Программированное обучение виды программирования

§ 5. Программированное обучение

Под программированным обучением понимается обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Основная цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом. Этот вид обучения воз­ник в начале 60-х годов на основе новых дидактических, психоло­гических и кибернетических идей. У истоков программированного обучения стояли американские дидакты и психологи Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси; в отечественной науке этими вопросами плодотворно занимались Н.Ф. Талызина, П.Я. Матюшкин, В. И. Чепелев и др. Характерными чертами программированного обучения явились уточнение учебных целей и последовательная, поэлементная процедура их достижения. Ориентация построения учебного процесса на четкие цели привлекла к программированному обучению внимание педагогов всего мира.

Теоретико-методологические основы программированного обучения. Методологическую основу исследования проблем программированного обучения составляют бихевиористическая теория учения (в зарубежной дидактике), деятельностная теория научения и основные идеи кибернетики (отечественная дидактика). Рассмотрим сущность обозначенных подходов.

В целом сущность программированного обучения состоит в сле­дующем: учебный материал разделяется на небольшие логически завершенные дозы (части), легко усваиваемые учащимися (эти дозы (части) получили название «шаги», «порции», «фрагменты ин­формации»); учебный процесс состоит из последовательных тесно взаимосвязанных между собой шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.); при правиль­ном выполнении контрольных заданий (выборе правильного ответа) ученик получает новую порцию информации; при непра­вильном ответе ученик получает разъяснение и указание вновь выбрать правильный ответ; каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в оптимальном для него темпе; результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известны как самому ученику, так и учителю. Это создает для ученика возможность самоконтроля (внутренняя обратная связь), а для учителя возможность получе­ния информации о ходе познавательной деятельности каждого учащегося (внешняя обратная связь); педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) в случае затруднений учащихся при работе над «шагом», «дозой» информации, осуществляет индивидуальный подход; в учебном процессе широко применяются специфические средства: програм­мированные учебники, программированные учебные пособия, обучающие машины.

Читайте также:  Событийно управляемая модель программирования ооп

Педагогическая оценка программированного обучения. Достоинством этого вида обучения является получение субъектами образовательного процесса (учителем и каждым учеником) полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной информации. Это обеспечивается установлением проч­ной внешней и внутренней обратной связи, лежащей в основе функционирования системы «учитель-ученик» как целостной си­стемы, в которой обучающие усилия учителя (компьютера) со­впадают с собственными усилиями школьника. Поэтому обеспечивается высокий результат. Еще одно преимущество со­стоит в том, что в этой системе ученик занимает позицию не толь­ко объекта, но и позицию субъекта собственной учебной деятельности

Недостатки программированного обучения состоят в том, что оно слабо стимулирует развитие творческого мышления школьников, имеет ограничения в применении, так как не каждый материал поддается пошаговой обработке.

Источник

30. Технология программированного обучения. Принципы программированного обучения. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, адаптивная, комбинированная.

Программированное обучение — это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники.

Принципы программированного обучения:

а) принцип деления материала на небольшие, тесно связанные между собой части (порции, шаги);

б) принцип активизации деятельности учащихся, изучающих программированный текст;

в) принцип немедленной оценки каждого ответа учащегося;

г) принцип индивидуализации темпа и содержания учения;

д) принцип эмпирической верификации (проверки) программированных текстов.

Виды обучающих программ

Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию (рисунок 5.2).

Рисунок 5.2 – Структура линейной программы

Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.

Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д.

Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.

В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.

Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного разветвленного, адаптивного программирования.

Источник

Программированное обучение

Программированное обучение возникло как направление в 50-х годах нашего века. Основатель ПО — американский психолог, профессор Гарвардского университета Б.Ф.Скиннер. Проводились опыты по научению животных каким-либо действиям. Суть разработанной методики: для достижения требуемой формы поведения весь путь продвижения к цели разбивается на ряд элементарных шагов действий, за правильное выполнение которых животное получает каждый раз поощрение, тем самым закрепляется элемент формируемого действия, что в итоге приводит к конечной цели. Принципы этой методики было предложено перенести на обучение человека, заложив их в специальным образом разработанную учебную программу. Следуя этой программе, ученик продвигается к цели, совершая на пути к ней целый ряд простых познавательных действий. Поощрением за их выполнение должно служить сообщение о правильности совершения действий.

Эта методика обучения , имеющая ряд общих положений с методикой, предложенной Б.Ф.Скиннером, но и обладающая существенными отличиями, связывается с именем Н.Краудера.

Идеи и принципы ПО стали известны в нашей стране примерно с середины 1961 г.

II Общее понятие о программированном обучении

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.).

Программированный учебный материал представляет собой сравнительно небольшие порции учебной информации («кадры», «шаги» и др.), подаваемые обучаемому в определенной логической последовательности.

I Весь материал, который предстоит изучить, делится на отдельные (простейшие) части — шаги, порции, кадры и т.д.

II Дается определенная система предписаний по выполнению конкретных действий с данным материалом — алгоритм.

III Дается задание для контроля за усвоением данной порции материала — система упражнений.

IV Ответы, информирующие о правильности или неправильности выполнения задания.

Учитель (учебник, компьютер)

1. Предъявляет первую дозу материала

2. Объясняет первую дозу материала и действия с ним.

3. Ставит контрольные вопросы

4. Если ответ верный, предъявляет вторую дозу материала, если нет — объясняет ошибку, возвращает к работе с первой дозой.

1. Воспринимает информацию.

2. Выполняет операции по усвоению первой дозы.

4. Переходит к следующей дозе материала. Если ответ неверный, возвращается к изучению первой дозы.

Главная идея ПО — управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы.

Обучающая программа — последовательность шагов (алгоритм), каждый из которых представляет микроэтап овладения единицей знаний или действий.

Шаг программы состоит из трех частей:

— доза информации об изучаемом знании, действии;

— задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению;

— контрольные задания (обратная связь) и указание о повторении упражнений или переходе к следующему шагу.

III Виды программирования

Линейные программы представляют Обучаемому в случае непра-

собой последовательно сменяющиеся вильного ответа может предо-

небольшие блоки учебной информации ставляться дополнительная

с контрольными заданиями. Обучаю- учебная информация, которая

щийся должен дать правильный ответ, позволит ему выполнить конт-

иногда просто выбрать его из несколь- рольное задание, дать правиль-

ких возможных. В случае правильного ный ответ и получить новую

ответа он получает новую учебную порцию учебной информации.

информацию, если ответ неправиль-

ный — предлагается вновь изучить

В случае разветвленного программированного индивидуальный подход касается не только темпа продвижения по программе, но и объема учебного материала для разных учащихся. Контрольные задания включают большей частью серию ответов для выбора, среди которых есть один или несколько верных, а другие ошибочны, причем их характер точно и дифференцированно указывает типичные погрешности в ходе мыслительной деятельности учащихся. Если допущена ошибка, адресная система программы отсылает учащихся к таким фрагментам текста, которые учитывают сущность ошибки. Далее следует новое контрольное задание и в случае правильного ответа — возврат к основной линии программы. Если ошибок нет, учащийся сразу переходит к новой информации. Разветвленные программы более сложной структуры позволяют в известной мере индивидуализировать количество и сложность упражнений, задач, объем повторений. В простых разветвленных программах учет индивидуальных различий происходит лишь «тактически». Кратковременность, оперативность «памяти» программы приводит к тому, что ученик, не выполнивший ни одного шага без ошибки, и ученик, допустивший случайную ошибку, получают разъяснения одного и того же характера, хотя в первом случае требуется подробный разбор ошибочных представлений, возможно, даже изменение системы подачи материала, а во втором достаточно лишь косвенной подсказки.

Отмеченные слабости линейных и разветвленных программ стимулировали создание адаптивных обучающих программ.

Адаптивная программа предоставляет возможность обучаемому самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д. В частично адаптированных программах осуществляется разветвление (перевод учащихся к следующему шагу осуществляется с учетом статистических данных о выполнении контрольных заданий не одного, а ряда предшествующих шагов; или дается другой вариант уровня сложности на основе одного (последнего) ответа ученика.

Адаптивность учебной работы и оптимальность обучения достигается только путем использования специальных технических средств.

Показатель эффективности обучения по адаптивной программе зависит от соотношения количества правильно и ошибочно выполненных заданий, характера и причины типичных ошибок, степени использования разъяснений и подсказок, темпа продвижения по программе и от других факторов. Этот показатель и определяет выбор нового отрезка программы. После изучения определенной последовательности шагов выясняется, соответствует ли уровень сложности учебного материала познавательным возможностям школьника. В результате принятия решения этот уровень может быть повышен, понижен или сохранен прежним.

Комбинированные программы включают в себя фрагменты линейного, разветвленного и адаптированного программирования. Материал делится на различные дозы в зависимости от дидактической цели, возраста учащихся, логики учебного материала и самого процесса обучения.

Источник

Оцените статью