый материал поддается пошаговой обработке.
30. Технология программированного обучения. Принципы программированного обучения. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, адаптивная, комбинированная.
Программированное обучение — это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники.
Принципы программированного обучения:
а) принцип деления материала на небольшие, тесно связанные между собой части (порции, шаги);
б) принцип активизации деятельности учащихся, изучающих программированный текст;
в) принцип немедленной оценки каждого ответа учащегося;
г) принцип индивидуализации темпа и содержания учения;
д) принцип эмпирической верификации (проверки) программированных текстов.
Виды обучающих программ
Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию (рисунок 5.2).
Рисунок 5.2 – Структура линейной программы
Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.
Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д.
Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.
В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.
Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного разветвленного, адаптивного программирования.
Программированное обучение
Программированное обучение возникло как направление в 50-х годах нашего века. Основатель ПО — американский психолог, профессор Гарвардского университета Б.Ф.Скиннер. Проводились опыты по научению животных каким-либо действиям. Суть разработанной методики: для достижения требуемой формы поведения весь путь продвижения к цели разбивается на ряд элементарных шагов действий, за правильное выполнение которых животное получает каждый раз поощрение, тем самым закрепляется элемент формируемого действия, что в итоге приводит к конечной цели. Принципы этой методики было предложено перенести на обучение человека, заложив их в специальным образом разработанную учебную программу. Следуя этой программе, ученик продвигается к цели, совершая на пути к ней целый ряд простых познавательных действий. Поощрением за их выполнение должно служить сообщение о правильности совершения действий.
Эта методика обучения , имеющая ряд общих положений с методикой, предложенной Б.Ф.Скиннером, но и обладающая существенными отличиями, связывается с именем Н.Краудера.
Идеи и принципы ПО стали известны в нашей стране примерно с середины 1961 г.
II Общее понятие о программированном обучении
Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.).
Программированный учебный материал представляет собой сравнительно небольшие порции учебной информации («кадры», «шаги» и др.), подаваемые обучаемому в определенной логической последовательности.
I Весь материал, который предстоит изучить, делится на отдельные (простейшие) части — шаги, порции, кадры и т.д.
II Дается определенная система предписаний по выполнению конкретных действий с данным материалом — алгоритм.
III Дается задание для контроля за усвоением данной порции материала — система упражнений.
IV Ответы, информирующие о правильности или неправильности выполнения задания.
Учитель (учебник, компьютер)
1. Предъявляет первую дозу материала
2. Объясняет первую дозу материала и действия с ним.
3. Ставит контрольные вопросы
4. Если ответ верный, предъявляет вторую дозу материала, если нет — объясняет ошибку, возвращает к работе с первой дозой.
1. Воспринимает информацию.
2. Выполняет операции по усвоению первой дозы.
4. Переходит к следующей дозе материала. Если ответ неверный, возвращается к изучению первой дозы.
Главная идея ПО — управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы.
Обучающая программа — последовательность шагов (алгоритм), каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или действий.
Шаг программы состоит из трех частей:
— доза информации об изучаемом знании, действии;
— задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению;
— контрольные задания (обратная связь) и указание о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.
III Виды программирования
Линейные программы представляют Обучаемому в случае непра-
собой последовательно сменяющиеся вильного ответа может предо-
небольшие блоки учебной информации ставляться дополнительная
с контрольными заданиями. Обучаю- учебная информация, которая
щийся должен дать правильный ответ, позволит ему выполнить конт-
иногда просто выбрать его из несколь- рольное задание, дать правиль-
ких возможных. В случае правильного ный ответ и получить новую
ответа он получает новую учебную порцию учебной информации.
информацию, если ответ неправиль-
ный — предлагается вновь изучить
В случае разветвленного программированного индивидуальный подход касается не только темпа продвижения по программе, но и объема учебного материала для разных учащихся. Контрольные задания включают большей частью серию ответов для выбора, среди которых есть один или несколько верных, а другие ошибочны, причем их характер точно и дифференцированно указывает типичные погрешности в ходе мыслительной деятельности учащихся. Если допущена ошибка, адресная система программы отсылает учащихся к таким фрагментам текста, которые учитывают сущность ошибки. Далее следует новое контрольное задание и в случае правильного ответа — возврат к основной линии программы. Если ошибок нет, учащийся сразу переходит к новой информации. Разветвленные программы более сложной структуры позволяют в известной мере индивидуализировать количество и сложность упражнений, задач, объем повторений. В простых разветвленных программах учет индивидуальных различий происходит лишь «тактически». Кратковременность, оперативность «памяти» программы приводит к тому, что ученик, не выполнивший ни одного шага без ошибки, и ученик, допустивший случайную ошибку, получают разъяснения одного и того же характера, хотя в первом случае требуется подробный разбор ошибочных представлений, возможно, даже изменение системы подачи материала, а во втором достаточно лишь косвенной подсказки.
Отмеченные слабости линейных и разветвленных программ стимулировали создание адаптивных обучающих программ.
Адаптивная программа предоставляет возможность обучаемому самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д. В частично адаптированных программах осуществляется разветвление (перевод учащихся к следующему шагу осуществляется с учетом статистических данных о выполнении контрольных заданий не одного, а ряда предшествующих шагов; или дается другой вариант уровня сложности на основе одного (последнего) ответа ученика.
Адаптивность учебной работы и оптимальность обучения достигается только путем использования специальных технических средств.
Показатель эффективности обучения по адаптивной программе зависит от соотношения количества правильно и ошибочно выполненных заданий, характера и причины типичных ошибок, степени использования разъяснений и подсказок, темпа продвижения по программе и от других факторов. Этот показатель и определяет выбор нового отрезка программы. После изучения определенной последовательности шагов выясняется, соответствует ли уровень сложности учебного материала познавательным возможностям школьника. В результате принятия решения этот уровень может быть повышен, понижен или сохранен прежним.
Комбинированные программы включают в себя фрагменты линейного, разветвленного и адаптированного программирования. Материал делится на различные дозы в зависимости от дидактической цели, возраста учащихся, логики учебного материала и самого процесса обучения.