Программирование алгоритмов линейной структуры задачи

Урок по информатике и ИКТ на тему «Программирование на языке Паскаль. Задачи линейной структуры»

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический.

Оборудование и программное обеспечение:

2. Актуализация знаний учащихся.

3. Создание проблемной ситуации.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление пройденного материала. Решение задач.

6. Подведение итогов урока.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, ознакомление с целями и задачами урока.

2. Актуализация начальных знаний учащихся. Фронтальный опрос:

Что такое алгоритм, программа?

Какими свойствами должен обладать алгоритм?

Перечислите способы записи алгоритмов.

Основой любого языка является алфавит. Из чего состоит алфавит языка программирования Паскаль?

Какие правила создания идентификаторов пользователя нужно соблюдать при написании программ?

Как записывается и выполняется оператор присваивания?

С помощью каких стандартных процедур осуществляется ввод/вывод на экран монитора?

Допустимо ли присваивание переменной вещественного типа значения выражения целого типа и наоборот?

Чем отличаются действия процедур Write и Writeln?

Что можно выводить на экран монитора?

Как осуществляется к омбинированный вывод (поясняющего текста, символов и значений переменных?

Что представляет собой формат вывода?

Сколько переменных можно писать в этих процедурах?

– К акие алгоритмы называются линейными?

3. Создание проблемной ситуации.

Как написать программу, определяющую площадь круга по длине ограничивающей его окружности?

4. Объяснение нового материала.

Сегодня мы с вами рассмотрим, как изученные ранее операторы используются для реализации линейных алгоритмических конструкций на языке программирования Паскаль.

S площадь круга, ограниченного этой окружностью.

Рисунок круга для задачи

2. Анализ и исследование задачи. Построение математической модели

Используем формулу площади круга через радиус. Но нам пока не известен радиус, его надо найти.

Определить радиус, нам поможет формула длины окружности.

После преобразования, выразим радиус через длину окружности и подставим значения.

На алгоритмическом языке выражение записывается в одну строку следующим образом:

3. Разработка алгоритма (в виде блок-схемы):

НАЧАЛО,L,S := sqr(L)/(4*Pi)
S

4 этап. Написание программы

write (‘Введите длину окружности:’);

writeln (‘ Площадь круга S = ‘, S:5:2);

5 этап. Тестирование и отладка

площадь круга через длину окружности

Набираем программу на компьютере и запускаем. Тестируем.

6 этап. Анализ результатов решения задачи, уточнение математической модели

7. Сопровождение программы

5. Закрепление пройденного материала.

Самостоятельная работа для сильных обучающихся (вариант, задача):

1. Вычислить периметр и площадь прямоугольного треугольника по длинам двух его катетов.

2. Найти произведение цифр заданного четырехзначного числа.

3. Даны два числа. Найти среднее арифметическое кубов этих чисел и среднее геометрическое модулей этих чисел.

4. Дана длина ребра куба. Найти площадь грани, площадь полной поверхности и объем этого куба.

5. Дана сторона равностороннего треугольника. Найти площадь этого треугольника, его высоту, радиусы вписанной и описанной окружностей.

6. Найти площадь кольца, внутренний радиус которого равен r, а внешний — R (R > r).

7. Треугольник задан величинами своих углов и радиусом описанной окружности. Найти стороны треугольника.

8. Найти площадь равнобедренной трапеции с основаниями а и b и углом α при большем основании а.

Для слабых обучающихся задачи с подсказками:

Дано натуральное число T, которое представляет собой длительность прошедшего времени в секундах. Выведите на экран монитора данное значение в часах, минутах и секундах в следующей форме: HH ч. MM мин. SS с.

Алгоритм решения задачи (в виде блок-схемы):

Writeln( ‘Введите длительность

Writeln(H, ‘ ч .’, M, ‘ мин .’, S, ‘ с .’);

Заданы координаты трёх вершин треугольника (x1, y1), (x2, y2), (x3, y3). Найдите его периметр и площадь.

Writeln(‘Введите координаты вершин треугольника:’);

Writeln(‘ первой ‘); readln(x1,y1);

Writeln(‘ второй ‘); readln(x2,y2);

Writeln(‘ третьей ‘); readln(x3,y3);

Writeln(‘Периметр треугольника = ’, P:4:0, ‘, площадь =’, S:4:2);

6. Подведение итогов урока.

Решить задачи и оформить по образцу

1) Составить программу перевода радианной меры угла в градусы, минуты и секунды.

2) Дано действительное число х. Не пользуясь никакими другими арифметическими операциями, кроме умножения, сложения и вычитания, вычислить за минимальное число операций

http://www.kufas.ru/osnovi.files/image347.png

Спасибо за работу. Наша цель выполнена — мы повторили оператор присваивания и процедуры ввода/вывода и успешно применили свои знания по решению линейных задач в практических ситуациях.

А теперь оцените свою работу на уроке, используя смайлики. Нарисуйте на листочках такое настроение, которое сейчас у вас.

Ребята, мне приятно было работать с вами на уроке, надеюсь, что это взаимно.

До свидания. Желаю вам успехов.

Источник

Линейные алгоритмы на языке программирования Паскаль

обучение PascalABC

Инфоучка

Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом. Это самая простая конструкция. Программирование линейных алгоритмов освоить очень легко. Для написания простых программ на паскале разберем основные правила записи кода, основные команды и операторы Паскаль.

Структура программы на языке Паскаль

Прежде чем самостоятельно писать программы, разберем ее структуру на примере. Ниже приведен код программы, которая вычисляет сумму двух чисел и выводит ее на экран.

program primer1; var х,у,z:integer; begin х := 3; у := 5; z := х + у; write(z); end.

как составить программу паскаль структура программы Паскаль

Заголовок программы

Текст программы начинается со слова program. После него записывается имя программы. Данная строка носит информативный характер и ее можно не писать.

Раздел подключения модулей начинается со служебного слова uses, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.

Раздел описаний может включать разделы описания переменных, констант, меток, типов, процедур и функций, которые следуют друг за другом в произвольном порядке. Раздел подключения модулей и раздел описаний меток, констант и др. могут отсутствовать.

Раздел описания переменных

Раздел программы, обозначенный служебным словом var, содержит описание переменных с указанием их типов. Они используются для хранения исходных данных, результатов вычисления и промежуточных результатов.

Комментарии в программе можно записывать внутри фигурных скобок. Они игнорируются во время выполнения программы. Эти пояснения вы пишите только для себя.

В нашем примере переменные с именами X и Y используются для хранения исходных данных. Переменная с именем Z используется для хранения результата вычислений.

Имя переменной может записываться большими или маленькими латинскими буквами. Имя может содержать цифры, знак подчеркивания и не должно начинаться с цифры. Прописные и строчные символы считаются одинаковыми. В качестве имени нельзя использовать служебное слово языка Pascal.

Переменные одного типа можно указать в одной строке через запятую. После ставится двоеточие и указывается тип, к которому принадлежат переменные. Тип определяет допустимый диапазон значений.

Принадлежность переменной к типу integer означает, что она может хранить только целые числа. Если требуется хранить действительные (дробные) числа, тогда используется тип real.

Тело программы

Все что находится между служебными словами Begin и end — тело программы. Здесь записываются основные команды.

Оператор присваивания значений переменным имеет следующую структуру: переменная := выражение

Значок : = (двоеточие, равно) читается как «присвоить».
Умножение обозначается символом * (звездочка), деление — символом / (слеш).

Вывод результата выполняет команда write или print.

линейные алгоритмы паскаль примеры

Каждая строка содержащая команду на языке Паскаль обязательно заканчивается символом «точка с запятой«.

Команды в Паскаль для ввода и вывода данных

Команда Read

В первом примере мы присвоили значения переменным непосредственно в тексте программы. Но так как программа пишется для решения множества однотипных задач, то удобнее задавать значения переменным во время ее работы. Для этого применяется команда read, которая позволяет ввести текстовые или числовые данные с клавиатуры.

Модифицируем код программы из примера выше.

program primer1; var х,у,z:integer; begin read(x,y); z := х + у; write(z); end.

Теперь ввод значений переменных Х и У будет осуществляться по запросу работающей программы. В этот момент нужно будет с клавиатуры ввести два числа через пробел и нажать клавишу Enter, чтобы продолжить выполнение программы.

линейные алгоритмы паскаль

При работающей программе в системе программирования PascalABC появится строка ввода данных. Там и пишутся значения переменных.

Команда Write

В предыдущем примере, при работе программы, не совсем понятно, что нужно вводить и что за числа появляются на экране по завершению работы программы. Поэтому изменим код программы, чтобы у нее появился минимальный пользовательский интерфейс. Для этого задействуем уже знакомую нам команду Write.

program primer1; var х,у,z:integer; begin writeln(‘Вычисление суммы двух чисел’); write(‘Введите два целых числа через пробел’); readln(x,y); z := х + у; write(‘Сумма = ‘,z); end.

Теперь посмотрите, как добавленные строки повлияли на работу программы.

линейные алгоритмы паскаль задачи с решением

У нас появились подсказки. Посмотрите на команду write. В качестве ее аргумента был использован текст, заключенный в апострофы. И еще, появилось окончание ln у оператора write. Именно оно заставляет последующий вывод информации делать с новой строки. Это же окончание можно использовать совместно с оператором read.

Readln и Writeln в паскале — это модифицированные команды Read и Write. В командах добавлено окончание ln (line new — новая строка). Такая форма операторов делает последующий вывод информации, при работе программы, с новой строки.

линейные алгоритмы на паскаль

Также поменялся вывод результата. Здесь тоже появилась подсказка.

Примеры программ на паскале — задания на линейные алгоритмы

Задание 1. Модифицировать программу так, чтобы она вычисляла и выводила на экран сумму и произведение трех целых чисел.

program zadanie1; var х,у,k,z,p:integer; begin writeln(‘Вычисление суммы и произведения трех чисел’); write(‘Введите три целых числа через пробел’); readln(x,y,k); z := x + y + k; p := x * y * k; write(‘Сумма = ‘,z); write(‘Произведение = ‘,p); end.

Задание 2. Дана длина ребра куба а. Найти объем куба V=a 3 и площадь его поверхности S=6a 2 .

program zadanie2; var a,v,s:real; begin writeln(‘Вычисление объема и площади поверхности куба’); write(‘Введите длину ребра куба’); readln(a); v := a * a * a; s := 6 * a * a; write(‘Объем куба = ‘,v); write(‘Площадь поверхности = ‘,s); end.

Дополнительные задания:

Lin1 Введите значения для двух переменных. Обменяйте их значения, используя третью (буферную) переменную.

кнопка Код программы

Хотите подробнее узнать о системе PascalABC и начать писать в ней свои первые программы, тогда статья «Знакомство с PascalABC» для вас.

Источник

Читайте также:  Зачем нужны функциональные языки программирования
Оцените статью