2.5. Символы и строки¶
До сих пор наши программы работали только с числами. Но многим программам надо работать с текстовыми данными. Для этого есть два основных объекта — символы и строки.
2.5.1. Символьный тип данных¶
В питоне, чтобы сохранить символ в переменной, надо просто написать
и т.п. В итоге в переменной ch1 хранится символ a , а в ch2 — символ $ .
Вводить символы можно обычной командой input() :
(именно прямо так), выводить — обычным print :
(На самом деле, в питоне нет отдельного «типа» для символов, символ в питоне — это просто строка длины 1, про строки см. ниже. Но часто удобно думать про символы отдельно от строк.)
2.5.2. Коды символов¶
На самом деле, конечно, в памяти компьютера хранятся не символы (т.е. если мы написали ch=»$» , то нигде в памяти не будет нарисован доллар). Компьютер умеет работать только с числами, и вместо символов он хранит тоже числа.
Есть общепринятая договоренность, которая каждому числу от 0 до 255 ставит в соответствие некоторый символ. Точнее, таких договоренностей есть несколько, они называется кодировки, но для латинских букв, цифр и частоупотребимых символов типа того же доллара, запятой или плюса, во всех кодировках соответствующие числа одинаковы. Для русских букв это не так: в разных кодировках им соответствуют разные числа, но это отдельная тема.
Эта общепринятая сейчас кодировка для латинских букв, цифр и частоупотребимых символов называется ASCII, иногда говорят таблица ASCII. Основная часть этой таблицы выглядит так: