Видеоуроки и конспекты Подготовка к ЕГЭ по информатике ч.2. Программирование
Конспекты по информатике собраны по порядку на этой странице. Они помогут вам наглядно показать учебный материал на своих уроках, а ученик с их помощью сможет самостоятельно изучить любую тему урока по видео или конспекту. Это готовые материалы для учителя информатики, которые можно удобно использовать на каждом своем уроке.
- Все комплекты
- Подготовка к ОГЭ по информатике 2023
- Информационная безопасность 2022
- Информатика 2 класс ФГОС 2021
- Информатика 4 класс ФГОС 2020
- Подготовка к ЕГЭ по информатике ч.2. Программирование 2013
- Подготовка к ЕГЭ по информатике ч.1. Информация, СС, ПК 2012
- Видеоуроки по информатике 6 класс (к учебнику Л. Босовой) 2012
- Информатика 5 класс (Россия) 2012
- Информатика 10 класс (Россия) 2012
- Творческие задания в Sсratch 5-6 классы 2020
- Информатика 7 класс (ФГОС) 2019
- Информатика 8 класс (ФГОС) 2019
- Информатика 10 класс (ФГОС) 2019
- Мир мультимедиатехнологий 6 класс 2018
- Мир мультимедиа технологий 5 класс 2017
- Основы алгоритмизации и программирования на языке Python 2017
- Информатика и ИКТ 11 класс (к учебнику Н. Д. Угриновича) 2017
- Информатика 8 класс 2015
- Информатика 11 класс ФГОС 2016
- Информатика 9 класс ФГОС 2016
- Информатика 6 класс ФГОС 2016
- Информатика 5 класс ФГОС 2015
- Информатика 3 класс 2014
ЗаPython’ил ЕГЭ на сотку или почему Python поможет на ЕГЭ
Доброго времени суток каждому жителю Хабрвилля! Давненько я не писал статей! Пора это исправить!
В сегодняшней статье поговорим о насущной для многих выпускников школ теме — ЕГЭ. Да-да-да! Я знаю, что Хабр — это сообщество разработчиков, а не начинающих айтишников, но сейчас ребятам как никогда нужна поддержка именно сообщества. Ребят опять посадили на дистант. Пока не ясно на какой период, но уже сейчас можно сказать, что ЕГЭ по информатике будет на компьютерах и его можно зарешать при помощи языка Python.
Вот я и подумал, чтобы не получилось как в песне, стоит этим заняться. Я расскажу про все задачи первой части и их решения на примере демо варианта ЕГЭ за октябрь.
Всех желающих — приглашаю ниже!
Быстрый перевод из системы в систему
В Python есть интересные функции bin() , oct() и hex() . Работают данные функции очень просто:
bin(156) #Выводит '0b10011100' oct(156) #Выводит '0o234' hex(156) #Выводит '0x9c'
Как вы видите, выводится строка, где 0b — означает, что число далее в двоичной системе счисления, 0o — в восьмеричной, а 0x — в шестнадцатеричной. Но это стандартные системы, а есть и необычные.
Давайте посмотрим и на них:
n = int(input()) #Вводим целое число b = '' #Формируем пустую строку while n > 0: #Пока число не ноль b = str(n % 2) + b #Остатот от деления нужной системы (в нашем сл записываем слева n = n // 2 #Целочисленное деление print(b) #Вывод
Данная программа будет работать при переводе из десятичной системы счисления в любую до 9, так как у нас нет букв. Давайте добавим буквы:
n = int(input()) #Вводим целое число b = '' #Формируем пустую строку while n > 0: #Пока число не ноль if (n % 21) > 9: #Если остаток от деления больше 9. if n % 21 == 10: #. и равен 10. b = 'A' + b #. запишем слева A elif n % 21 == 11:#. и равен 11. b = 'B' + b#. запишем слева B ''' И так далее, пока не дойдём до системы счисления -1 (я переводил в 21-ную систему и шёл до 20) ''' elif n % 21 == 11: b = 'B' + b elif n % 21 == 12: b = 'C' + b elif n % 21 == 13: b = 'D' + b elif n % 21 == 14: b = 'E' + b elif n % 21 == 15: b = 'F' + b elif n % 21 == 16: b = 'G' + b elif n % 21 == 17: b = 'H' + b elif n % 21 == 18: b = 'I' + b elif n % 21 == 19: b = 'J' + b elif n % 21 == 20: b = 'K' + b else: #Иначе (остаток меньше 10) b = str(n % 21) + b #Остатот от деления записываем слева n = n // 21 #Целочисленное деление print(b) #Вывод
Способ объёмен, но понятен. Теперь давайте используем тот же функцию перевода из любой системы счисления в любую:
def convert_base(num, to_base=10, from_base=10): # Перевод в десятичную систему if isinstance(num, str): # Если число - строка, то . n = int(num, from_base) # . переводим его в нужную систему счисления else: # Если же ввели число, то . n = int(num) # . просто воспринять его как число # Перевод десятичной в 'to_base' систему alphabet = "0123456789ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ" # Берём алфавит if n < to_base: # Если число меньше системы счисления в которую переводить. return alphabet[n] # . вернуть значения номера в алфавите (остаток от деления) else: # Иначе. return convert_base(n // to_base, to_base) + alphabet[n % to_base] # . рекурсивно обратиться к функии нахождения остатка
Вызвав функцию вывода print(convert_base(156, 16, 10)) мы переведём 156 из 10 в 16 систему счисления, а введя print(convert_base('23', 21, 4)) переведёт 23 из 4-ичной в 21-ичную систему (ответ: B).
Задача 2
Все задания беру из первого октябрьского варианта (он же вариант № 9325894) с сайта Решу.ЕГЭ.
Решение данной задачи совсем простое: банальный перебор.
print('y', 'x', 'z', 'F') #Напечатаем заголовки таблицы for y in range(2): #Берём все переменные и меняем их в циклах '0' и '1' for x in range(2): for z in range(2): for w in range(2): F = ((not x or y) == (not z or w)) or (x and w) #Записываем функцию print(x, y, z, F) #Выводим результат
Нам вывелась вся таблица истинности (1 = True, 0 = False). Но это не очень удобно. Обратите внимание, что в задании, функция равно 0, так и давайте подправим код:
print('y', 'x', 'z', 'F') #Напечатаем заголовки таблицы for y in range(2): #Берём все переменные и меняем их в циклах '0' и '1' for x in range(2): for z in range(2): for w in range(2): F = ((not x or y) == (not z or w)) or (x and w) #Записываем функцию if not F: print(x, y, z, F) #Выводим результат
Задача 5
Данная задача легко решается простой последовательностью действий в интерпретационном режиме:
Задача 6
Перепечатали и получили ответ:
Задача 12
В очередной раз, просто заменим слова на код:
a = '9' * 1000 while '999' in a or '888' in a: if '888' in a: a = a.replace('888', '9', 1) else: a = a.replace('999', '8', 1) print(a)
Задача 14
Компьютер железный, он всё посчитает:
a = 4 ** 2020 + 2 ** 2017 - 15 k = 0 while a > 0: if a % 2 == 1: k += 1 a = a // 2 print(k)
Задача 16
Опять же, просто дублируем программу в python:
def F(n): if n > 0: F(n // 4) print(n) F (n - 1) print(F(5))
Задача 17
Задача с файлом. Самое сложное - достать данные из файла. Но где наша не пропадала?!
with open("17.txt", "r") as f: #Открыли файл 17.txt для чтения text = f.read() #В переменную text запихнули строку целиком a = text.split("\n") #Разбили строку энтерами (\n - знак перехода на новую строку) k = 0 #Стандартно обнуляем количество m = -20001 #Так как у нас сумма 2-ух чисел и минимальное равно -10000, то минимум по условию равен -20000, поэтому. for i in range(len(a)): #Обходим все элементы массива if (int(a[i - 1]) % 3 == 0) or (int(a[i]) % 3 == 0): #Условное условие k += 1 #Счётчик if int(a[i - 1]) + int(a[i]) > m: #Нахождение минимума m = int(a[i - 1]) + int(a[i]) print(k, m) #Вывод
Немного пояснений. Функция with() открывает файл считывает данные при помощи функции read() и закрывает файл. В остальном - задача стандартна.
Задача 19, 20 и 21
Все три задачи - задачи на рекурсию. Задачи идентичны, а вопросы разные. Итак, первая задача:
Пишем рекурсивную функцию и цикл перебора S:
def f(x, y, p): #Рекурсивная функция if x + y >= 69 or p > 3: #Условия завершения игры return p == 3 return f(x + 1, y, p + 1) or f(x, y + 1, p + 1) or\ f(x * 2, y, p + 1) or f(x, y * 3, p + 1) #Варианты действий for s in range (1, 58 + 1): #Перебор S if f(10, s, 1): #Начали с 10 камней print(s) break
Немного пояснений. В рекурсивной функции существует 3 переменные x - число камней в первой куче, y - число камней во второй куче, p - позиция. Позиция рассчитывается по таблице:
Программирование егэ информатика подготовка
Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы:
Приведём другое решение.
Составим таблицу, в которую занесём переменные s и k. Будем заполнять эту таблицу до тех пор пока выполняется условие цикла:
s | 0 | 4 | 11 | 21 | 34 | 50 | 69 |
k | 1 | 4 | 7 | 10 | 13 | 16 | 19 |
Цикл прервётся, когда переменная s станет равна 69. Переменная k при этом будет равна 19.
Задания Д22 № 3209
Ниже записана программа. Получив на вход число x , эта программа печатает два числа, L и M. Укажите наибольшее из таких чисел x, при вводе которых алгоритм печатает сначала 3, а потом 7.
Рассмотрим цикл, число шагов которого зависит от изменения переменной x:
Т. к. оператор div оставляет только целую часть от деления, то при делении на 10 это равносильно отсечению последней цифры.
Из приведенного цикла видно, что на каждом шаге от десятичной записи x отсекается последняя цифра до тех пор, пока все цифры не будут отсечены, то есть x не станет равно 0; поэтому цикл выполняется столько раз, сколько цифр в десятичной записи введенного числа, при этом число L столько же раз увеличивается на 1. Следовательно, конечное значение L совпадает с числом цифр в x. Для того, чтобы L стало L=3, x должно быть трёхзначным.
Теперь рассмотрим оператор изменения M:
Оператор mod оставляет только остаток от деления, при делении на 10 это последняя цифра x.
Условие x mod 2 = 0 означает следующее: чтобы M увеличилось, число x должно быть чётным.
Предположим, исходное x нечётное, тогда на первом шаге M = 0.
Если на втором шаге x также нечётное (вторая цифра исходного числа нечётная), то M = 0, причём каким бы ни было значение x на третьем шаге, мы не сможем получить M = 7, поскольку остаток от деления чётного числа на 10 не превосходит 8, а 8 / 2 = 4, следовательно, вторая цифра исходного x чётная.
Тогда первая цифра может принимать значения 2, 4, 6, 8, но мы ищем наибольшее x, поэтому сделаем первую цифру, равной 9, тогда наше предположение не удовлетворяет условию задачи, и последняя цифра исходного числа обязана быть чётной, т. е. исходное x чётно.
7 = 4 + 3, чему соответствуют цифры 8 и 6. Теперь, располагая цифры по убыванию, находим наибольшее возможное x: x = 986.
Приведём другое решение на языке Python.