Что такое полиграфическая верстка?
Полиграфия предполагает комплексную разработку и печать бумажной продукции. Каждое издание должно иметь читабельный формат с качественной визуализацией материала. Иначе читателю будет сложно воспринимать изложенную информацию. Именно так вкратце можно описать значение верстки в полиграфии.
Говоря профессиональным языком, верстка — процесс, направленный на форматирование каждой страницы, редактирование текста и графических элементов.
Раньше верстальщикам приходилось непросто: большая часть работы проводилась вручную. Но сейчас, благодаря техническому прогрессу, специалистам легче сфокусироваться на своей работе без лишней траты времени. Процесс верстки автоматизируется и проводится в профессиональных программах.
Если вы заказываете полиграфическую продукцию в типографии, то непременно должны знать обо всех нюансах. Многие, к примеру, путают услуги верстальщика и графического дизайна. Действительно, суть их работы имеет общие черты, но есть и ощутимые различия.
Задача полиграфического дизайнера — разработка дизайнерской концепции продукта. Сюда относится составление макета будущего издания: выбор цветовой гаммы, стиля оформления, шрифтов, компоновка основных элементов композиции и так далее. Дизайн должен рассказать читателю о направлении работы компании заказчика, сфокусировать внимание на преимуществах.
Верстка — это непосредственно редактирование текстовой и визуальной составляющей полиграфической продукции. Верстальщик занимается подгонкой исходных шрифтов под печать, исправлением ошибок в тексте, форматированием иллюстраций, если они есть.
Иными словами, дизайнер составляет общий макет продукта, а верстальщик непосредственно его воплощает.
Разнообразие печатных изданий как никогда велико, что не может не влиять на технологию верстки. Верстальщики работают в нескольких направлениях, ориентируясь на:
- Расположение графических и текстовых элементов — оно может быть симметричным и асимметричным.
- Размеры текстовых колонок — постоянная или переменная верстка.
- Тип полиграфической продукции — книжная, газетная, журнальная или акцидентная (листовки, буклеты, пригласительные билеты, рекламные анкеты и так далее).
- Расположение элементов издания — бывает прямое и ломаное, зависит от назначения материалов.
Отдельно стоит упомянуть о типах полиграфической верстки по расположению графических иллюстраций:
- Открытая — смежная картинка с двумя или тремя полями страницы.
- Закрытая — иллюстрация размещается в области текста, одной или двумя сторонами соприкасаясь с боковыми полями.
- Глухая — здесь возможно два варианта. Рисунок либо полностью «закрыт» текстовым материалом, либо одной стороной касается нижнего или верхнего полей.
- Полосная — формат графического изображения равен размеру текстовых полос.
- С выходом на поля — рисунок частично пересекается с областью одного или двух полей. Они при этом должны быть больше стандартных.
- На полях — небольшие по размеру иллюстрации размещаются в области полей.
- В обрез — массивный графический элемент выходит за пределы полей, доходя до краев страницы.
Как видите, разобраться во всех тонкостях процесса самостоятельно не так легко. Поэтому рекомендуется сразу обращаться к специалистам.
Любая типография предлагает каждому клиенту услуги верстальщика. Для заказчика такие затраты окупаются очень быстро. Качественно отформатированный материал гораздо приятнее читать, а значит зрительный контакт продлевается. Это важное преимущество для рекламной полиграфии, которая должна донести максимум информации при ограниченном количестве символов.
Макетирование и верстка
С появлением компьютерных технологий, как уже было отмечено, процесс версткипереместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессоммакетирования.
Как устроена полоса.Полоса — это страница издания. Она имеет следующие атрибуты:
– поля — верхнее, нижнее, внутреннее и внешнее;
Две смежные страницы образуют разворот. В этом случае внутренние поля обеих страниц составляютсредник. В некоторых случаях при подготовки газеты применяют сплошной разворот без средников.
Виды верстки. Графический план верстки (макет) создается в редакции либо непосредственно в процессе компьютерной верстки, либо заранее.
В практике известны несколько видов верстки, различающихся в зависимости от конфигурации материалов, их расположения по горизонтали и вертикали и относительно центра полосы. Мы называем верстку прямой (брусковой), если каждый материал имеет четырехугольную форму, и ломаной (ступенчатой), когда колонки различной высоты образуют формы «флажков», «сапожков» и т. п. Очень распространенная в 50-х и 60-х годах, сегодня ломаная верстка — редкая гостья на страницах газет. Вытеснившая ее прямая верстка стала общей нормой в наших газетах. Ее преимущество — в геометрической простоте, а, следовательно, и в большей доступности, удобочитаемости.
При построении полос в виде трех–четырех этажей, образуемых горизонтально расположенными материалами, мы говорим о горизонтальной верстке; при постановке материалов по вертикали получаем вертикальную верстку. В чистом виде такие построения встречаются редко, так как они статичны в своих повторах и зрительно или растягивают, или сужают полосы, нарушая их пропорции. В силу необходимости, когда на полосе надо разместить два крупных материала, газетчики прибегают к чисто горизонтальным или чисто вертикальным композициям. В других же случаях они предпочитают так строить полосы, чтобы широким, многоколонным конфигурациям противопоставить узкие и получить горизонтальную верстку с вертикальными пересечениями или, если преобладают узкие конфигурации, вертикальную с горизонтальными пересечениями. Контрастные противопоставления такого рода создают на полосе живые, динамичные композиции.
Симметричную версткуобразует такое расположение текстов, заголовков, иллюстраций и других оформительских пятен, при котором они взаимно уравновешивают друг друга. При делении симметрично сверстанной полосы пополам вертикальной линией правая часть полосы композиционно совпадает с ее левой половиной. Симметричная верстка по-своему красива, как красивы многие окружающие нас предметы, созданные по законам симметрии. Не случайно симметричные композиции мы встречаем в праздничных номерах, на тематических, заранее спланированных полосах. Симметрично обычно верстаются крупные официальные и отчетные материалы, занимающие полосу и разворот.
И все-таки в газете мы чаще имеем дело с асимметричной версткой. Она больше соответствует многотемной и многожанровой природе газеты, требованиям разграничения в ней главного и второстепенного, материалов на внутреннюю и международную тематику и т. п. Она и экономичнее во времени, так как избавляет от скрупулезных расчетов площадей и объемов, от подгонки каждого материала под определенный размер. Хотя в симметрично сверстанной полосе есть привлекательность уравновешенности всех ее частей, но это точно рассчитанное равновесие воспринимается как искусственная конструкция, тогда как в асимметрии связи и отношения между частями выглядят естественными и поэтому более выразительными. Элемент контрастного оживления вносят даже небольшие отклонения от строгой симметрии. Яркая, выразительная верстка — это, как правило, верстка, построенная на контрастах.
Графические контрасты в газете. Одни контрасты — это контрасты широкого и узкого, или горизонтального и вертикального, лежащие в основе верстки с пересечениями.
Содержание газеты обычно составляют аналитические материалы больших и средних размеров и мелкая информация. Эта разномасштабность публикаций, контраст большого и малого, дает возможность оживить и разнообразить верстку.
В основе графики, как известно, лежит контраст черного и белого. В газете мы фактически имеем дело еще и с серым цветом, а при многокрасочной печати — с красным, синим, зеленым и др. Черное образуют на полосе «пятна» заголовков и иллюстраций, белое — поля, межколонные и межстрочные просветы, серое — тексты, набранные шрифтами светлого начертания. Они создают основной цветовой фон газетной страницы, на котором контрастно выделяются заголовки, изобразительные элементы, украшения, линейки. Чтобы усилить этот контраст, газетчики обычно прибегают к титульным шрифтам жирного и полужирного начертания. Сила цветового контраста не только в его выразительности, но и в акценте: насыщенные по тону заголовки скорее обратят на себя внимание читателя и сориентируют его в содержании газеты.
В газете всегда надо что-то объединить, связать в блок, в подборку. Средства разграничения и объединения должны быть четкими и не вызывать у читателя никаких затруднений. Традиционно таким средством служили и служат линейки.
Цветовые и размерные контрасты — эффективное средство в руках умелого оформителя, позволяющее газете приобрести привлекательную для читателя выразительность. Контрасты дают возможность наглядно выявить главное в содержании издания и в то же время графически не обеднить все остальные его части. Но чрезмерная контрастность может и нивелировать важное и второстепенное, придать полосам пестрый, сенсационно-крикливый вид. Необходимо чувство меры, особенно в многокрасочных номерах.
Программный пакет верстки PageMaker является одним из наиболее распространенных интегрированных программных пакетов верстки, обеспечивающих компьютерную обработку текстовой и изобразительной информации от ввода данных до подготовки их для типографской печати. В качестве определенной альтернативы можно назвать программы верстки QuarkXPress, CorelVentura, HES и др.
К основным функциональным возможностям программного пакета PageMaker можно отнести:
• набор и редактирование текста;
• шрифтовое оформление документа;
• размещение графических изображений;
• обработку свободных и вложенных изображений;
• создание и редактирование таблиц;
• импорт электронных таблиц, иллюстраций, графиков, схем и текстовых блоков;
• использование спецэффектов (поворот текста, растягивание или сжимание символов и т. п.);
• создание оглавлений и алфавитных указателей;
• подготовку и вывод информации на печать на принтеры и на фотонаборные автоматы (при типографской печати) и т. д.
Предпечатная подготовкатого или иного издания во многом зависит от технологии печати. Оригинал-макет может передаваться на печать в различных видах. Для печати на ризографе оригинал-макет выводится на бумагу. Для офсетной машины оригинал-макет выводится на пленку (иногда в зеркальном виде). Если издание полноцветное, то приходится применять обработку ПостСкриптом и делать цветоделение, а затем на диске передавать в типографию.
Кроме того, иногда приходится делать спуск полос. Программы типа Adobe PageMaker позволяют делать это в своей среде. Спуск полос обозначает перетасовку страниц таким образом, что первая соседствует с последней, вторая — с предпоследней и т. д. Вариантов спусков может быть несколько: для книг, для брошюр, для рекламного буклета и др.
Предпечатная подготовка является очень важным этапом в процессе изготовления полиграфической продукции. Она требует повышенного внимания. Зачастую обнаруженные при печати ошибки уже невозможно исправить.
- Какие редакционно-издательские и полиграфические технологии применяются сегодня при производстве печатных СМИ?
- Назовите редакционно-издательские и полиграфические технологии, используемых при производстве печатных СМИ.
- Назовите две наиболее популярные компьютерные платформы.
- В чем причина широкого распространения компьютеров фирмы IBM в России?
- Назовите основные типы принтеров и физические принципы, используемые ими.
- Для чего применяется сканер?
- Назовите основные характеристики сканеров.
- Что такое оптическая разрешающая способность сканера?
- Что такое динамический диапазон сканера?
- Что такое глубина цветности?
- Перечислите основные операционные системы для компьютеров IBM.
- Назовите самую популярную программу для ввода текста.
- Назовите самую популярную программу для верстки.
- Назовите самую популярную программу для работы с растровой графикой.
- Назовите самую популярную программу для работы с векторной графикой.
- В каком году и где появился Интернет?
- Что такое модем?
- Можно ли автоматически распознать рукописный текст с помощью системы OCR?
- Чем отличаются черточка, короткое тире и длинное тире и в каких случаях они используются?
- Назовите правило установки пробела перед знаками препинания и после.
- Чем растровая графика отличается от векторной?
- Из чего состоит разворот газетных полос?
- Что такое макетирование?
- Что такое верстка?