- Как правильно называть переменные
- Базовые правила
- Называйте переменную по правилам именования языка
- Не используйте зарезервированные имена
- Условные правила
- Понятные имена
- Единый стиль написания
- Общепринятые подходы
- Как называть переменные и функции, чтобы вас уважали бывалые программисты
- Зачем как-то по-особому называть переменные и функции
- Как называть переменные
- Как называть функции
- А что с заглавными буквами?
- Как не надо называть ни переменные, ни функции
Как правильно называть переменные
Переменные нужны для хранения информации. Это своеобразная «коробка» для данных с уникальным именем. Туда можно положить любое значение и потом менять его сколько угодно раз. Важно назвать переменные так, чтобы даже через несколько месяцев, понять, что и как обозначается в коде. Разберёмся, как именовать переменные в JavaScript и PHP.
Базовые правила
Без них вы просто не сможете создать переменную.
Называйте переменную по правилам именования языка
В противном случае код будет выдавать ошибку. Обычно название переменной — это сочетание букв латинского алфавита, цифр и символа подчеркивания: _ .
Для создания переменных в JavaScript используют специальные команды: var , let , const . Самый старый способ — команда var . Команды let и const появились относительно недавно в ES2015. Их поддерживают все современные браузеры.
- Переменная с именем age и без значения — var age;
- Переменная с именем maximum со значением «цифра 5» — let maximum = 5;
- Переменная с именем FEED_CAT и значением «строка 25 гр» — const FEED_CAT = «25 гр»;
В PHP переменные создаются с помощью символа доллара в начале имени.
- Переменная с именем age и без значения — $age;
- Переменная с именем maximum со значением «цифра 5» — $maximum = 5;
- Переменная с именем FEED_CAT и значением «строка 25 гр» — $FEED_CAT = «25 гр»;
Все правила вы найдёте в документации к языку: для JavaSrcipt — это MDN; для PHP — php.net.
Не используйте зарезервированные имена
Это имена, которые уже выполняют в языке конкретные функции. Если назвать переменную зарезервированным именем, вы получите синтаксическую ошибку:
var class; let return; const var; // Ошибка в JavaScript
Примеры зарезервированных имён: var , class , return и export . Полный список вы найдёте документациях для JavaScript и PHP.
Условные правила
Соблюдение этих правил не обязательно. Но они помогут сделать код более понятным для вас самих и других разработчиков.
Понятные имена
Не стоит называть переменные одной буквой, сокращениями, транслитом и просто как придёт в голову. Имя переменной должно кратко описывать её предназначение. Исключения — общепринятые аббревиатуры. Например, счётчики циклов принято называть переменными i , j и k . Кнопку button можно сократить до btn .
Плохо: a , b , var1 , var2 и adsf . Такие имена не несут смысловой нагрузки. Открыв код через некоторое время, вы не поймёте, для чего здесь эта переменная. Придётся вспоминать весь процесс с нуля.
Хорошо: inputBtn , result и onSubmit . Из названия понятно, что тут делает эта переменная.
var a = function(b) < return 2 * Math.PI * b; >var l = a(5); // Непонятно, что это за функция и что мы получим в итоге.
Перепишем код, используя хорошее именование и получим функцию, считающую длину окружности.
var getCircleLength = function(radius) < return 2 * Math.PI * radius; >var length = getCircleLength(5);
Единый стиль написания
Есть два основных принципа написания многословных переменных. Не смешивайте их в одном скрипте:
- Snake_case — для разграничения слов использует нижнее подчеркивание. Принято использовать в PHP. Например: cat_food , maximum_count и on_click_button
- CamelCase — использует заглавную букву. Принято использовать в JavaScript. Например: catFood , maximumCount и onClickButton
Общепринятые подходы
В сообществе устоялись правила, относящиеся к большинству языков. Их нужно знать, чтобы писать код, понятный другим разработчикам. Вот так принято называть переменные в зависимости от содержимого:
- значение — существительное: cat , dog ;
- массив — существительное в множественном числе: cats , dogs ;
- функция — глагол: download , update ;
- класс — существительное с заглавной буквой: Cat , Dog ;
- константа — всё имя пишется заглавными буквами в стиле snake_case: MAXIMUM_FOOD , LIMIT_X ;
- обработчик — имя описывает событие, по которому он вызывается. Как правило, содержит префикс on или постфикс Handler : onButtonClick , formSendHandler .
Использование этих правил сделает ваш код намного понятнее.
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Как называть переменные и функции, чтобы вас уважали бывалые программисты
Если вы опытный разработчик, покажите эту статью начинающим.
Зачем как-то по-особому называть переменные и функции
Вам по-любому придётся как-то назвать переменные и функции. С точки зрения языков программирования, переменные могут быть почти любыми: хоть a, b и c, хоть SuperImportantVariable3000. То же с функциями: они могут быть суперкороткими типа yo(), а могут быть невероятно замороченными вроде getNewPageNumberAndNavigateToThatPage(). Как скажете — так и будет. Тем более что современные текстовые редакторы делают автоподстановку всех названий, так что вам даже не придётся их запоминать.
- Через две недели вы уже забудете, как был устроен ваш код. Если вы написали программу сегодня и вернулись к ней через 14–21 день, вы уже не сможете на ходу вспомнить, за что отвечают разные куски кода. И если по переменной или функции будет понятно, что она делает, то вы себе очень упростите задачу.
- С вашим кодом обязательно будет работать кто-то другой. Вы сделали классную программу, она функционирует, и вы приглашаете кого-нибудь тоже поработать над ней. Он откроет ваш код и должен будет в нём разобраться. Если переменные и функции названы хорошо, ему будет легко всё понять и он быстро вам поможет.
- Это влияет на приём на работу. Если решите связать свою жизнь с программированием, по названиям ваших переменных и функций будут судить о ваших качествах как специалиста. Программа может, конечно, работать и без красивого названия переменных, а вот вас в компанию могут и не позвать.
Как называть переменные
Когда начинаешь писать код, у тебя простые программы, к которым нужны простые переменные: screen, score, text и так далее. Потом проекты становятся сложнее, и переменные нужны всё более сложные: totalScore, totalScoreBefore, totalScoreAfter, totalScoreMaxProgressiveLimit и тому подобные. Тут надо остановиться и подумать вот о чём.
Чем длиннее название переменной, тем тяжелее её набрать без ошибок. Спасает автоподстановка, но если её нет — почти наверняка ваш код не полетит из-за опечатки.
Если вы пишете на JavaScript, то будет ещё хуже: так как он генерирует переменные на ходу, ошибка в переменной totalScoreMaxProgresLimit у него не вызовет подозрений. Он создаст новый элемент с этим названием, и у вас будут две переменные — одна правильная, другая неправильная. Программа запустится, но работать будет непредсказуемо.
Поэтому стремитесь выбирать короткие названия переменных, которые при этом понятны без глубокого вникания. Например, totalScore — итоговый счёт в игре, maxWidth — максимальная ширина. Если есть необходимость хранить много переменных на разных полочках, в группах или еще какими-то пачками, изучите понятия объектов и классов в JavaScript — это то, что вам нужно.
Как называть функции
Функция — это подпрограмма внутри вашей программы, которую вы часто используете. Например, можно написать функцию getNumber(), которая будет выдавать случайное число в нужном вам диапазоне. Или сказать setTimer() — и где-то внутри программы установится таймер, который выполнит то, что необходимо, по завершении отсчёта времени.
Функция может просто сделать свою работу, а может вернуть при этом какое-то значение, переменную, массив или объект. Например, можно дать подпрограмме строку текста, написать алгоритм перевода на иностранный язык, и она будет возвращать переведённый текст.
У функций тоже могут быть какие угодно названия. Но обычно они будут примерно такими:
- shuffle() — скорее всего, перемешает элементы массива;
- saveScore() — сохранит куда-то счёт игры;
- kill() — убьёт что-то;
spawn() — создаст что-то; - loadDatabase() — загрузит какую-то базу данных в память;
- makeBackup() — сделает резервную копию каких-то данных и, скорее всего, сохранит её куда следует;
- getSpeed() — выяснить, с какой скоростью что-то движется. Функция вернёт скорость;
- getUserName() — что-то произойдёт, и функция вернёт имя пользователя;
- getSessionId() — вернёт номер сессии;
- setTimeout() — задать задержку, после которой произойдёт какое-то действие;
- setSpeed() — задать чему-то скорость.
Вы заметите, что из названия функции можно понять, что она сделает и сообщит ли какой-то результат. Например, getScore() вернёт счёт игры, setScore() задаст счёт игры и ничего не вернёт, а clearScore() обнулит счёт игры и тоже ничего не вернёт.
А что с заглавными буквами?
В программировании есть два подхода к оформлению функций и переменных: camelCase и snake_case.
В camelCase переменные из нескольких слов соединяются без пробела, все новые слова пишутся с заглавной: getMoney, renderToFrame, removeFromBase и т. д. Этот подход рекомендуется в JavaScript. Обратите внимание: названия переменных и функций в JavaScript чувствительны к заглавным, то есть переменные getmoney и getMoney — это разные переменные.
Snake_case — это когда слова склеиваются нижним подчеркиванием. Это чаще используют в классах CSS. Примеры: header_marginal, form_success.
Выбирайте тот подход, который характерен для выбранного вами языка. Помните, что потом ваш код будут читать другие люди, и видеть необычно названные функции и переменные им будет тяжеловато.
Как не надо называть ни переменные, ни функции
Программисты не советуют называть переменные и функции креативно, например crazyUnicorn или wonderfulWorld(). Из названий этих функций непонятно, что они делают, возвращают ли они что-то и вообще зачем нужны.
Но, например, unicornCount — нормальная переменная с количеством единорогов. А initWorld() — функция, которая создаёт мир компьютерной игры.
Не называйте функции и переменные словами function или variable. MyVar и superFunction() — плохие варианты, потому что вы сами же через две недели забудете, что эти штуки делают.
Лучше не называть функции и переменные по-русски типа solnce или KYCb() — забудете потом, как они правильно пишутся. А когда ваша программа станет международно признанной, разработчики поблагодарят вас. При этом: если ваша функция делает «кусь», чтобы это ни значило, ее можно назвать bite() или getPiece().
Не делайте названия слишком секретными: переменные p, m, t, z или функция hm() — это слишком коротко. Исключение — когда вы пишете циклы: там используются переменные типа i, n, p — с их помощью считают, сколько раз цикл уже отработал. Но эти переменные создались, исполнили свою роль и уничтожились сразу после закрытия цикла, больше к ним не обращаются.
Общее правило: называйте переменные и функции так, как будто их будут читать совершенно незнакомые люди. Будто завтра вам в отпуск, а за вас код будет доделывать ваш коллега из Индии. Он должен понять ваши переменные и функции. Если сможете так сделать — вас оторвут с руками в любой компании.
В «Яндекс Практикуме» можно стать разработчиком, тестировщиком, аналитиком и менеджером цифровых продуктов. Первая часть обучения всегда бесплатная, чтобы попробовать и найти то, что вам по душе. Дальше — программы трудоустройства.