Программирование социально экономического развития региона

6. Региональные прогнозы и программы экономического и социального развития

6.1 Прогнозирование и программирование социально-экономического развития Российской Федерации.

Прогнозирование является важнейшим этапом в системе государственного регулирования как национальной экономики так и экономики региона. Под прогнозом понимается научно-обоснованное представление о возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – это система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Правовой основой прогнозирования и программирования социально-экономического развития страны является Федеральный закон от 20.07.95 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», а также ряд специальных методических рекомендаций.

Прогнозы и программы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов, а также перспектив изменения данных факторов. Они включают в себя количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

В Российской Федерации прогнозирование и программирование осуществляется на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

1. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. На его основе Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Читайте также:  Язык объектно ориентированного программирования delphi

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации – система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

2. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента Российской Федерации.

Один из разделов программы на среднесрочную перспективу посвящен региональной экономической политике.

3. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

Одним из самых действенных инструментов управления развитием экономики страны и одним из важнейших форм предоставления государственной поддержки отраслям, предприятиям и регионам являются федеральные целевые программы.

Количество программ постоянно увеличивается, однако возможности бюджета по их финансированию весьма ограничены.

Источник

Лекция № 8. Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона

Прогнозирование регионального развития осуществляется в соответствии с общими принципами прогностики и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а также верифицируемость (достоверность

Прогнозирование регионального развития

Прогнозирование региональных процессов — важнейшая и неотъемлемая часть сложного процесса управления. От него в значительной мере зависят экономические, социальные и экологические последствия регионального развития, полнота использования трудовых, природных и материально-вещественных ресурсов.

Прогнозирование — одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчетов.

В основе методологии регионального прогнозирования лежит познание и использование тех законов, которые действуют не только на уровне всей государственной социально-экономической системы, но и на уровне ее составляющих.

Структура регионального прогноза включает как аспекты воспроизводства, так и различные уровни агрегирования производства и расселения в регионе. Взаимоувяз-ка всего спектра прогнозов с учетом действия прямых и обратных связей обеспечивает в совокупности обобщенный региональный прогноз, на основе которого формируются концепция и стратегический план региона. Разработка региональных прогнозов базируется на двух универсальных подходах.

Генетический подход обосновывает направления развития исходя из достигнутого уровня развития производительных сил региона, наметившихся региональных проблем.

При нормативно-целевом подходе пути развития региона ставятся в зависимость от предварительно сформулированных целей.

Прогнозирование регионального развития осуществляется в соответствии с общими принципами прогностики и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а также верифи-цируемость (достоверность и точность) прогнозов.

Территориальные прогнозы используются при разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов и их частей, развития и размещения отраслей, комплексных (генеральных) схем развития и размещения производительных сил. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочных периодов, обусловливается долговременностью и комплексным характером территориальных проблем, большим влиянием макроэкономической политики на формирование региональных комплексов и рынков.

Прогнозирование применяется в областях, где планирование нецелесообразно или невозможно, но оно ни в коем случае не может заменить планирование.

Планирование — метод осуществления хозяйственно-организаторской функции государства и экономической политики. Важной частью планирования является программирование. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ. Комиссия готовит предложения по определению приоритетных направлений развития регионов, совершенствованию мониторинга социально-экономического развития, оказанию помощи в реализации целевых программ развития территорий. С учетом предложений государство может выделять региональные квоты по кредитам на инвестиционные программы.

Источник

Программирование регионального развития. Различные классификации региональных программ.

Программирование развития экономики региона означает разра­ботку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру и мероприятия и средства решения наиболее актуаль­ных проблем регионального развития. Программирование знаменует активное участие властных структур не только в опосредованном (косвенном) воздействии на экономические процессы, но и в непосредственном управлении ходом общественного воспроизводства. Этот процесс имеет мес­то во всех развитых странах мира. В основу программно-целевого подхода как инструмента про­ведения региональной администрацией целенаправленной поли­тики по решению проблем региона должна быть положена систе­ма программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при госу­дарственной поддержке. Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и дру­гих мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, со­циального и культурного развития Российской Федерации. Существуют федеральные, региональные и отраслевые про­граммы. Региональным программам в случае их важности может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые про­граммы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия властных структур на ход экономических процессов для достижения конечных соци­ально-экономических целей1. Структурными элементами программно-целевого подхода в регу­лировании регионального развития являются установление целей социально-экономического развития; разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей; обеспечение со­гласования целей и мероприятий; ресурсное обеспечение намеча­емых мер. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ регламентируется Постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 26 июня 1995 г. № 594. В качестве целевых установок регионального развития могут выступать задачи как общерегионального уровня (например, по­вышение эффективности функционирования экономики региона путем развития производственной инфраструктуры или создание условий для широкого развития предпринимательства), так и бо­лее узкого и частного характера (например, решение продоволь­ственной проблемы, прорыв на мировой рынок с товарами опре­деленного вида). Наиболее сложной проблемой является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходи­мо учесть все многообразие ограничений на экономическое раз­витие региона, а именно: состояние природного фактора, совре­менную социально-демографическую ситуацию, прогноз социаль­ной напряженности в регионе и пр. Принципиальное значение имеет положение о том, что для стабильного развития региона нельзя ограничиваться только решением задач, имеющих преиму­щественно оперативный характер и связанных с функционирова­нием жизнеобеспечивающих систем и объектов. Необходимо ре­шать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование (Модернизацию) экономики базы, развитие социальной среды. В качестве обязательных выдвигаются следующие структурные элементы региональной комплексной программы:

  • промышленная политика (подпрограмма модернизации эко­номики и реструктуризации предприятий);
  • строительная политика (подпрограмма развития региональ­ной инфраструктуры, реконструкция коммуникаций);
  • социальная политика (подпрограмма развития образования, здравоохранения, культуры).
  • анализ социально-экономической ситуации в регионе, вы­явление проблем, определение их актуальности и социаль­ной значимости;
  • формулировка проблем, подлежащих программному реше­нию, анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в будущем;
  • выделение основных целей, их ранжировка, построение «де­рева целей»;
  • поиск возможных путей решения проблемы (разработка максимального количества альтернатив), оценка и отбор альтернатив (выбор оптимального решения);
  • детализация и уточнение отобранных альтернатив;
  • разработка взаимосвязанной совокупности мероприятий программы;
  • разработка рекомендаций по реализации программы, оцен­ка последствий реализации программы.
  • выравнивание межрайонных различий по показателям эко­номического, социального и научно-технического развития;
  • формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
  • сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйство­вание в условиях рынка;
  • максимально полное и эффективное использование природ­ных, материальных и трудовых ресурсов региона;
  • развитие производств и сфер в соответствии с государствен­ной селективной структурной политикой;
  • охрана окружающей среды;
  • преодоление последствий стихийных бедствий и техноген­ных аварий;
  • формирование инфраструктуры информационного обеспе­чения органов управления и хозяйствующих субъектов;
  • духовное возрождение регионов, сохранение их историческо­го наследия, укрепление культурного потенциала, стабили­зация общественно-политической и правовой обстановки.
  • научно-исследовательские;
  • ресурсные;
  • инвестиционные;
  • производственно-экономические;
  • социальные;
  • экономико-экологические.

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

Оцените статью