ПРОГРАММИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов одной из наиболее актуальных задач дошкольного образования является достижение нормативно заданного уровня качества образования.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разработка и утверждение рабочих программ педагогов входит в компетентность деятельности образовательного учреждения.
На основе профессиональных затруднений педагогов дошкольных образовательных учреждений, выявленных в процессе специально организованного обследования, формируется содержание образовательных программ курсов повышения квалификации. Опыт работы со слушателями по программе «Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» показал, что педагоги недостаточно компетентны в вопросах программирования образовательного процесса.
Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается успешностью реализации той или иной образовательной программы. Результат всей образовательной работы в ДОУ зависит от того, насколько грамотно педагоги смогут проанализировать, спрограммировать и организовать образовательный процесс. В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения самостоятельно разрабатывает как основную образовательную программу, так и рабочие программы педагогов дошкольного образования. Программирование образовательной деятельности педагогов – принципиально новый уровень сложности их профессиональной деятельности.
Учитывая данный факт, в образовательных программах курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений были обозначены следующие профессиональные компетенции:
— умение управлять процессом проектирования развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
– способность осуществлять программирование образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования [1].
В связи с заказом дошкольных образовательных учреждений, на кафедре развития дошкольного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО разработан дистанционный модульный курс «Программирование образовательной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений».
В процессе программирования образовательной деятельности педагоги приобретают готовность к осуществлению следующих трудовых действий:
— участию в разработке основной образовательной программы ДОУ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;
— планированию и реализации образовательной работы в группе детей раннего и дошкольного возраста;
— корректировке образовательных задач (совместно с психологами и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка [2].
Рабочая программа создается с целью построения системы педагогической деятельности, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения технологий, способов педагогической деятельности, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей. Рабочая программа педагога – разрабатывается на основе образовательной программы ДОУ, является нормативно — управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа педагога дошкольного образовательного учреждения (воспитателя, учителя-логопеда, руководителя изобразительной деятельности, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, психолога) способствует повышению качества образования в дошкольном образовательном учреждении и достижению социально-значимых результатов образования воспитанников, стимулирует профессиональное развитие педагога.
Содержание программы составляется с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Задача руководителя и педагогов дошкольного образовательного учреждения состоит и в том, чтобы своевременно определить и соотнести особенности деятельности учреждения в целом (Устав ДОУ, основная образовательная программа ДОУ, парциальные программы), и деятельности отдельных педагогов отражающих в рабочей программе ценности, цели, реализуемое вариативное содержание и средства образования. К основным структурным компонентам рабочей программы педагога дошкольного образовательного учреждения относятся: целевой, содержательный и организационный разделы. Целевой раздел открывает пояснительная записка, в которой раскрываются цели, задачи, основные принципы построения программы, целевые ориентиры и планируемые результаты освоения детьми рабочей программы. Содержательный раздел включает в себя описание деятельности, в виде комплексно — тематического планирования совместной образовательной деятельности в образовательных областях, перечня методических пособий. Организационный раздел представлен описанием условий реализации рабочей программы (технических средств обучения, учебно- наглядных пособий, оборудования). В организационном разделе представляется регламент образовательной деятельности, режим дня. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает срок действия рабочей программы.
Педагогам в ходе разработки рабочей программы необходимо учесть следующие составляющие:
— примерные образовательные программы, входящие в состав программно-методического комплекса организации образовательного процесса;
— виды парциальных программ, включенных в программно-методический комплекс организации образовательного процесса, определенные основной образовательной программой ДОУ;
— систему используемых образовательных технологий и методик;
— методический комплекс (методические пособия для педагога);
— дидактический комплекс (пособия для организации образовательного процесса);
— формы образовательной работы с детьми (непосредственно образовательная, совместная партнерская и самостоятельная деятельность), регламент образовательной деятельности (недельная образовательная нагрузка).
Содержание образования также включает в себя отражение федерального и регионального компонентов. Федеральный компонент обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В рабочей программе также отражаются особенности региона. Объем содержания определяются климатическим, географическим, экологическим, социально — культурным своеобразием.
В соответствии с требованием стандарта, отражение особенностей ДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, может составлять 40 % от общего содержания программы.
Содержание образования согласуются с требованиями федерального компонента, и может быть реализовано посредством интеграции образовательных областей. Наиболее общими сферами, определяющими структуру образовательного пространства, является природа, социум, культура. В пределах региона каждая из этих сфер обладает специфическими характеристиками, которые могут стать основой для выделения конкретных объектов изучения. В сферу «природа» входят: неживая природа, растительный и животный мир, экологическая обстановка. В сферу «социум» входят: история региона, хозяйственная деятельность, некоторые экономические, социальные отношения. В сферу «культура» входят: язык, искусство, обычаи и традиции.
Таким образом, в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования происходит усложнение деятельности дошкольного образовательного учреждения, появляются новые функции у педагогов ДОУ: проектировочная, мониторинговая, рефлексивная. Успешность стандартизации дошкольного образования зависит от квалифицированной деятельности педагогических кадров в ДОУ. Программирование образовательной деятельности педагогами ДОУ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом является заданным требованием к качеству образования, которое сегодня предъявляет государство к дошкольному образованию.
1. Сваталова Т.А., Яковлева, Г.В. Основания отбора содержания дополнительного профессионального образования педагогов дошкольного образования //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал.- 2014.- Вып.1 (18).-С.41-54
2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550).