10.4. Принципы построения баз данных
В основе построения БД лежат определенные научные принципы, позволяющие создавать высококачественные системы, отвечающие современным требованиям.
Из множества используемых принципов создания БД (рис.10.1) выделим наиболее существенные:
Оба принципа отражают суть БД. Интеграция является основой организации БД, централизация управления – основой организации и функционирования СУБД. Остальные принципы в той или иной степени связаны с первыми.
Суть принципа интеграции данных состоит в объединении отдельных, взаимно не связанных данных в единое целое, в роли которого выступает база данных, в результате чего пользователю и его прикладным программам все данные представляются единым информационным массивом. Следование принципу интеграции обеспечивает:
- упрощение поиска взаимосвязанных данных и их совместную обработку;
- уменьшение избыточности данных;
- упрощение процесса ведения БД.
Принцип централизации управления состоит в передаче всех функций управления данными единому комплексу управляющих программ – СУБД.
Рис.10.1. Основные принципы построения баз данных
10.5. Этапы создания баз данных
Процесс создания БД обычно включает следующие этапы:
- проектирование БД;
- создание проектных файлов БД;
- создание БД (формирование и связывание таблиц, ввод данных);
- создание меню приложения;
- создание запросов;
- создание экранных форм, отчетов;
- генерация приложения как исполняемой программы.
Приведенный перечень этапов не является строгим в смысле очередности. Процесс создания БД, как правило, имеет итерационный характер.
Наиболее ответственными и трудоемкими этапами считаются этапы (1-3). На сегодняшний день эти этапы могут быть автоматизированы с помощь использования CASE-средств. CASE-средства оказывают существенное содействие разработчикам БД с момента постановки задачи и начала анализа предметной области до построения физической модели данных, ориентированной на управление конкретной СУБД.
Этапы (4-7) также автоматизированы, но уже в рамках возможностей современных СУБД.
10.6. Классификация и архитектура баз данных
По количеству пользователей выделяют БД:
Корпоративные БД, в свою очередь, различают по архитектуре построения:
Работа с централизованной БД напоминает работу в системе централизованной обработки данных, когда каждый пользователь для решения своих задач имеет в распоряжении терминальную часть вычислительной системы (монитор, клавиатуру, аппаратуру связи с центральной ЭВМ), а все информационные и вычислительные ресурсы размещены на центральной ЭВМ.
Распределенные БД в настоящее время строятся в соответствии с перспективной технологией клиент-сервер. В достаточно распространенном варианте она предполагает наличие компьютерной сети и распределенной БД, включающей корпоративную БД и персональные БД. Корпоративная БД размещается на компьютере-сервере, персональные БД – на компьютерах сотрудников подразделений, являющихся клиентами корпоративной БД.
Сервером определенного ресурса в компьютерной сети называется компьютер, управляющий этим ресурсом, клиентом – компьютер, использующий этот ресурс. Если управляемым ресурсом является БД, то соответствующий сервер называется сервером БД.
Достоинством организации информационной системы по архитектуре клиент-сервер является удачное сочетание:
- централизованного хранения, обслуживания и коллективного доступа к общей корпоративной информации;
- индивидуальной работой над персональной информацией.
Структура распределенной БД, построенной по архитектуре клиент-сервер, показана на рис.10.2.
Рис.10.2 Структура распределенной базы данных
Использование архитектуры клиент-сервер дает возможность постепенного наращивания информационной системы организации (фирмы):
Разделение общей БД на корпоративную БД и персональные БД позволяет уменьшить сложность проектирования БД по сравнению с централизованным вариантом, а значит, снизить вероятность ошибок при проектировании и стоимость проектирования.