- Введение в мобильное программирование
- Программирование обеспечения мобильных устройств
- 1. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ
- 2. Мобильные устройства
- 3. Программирование мобильных устройств
- 4. OC Android
- 5. iOS
- 6. Model-View-Controller
- 7. Лучшие языки программирования для разработки мобильных приложений в 2021-2022 году
- 8. PhoneGap
- Создаем приложение для ANDROID быстро и просто
Введение в мобильное программирование
Аннотация: В данной лекции мы познакомимся с термином мобильное программирование, рассмотрим различные платформы для разработки и напишем несколько простых программ на C#.
Цель лекции: введение в мобильное программирование , знакомство с основными аспектами и особенностями программирования для мобильных устройств, Знакомство с С#.
Мобильное программирование – это разработка программ для мобильных устройств.
При написании кода для мобильных устройств, необходимы не только знания особенностей этих устройств и их кроссплатформенности, но и знания операционных систем для мобильных устройств и их тонкостей.
Мобильное программирование начало существовать с появлением в нашей жизни программируемых мобильных устройств, ведь многим хотелось расширить возможности своего телефона теми или иными функциями. Так как телефоны стали нашими постоянными спутниками, пользователи хотели бы совместить в них множество устройств, начиная от игровой приставки, заканчивая обычным фонариком. Всё это подталкивало программистов на создание множества платформ и приложений для них.
В данный момент активно набирает обороты программирование для смартфонов, вытесняя собой обычные мобильные телефоны. Давайте немного заглянем в историю и рассмотрим, чем пользовались разработчики в мобильном программировании . Приложения для телефонов разрабатывались в основном на Java 2 Platform Micro Edition ( J2ME ). Большая часть из них — всевозможные игры. Это второй по популярности метод использования своего телефона, после, разумеется, коммуникационных услуг.
Далее идет мобильный интернет и различные программы для облегчения работы с ним. Для более продвинутых пользователей — программы для чтения, почтовые клиенты, мессенджеры — т.е. все то, что делает обычный телефон максимально похожим на смартфон .
Что же касается смартфонов — тут, естественно, и поле деятельности, и выбор платформ и инструментов гораздо шире, да и выглядит эта область куда как перспективнее. Наиболее востребованными являются — Java для Android и BlackBerry, Visual Basic и Visual C++ для Windows CE, C/C++ и OPL для Symbian, Objective-C для устройств компании Apple, html5/js для самых различных устройств. Какие категории приложений популярны для смартфонов? Их множество: естественно, игры, аудио/видео проигрыватели, навигаторы, карты, схемы, мессенджеры, приложения для путешествий по интернету и удобного использования социальных сетей и так далее и тому подобное.
Уже сейчас смартфоны умеют многое из того, что нужно обычному, не особо требовательному пользователю ПК, вследствие этого всё больше людей используют в своей повседневной жизни и работе смартфоны и подобные им устройства. Так как разработка приложений и программного обеспечения – это очень выгодный бизнес крупные корпорации уже не первый год борются за этот сегмент рынка.
Программирование обеспечения мобильных устройств
1. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ
2. Мобильные устройства
Мобильные устройства, такие как планшетные ПК, смартфоны,
мобильные телефоны, ноутбуки и так далее, играют одну из главных
ролей в жизни каждого человека. Цель их разработки заключается в
упрощении жизни и деятельности людей. Кроме этого они помогают
решать самые разнообразные повседневные задачи и являются
прекрасными мультимедийными центрами для развлечений.
На российском рынке можно найти самый огромный выбор
всевозможных мобильных устройств, имеющих безграничные наборы
функций и возможностей. Благодаря развитию технологий, такие
устройства имеют весьма компактные размеры и отличную
автономность, что позволяет всегда и везде брать их с собой.
Мобильные устройства весьма глубоко вошли в жизнь современных
людей. Технологии постоянно развиваются, разработчики каждый год
представляют все новые и невероятно удивительные мобильные
устройства,
превосходящие
предыдущие
модели
по
функциональности и автономности.
3. Программирование мобильных устройств
Это разработка программ для мобильных устройств. При
написании кода для мобильных устройств, необходимы не только
знания
особенностей
этих
устройств
и
их
кросс
платформенности, но и знания операционных систем для
мобильных устройств и их тонкостей.
Программное обеспечение делится на прикладное, системное и
инструментальное.
4. OC Android
Android – операционная система для мобильных телефонов,
планшетов, компьютеров и т.д. на основе ядра Linux
Это программный стек для мобильных устройств, который
включает операционную систему, программное обеспечение
промежуточного
слоя
(middleware),
а
также
основные
пользовательские приложения(e-mail-клиент, календарь, карты,
браузер, контакты и др.)
Архитектуру OC Android примято делить на четыре уровня:
Уровень ядра;
Уровень библиотек и среды выполнения;
Уровень каркаса приложений;
Уровень приложений.
5. iOS
iOS — мобильная операционная система для смартфонов,
электронных
планшетов,
носимых
проигрывателей,
разрабатываемая американской компанией Apple/
В iOS используется ядро XNU, основанное на микроядре Мach и
содержащее программный
код, разработанный компанией
Apple, а также код из ОС NeXTSTEP и FreeBSD. Ядро iOS почти
идентично
ядру
настольной
операционной
системы
Apple macOS (ранее называвшейся OS X). Начиная с самой
первой
версии
iOS
работает
только
на
планшетных
компьютерах и смартфонах с процессорами архитектуры ARM.
6. Model-View-Controller
Model-View-Controller — схема разделения данных приложения и
управляющей логики на три отдельных компонента: модель,
представление
и
контроллер
—
таким
образом,
что
модификация каждого компонента может осуществляться
независимо. Модель предоставляет данные и реагирует на
команды контроллера, изменяя своё состояние. Контроллер
обеспечивает «связь» между пользователем и системой.
Контролирует и направляет данные от пользователя к системе и
наоборот. Использует модель и представление для реализации
необходимого действия.
7. Лучшие языки программирования для разработки мобильных приложений в 2021-2022 году
Лучшие языки программирования для
разработки мобильных приложений в
2021-2022 году
Appy Pie
Adobe PhoneGap
Xamarin
Appcelerator
RhoMobile
Ionic
MoSync
Monocross
NativeScript
Kony
8. PhoneGap
Это фреймворк с открытым исходным кодом, который может работать с
аппаратными функциями устройства, включая акселерометр, GPS
(определение местоположения), камерой, динамиками и многими другими
аналогичными прикладными элементами. Среда этого инструмента
интегрирована с большим количеством библиотек, которые помогают
улучшить функциональность приложения и тем самым помогают вам
сэкономить большое количество времени на критических этапах
разработки
мобильного
приложения.
Данный
универсальный инструмент уникален благодаря присущей ему гибкости,
что помогает разработчикам создавать различные типы мобильных
приложений при затрате значительно меньших усилий.
Приложения, созданные с помощью PhoneGap, имеют большой плюс —
они совместимы с HTML5, CSS3 и JavaScript. Это прекрасное средство
разработки от Adobe доступно для нескольких платформ, включая
наиболее распространенные, а именно: Android, Windows и iOS. Помимо
этих популярных платформ, работая с PhoneGap, разработчики могут
также создавать приложения для устройств на Symbian, Palm, BlackBerry,
iTouch и iPad.
Создаем приложение для ANDROID быстро и просто
Сегодня я хотел бы поделиться с Вами, как быстро и просто можно создать приложение для Android с базовыми знаниями HTML CSS и JS. По данному примеру код на Java для Android будет минимальным. Благодаря платформе XAMARIN приложения для мобильных телефонов можно делать в Visual Studio.
▍Шаг 1 — Переходим на сайт и Скачиваем бесплатную версию Community.
▍Шаг 2 — Запускаем установку и выбираем параметры. Нас интересует XAMARIN. Но Вы также можете выбрать другие параметры.
После успешной установки мы можем создать свой первый проект.
▍Шаг 3 — Запускаем Visual Studio. Создать проект. В фильтре пишем xamarin, платформа Android, язык c# (Если желаете другой язык можете его выбрать)
▍Шаг 4 — Далее. Указываете имя для своего приложения, выбираете каталог где его сохранить. Создать.
▍Шаг 5 — Указываем пустое приложение и выбираем минимальную версию андроида для запуска этого приложения.
▍Шаг 6 — Жмем ок. Visual Studio автоматически создает код для приложения
Мы можем его запустить в эмуляторе, который идет комплекте с Visual Studio нажав клавишу F5.
▍Шаг 7 — Теперь немного модифицируем код. В данном случае мы вообще не будем использовать Java. Так как мы будем кодить на C#.
Приводим код к такому виду. Здесь мы создаем WebView контейнер который будет грузить локальный HTML файл, который находится в проекте в папке Assets.
public class MainActivity : AppCompatActivity < WebView mWebview; //это контейнер для просмотра HTML protected override void OnCreate(Bundle savedInstanceState) < base.OnCreate(savedInstanceState); Xamarin.Essentials.Platform.Init(this, savedInstanceState); mWebview = new WebView(this); mWebview.Settings.JavaScriptEnabled = true; //это разрешение работа JS скриптов mWebview.Settings.DomStorageEnabled = true; //это разрешение на запись в память браузера mWebview.Settings.BuiltInZoomControls = true; //это разрешение на масштабирование пальцами щипком mWebview.Settings.DisplayZoomControls = false; //это запрет вывода кнопок масштаба mWebview.Settings.CacheMode = CacheModes.NoCache; //это отключает либо включает кэширование данных mWebview.LoadUrl($"file:///android_asset/Content/login.html"); //это загрузка локального файла из папки Asset/Content SetContentView(mWebview); >public override void OnRequestPermissionsResult(int requestCode, string[] permissions, [GeneratedEnum] Android.Content.PM.Permission[] grantResults) < Xamarin.Essentials.Platform.OnRequestPermissionsResult(requestCode, permissions, grantResults); base.OnRequestPermissionsResult(requestCode, permissions, grantResults); >>
▍Шаг 8 — Создадим там папку Content.
▍Шаг 9 — Добавим в папку Content файл login.html
▍Шаг 10 — Далее уже пишем на привычном нам HTML CSS JS. Можем нажать на F5 и увидеть результат нашей работы.
По такому принципу можно создать приложение быстро и просто. Файлы html будут выглядеть одинаково на всех устройствах. То есть, Вы можете сделать приложения для Android и iOS с одинаковым интерфейсом. Не надо изучать сложные языки разметки, не надо изучать сложные макеты (сториборды) на iOS. Все можно сделать на HTML.
В идеале, вместо локальных файлов можно сделать загрузку со стороннего сайта. В этом случае Вы можете менять контент приложения без его обновления в AppStore и Google Play.
Q: Но как быть с функциями самой платформы? Пуш сообщения? Как взаимодействовать с самой платформой?
Все очень просто! JavaScript можно использовать для вызова функций Android:
▍Шаг 1 — Немного модифицируем наш файл MainActivity
//добавляем интерфейс для javascript mWebview.AddJavascriptInterface(new JavaScriptInterface(), "interface"); //
▍Шаг 2 — Далее создаем класс JavaScriptInterface на который будет ругаться Visual Studio
public class JavaScriptInterface : Java.Lang.Object < [JavascriptInterface] [Export("alert")] //здесь мы указываем название функции вызываемой из html файла interface.alert('сообщение пользователю'); public void alert(string data) < Toast.MakeText(Application.Context, data, ToastLength.Short).Show();//здесь Андроид выведет сообщение посредством Toast >>
Мы видим, что теперь программа ругается на Export так как не знает что это такое.
▍Шаг 3 — Добавим нужную библиотеку
▍Шаг 4 — В фильтре напишем mono
▍Шаг 5 — Найдем Export и поставим галочку
▍Шаг 6 — Жмем ок и видим что ошибка пропала.
Так вы можете подключать библиотеки если вдруг Visual Studio ругается на что то.
Toast.MakeText(Application.Context, data, ToastLength.Short).Show();
Данная функция это показ всплывающей информации на экране. Она выполняется именно на платформе Андроида. То есть мы можем написать в HTML файле вызов функции Андроида. Получается полное дружелюбие двух платформ по JavaScript интерфейсу. Данные можно передавать туда сюда. Вызывать переход от одной активити в другую. Все через HTML + JavaScript.
Немного модифицируем файл login.htm:
h1 Привет мир
Теперь при нажатии на кнопку HTML вызывается функция Toast андроида и выводиться сообщение пользователю.
P.s. Полный листинг MainActivity
using Android.App; using Android.OS; using Android.Runtime; using Android.Webkit; using Android.Widget; using AndroidX.AppCompat.App; using Java.Interop; namespace MyFirstApp < [Activity(Label = "@string/app_name", Theme = "@style/AppTheme", MainLauncher = true)] public class MainActivity : AppCompatActivity < WebView mWebview; //это контейнер для просмотра HTML protected override void OnCreate(Bundle savedInstanceState) < base.OnCreate(savedInstanceState); Xamarin.Essentials.Platform.Init(this, savedInstanceState); mWebview = new WebView(this); mWebview.Settings.JavaScriptEnabled = true; //это разрешение работа JS скриптов mWebview.Settings.DomStorageEnabled = true; //это разрешение на запись в память браузера mWebview.Settings.BuiltInZoomControls = true; //это разрешение на масштабирование пальцами щипком mWebview.Settings.DisplayZoomControls = false; //это запрет вывода кнопок масштаба mWebview.Settings.CacheMode = CacheModes.NoCache; //это отключает либо включает кэширование данных //добавляем интерфейс для javascript mWebview.AddJavascriptInterface(new JavaScriptInterface(), "interface"); // mWebview.LoadUrl($"file:///android_asset/Content/login.html"); //это загрузка локального файла из папки Asset/Content SetContentView(mWebview); >public override void OnRequestPermissionsResult(int requestCode, string[] permissions, [GeneratedEnum] Android.Content.PM.Permission[] grantResults) < Xamarin.Essentials.Platform.OnRequestPermissionsResult(requestCode, permissions, grantResults); base.OnRequestPermissionsResult(requestCode, permissions, grantResults); >> public class JavaScriptInterface : Java.Lang.Object < [JavascriptInterface] [Export("alert")] public void alert(string data) < Toast.MakeText(Application.Context, data, ToastLength.Short).Show(); >> >