Отличие функционального программирования от объектно ориентированного программирования

Функциональное программирование или ООП?

Часто встречаю статьи и доклады от функциональщиков, что функциональное программирование рулит, а объекты это треш. Не будем здесь говорить о процедурщиках, которые думают, что они функциональщики. Не будем их разочаровывать, что ни к кому из вышеперечисленных они порой не относятся (и по этой причине иногда идут лесом). Разберёмся, чем функциональное программирование отличается от других парадигм и для чего это всё вообще нужно.

Парадигмы придумывают людьми для каких-то специфических целей и для упрощения работы. Да-да, как я и сказал когда-то на форуме:

Архитектуру придумали для упрощения сложного кода, а не для усложнения лёгкого.

Какие же парадигмы придумали? На ассемблере мы пишем нечасто, поэтому в самый низ опускаться не будем. Лапшекод и последующий процедурный подход тоже, так как с ними всё понятно. Остановимся на высокоуровневых парадигмах, призванных структурировать этот лапшекод.

Объектно-ориентированный подход

Когда кода становится много, его нужно как-то разбить по процедурам. Когда процедур становится много, то их нужно как-то сгруппировать по обязанностям и разнести по модулям. Если несколько процедур и функций как-то связаны работой с одними и теми же данными, то их удобнее вместе с этими данными сгруппировать в объект.

Но если просто возьмёте груду кода и просто перенесёте процедуры в классы, как я говорил на итенсиве, то не станете сразу объектно-ориентированным программистом. Это другой подход к компоновке кода. Целый отдельный образ жизни и мыслей.

Настоящее ООП нацелено на разделение обязанностей и сокрытие информации.

Это парадигма, придуманная для моделирования объектов реального мира. Как она это делает? Удобно показывать на метафорах и аналогиях, поэтому рассмотрим ситуацию с тостером или микроволновкой:

Читайте также:  Самый популярный язык программирование java

Есть контроллер, управляющий всеми запчастями чёрными стрелками и подписанный на состояние кнопок по голубым проводам. Как этот агрегат работает?

Кнопка включения передаёт сообщение Меня нажали . Контроллер передаёт сообщение Включись нагревателю и Запустись на 10 секунд таймеру, подписываясь при этом на его сигналы. Через указанное время таймер уведомляет Я истёк и контроллер передаёт Выключись печке. А по сигналу с кнопки выключения контроллер передаёт сигналы Выключись нагревателю и Стоп таймеру.

Если вдруг надо будет перепрограммировать логику, то всего лишь доработаем «прошивку» главного контроллера.

А если нужно добавить термометр, дисплей и GSM-модуль для отправки SMS-уведомлений? Запросто подключаем их к контроллеру своими «родными» разъёмами и в обработчике события истечения от таймера мы после остановки печки отправляем SMS о готовности. Или автоматически фотографируем обед и постим в Instagram. Но суть здесь одна:

Контроллер и нагреватель

Контроллер при нажатии кнопки включает дисплей и подписывает его на события таймера через себя. Может и напрямую, но тогда дисплей и таймер должны быть совместимы. Что это напоминает?

Это классический подход Model-View-Controller (MVC), часто используемый в оконных приложениях, где есть много кнопок, дисплеев и прочих элементов.

В данном случае все связи идут не хаотически, а от контроллера. Нагреватель, таймер, дисплей и кнопки не знают друг о друге. Кнопки умеют только нажиматься, таймер только считать. Каждый делает только свою работу. Каждую специализированную запчасть легко проверить и поменять.

В такой системе можно вместо нагревателя даже поставить холодильник или шлагбаум. И у контроллера может быть возможность подключить что угодно:

class Controller < private $devices = []; function addDevice(ВклВыклInterface $device) < $this->devices[] = $device; > . >

лишь бы это «что угодно» поддерживало указанный интерфейс:

interface ВклВыклInterface

class Пылесос implements ВклВыклInterface < public function вкл() < . >public function выкл() < . >>

Тогда просто создаём все устройства и закидываем их в контроллер:

$controller->addDevice(new Шлагбаум()); $controller->addDevice(new Пылесос());

И такой контроллер будет всех их включать и отключать по таймеру.

В хозяйстве это вещь весьма полезная. Даже продвинутые варианты таких контроллеров уже есть:

В такой можно включить даже электропилу, реализующую интерфейс ЕвроВилкаInterface .

А что если у нас в хозяйстве появилась бензопила? Она заводится особым образом и имеет свои методы:

class Бензопила < public function включитьЗажигание() < . >public function открытьЗаслонку() < . >public function закрытьЗаслонку() < . >public function дёрнутьСтартер() < . >public function работает() < . >>

Если у бензопилы нет кнопок вкл и выкл как у электропилы, то просто напишем адаптер:

class БензопилаАдаптер implements ВклВыклInterface < private $пила; public function __construct(Бензопила $пила) < $this->пила = $пила; > public function вкл() < $пила = $this->пила; $пила->включитьЗажигание(); $пила->закрытьЗаслонку(); while (!$пила->работает()) < $пила->дёрнутьСтартер(); > $пила->открытьЗаслонку(); > public function выкл() < $this->пила->выключитьЗажигание(); > >

Он снаружи будет выглядеть так, как нужно нашему контроллеру, а внутри себя будет скрывать весь этот сложный процесс. Так можно и для ядерного реактора адаптер написать, если вдруг это понадобится.

В реальности нам пригодился бы скромный набор деталей:

И теперь одним махом включаем бензопилу в разъём контроллера:

$controller->addDevice(new БензопилаАдаптер(new Бензопила()));

Бензопила с Arduino-адаптером теперь ничем не отличается от нагревателя. Мощь полиморфизма 🙂

Всё как в жизни. Абстрагируясь от реализации всего этого, для нас каждый модуль это всего лишь ящик с парой проводов. Груда проводов и транзисторов в виде элементов открытого ассоциативного массива причинит много проблем, так как нечаянно можно замкнуть не тот провод. А закрытый толстым кожухом объект с парой видимых кнопок или разъёмов с этим справится идеально.

Приятно и удобно программировать специализированными ящиками, обменивающимися сообщениями.

Умело разделяя систему на объекты и продумывая сообщения между ними можно достичь нирваны в ООП. А влезая в это кривыми руками можно забыть о структуре и сделать месиво:

Здесь компоненты соединены кучами проводов и нужно всюду впаивать логику, чтобы термометр умел работать с дисплеем и включать печку. Бензопилу сюда уже так просто не включишь. Мы уже упоминали эту проблему при организации независимых модулей сайта с интересными картинками.

Функциональный подход

Если просто программируете процедурно и ещё не успели изучить хотя бы тот же ООП, то вы не обязательно получите функциональное программирование. ФП тоже о разделении обязанностей и тоже призвано структурировать лапшекод, но немного по-другому. Это так:

данные → функция1 → данные → функция2 → данные → функция3 → результат

Пример: если Вы есть в соцсетях, то вас постоянно парсят маркетологи:

Профили ВК → f1 → сообщества профилей → f2 → общие сообщества → f3 → число участников → f4 → сообщества больше 1000 → f5 → статистика сообществ → f6 → разбор по демографии → f7 → разбор по возрасту.

[ 'male' => [ '18-24' => [ [ 'Id' => 123456, 'name' => 'Как купить Lamborghini студенту', 'population' => 152000, 'demography' => [ 'male' => 67, 'female' => 33 ], 'age' => [ '0-18' => 19, '18-24' => 23, '24-30' => 18, . ] ] ] ] ]

Можно добавить город вначале:

Город -> f1 -> Профили ВК -> f2 -> Сообщества -> .

и фильтры с группировками менять местами. Объекты с методами здесь никуда не впишешь.

Здесь вместо объектов, объединяющих данные с поведением, всё разнесено раздельно на сами данные и на их обработчики. Каждый обработчик представляет из себя функцию, принимающую исходные данные и возвращающую результат.

Здесь идеально подходят ассоциативные массивы и другие примитивные структуры. Они не нагружают оперативку и процессор созданием тысяч и миллионов объектов для каждого элемента. Но что если фильтраций будет много? Дабы не копировать миллионные массивы снова и снова, удобнее передавать все значения по ссылке. Или сделать структуры в виде классов с полями, чтобы все значения хранились в памяти в одном экземпляре и передавались по указателю.

Чем это отличается от обычного процедурного подхода?

Разбиение императивного кода на процедуры и функции в процедурной парадигме служит как инструмент абстракции в руках умелых или только для избавления от копипасты в руках обычных. Функции рассчитывают результат, а процедуры что-то куда-то записывают. Ведь нет смысла вызывать процедуру, которая ничего не возвращает и ничего при этом не делает.

В нашем парсере ничего записывать не надо и императивная пошаговость не нужна. Мы просто в потоке преобразуем одни данные в другие, не перезаписывая старые значения. Поэтому в функциональной парадигме можно выкинуть процедуры и переменные за ненадобностью и оставить лишь константы и функции.

Приятно и удобно работать с данными, прогоняя их через специализированные конвертеры.

Умело разделяя расчёты на данные и функции можно достичь нирваны в ФП. А влезая в это кривыми руками можно забыть о структуре и сделать месиво.

Поток вычислений

Во-первых, не обязательно делать весь сайт на ФП. На сайте с логикой могут быть некие комбинированные расчёты, где ООП неудобен. Именно эти фрагменты можно реализовать функционально.

Например, нам нужно к товарам в корзине начислить скидку на один экземпляр каждого, которого заказали больше трёх. Вместо возни с циклами, методами и прочим низкоуровневым мусором мы просто определяем, какие фильтры и преобразователи нам нужны:

$countCondition = function (CartItem $item)  return $item->getCount() > 3; >; $getDiscount = function (CartItem $item)  return $item->getPrice() * 0.1: >;

и теперь просто прогоняем массив наших товаров $items поштучно через эти операторы:

$discount = array_sum( // суммируем array_map($getDiscount, // расчитанные скидки array_filter($items, $countCondition))) // отфильтрованных элементов

Если же работать с коллекциями вместо простых массивов, то можно реализовать и так:

$discount = $items ->filter($countCondition) ->map($getDiscount) ->sum();

Здесь у объектов класса CartItem скрипт считывает цену и количество. А как собирается результат? Потоком:

Товары -> фильтр() -> товары -> расчёт() -> скидки -> сумма() -> результат

По этому примеру придумал скринкаст о подсчёте скидок. За ним ещё будет о написании многопоточного парсера, показывающий пользу неизменяемых данных при распараллеливании процессов. Кто ещё не подписался на вебинары, тот, как обычно, будет в пролёте.

Работа сайта

Во-вторых, можно отследить нить исполнения самого сайта. Он выглядит как сложная функция от запроса:

GET, POST, FILES, SERVER → request() → router(request) → controller(request) → viewFile, viewData → render(. ) → response → send(response) → HTTP/1.1 200 OK

Теперь вызываем что-то вроде этого:

print_r(handle(request(GET, POST)))

и видим сгенерированный ответ в виде массива:

[ 'status' => [ 'code' => 200, 'message' => 'OK', ], 'headers' => [ 'Content-Type' => 'text/html', ], 'content' => '. ', ]

или в виде объекта Response.

Вы это могли заметить во входном скрипте проекта web/app.php на Symfony:

$kernel = new AppKernel('prod', false); $request = Request::createFromGlobals(); $response = $kernel->handle($request); $response->send();

в public/index.php в Laravel:

$kernel = $app->make(Illuminate\Contracts\Http\Kernel::class); $response = $kernel->handle( $request = Illuminate\Http\Request::capture() ); $response->send();

и в методе run() класса приложения yii\base\Application в Yii2:

public function run()  try  . $response = $this->handleRequest($this->getRequest()); $response->send(); . > catch (ExitException $e)  . > >

Та же конвертация константы request в результат response , как и списка профилей в список сообществ.

И аналогично каждое действие контроллера и каждый middleware принимает Request и возвращает Response .

Соответственно, здесь фактически используется функциональный подход с чтением из базы текущих данных, прогоном их через шаблонизатор и возвратом из контроллера результата в виде Response-объекта. Сложности возникают лишь при изменении значений, поэтому сущности вроде User или Product можно оставить обычными объектами с изменяемым состоянием.

Вывод

Если рассматриваем проект как совокупность «ящиков», то удобно использовать ООП. Если как потоки преобразований данных, то удобнее ФП. Если это не подходит, то делаем гибрид или придумываем что-нибудь другое. Весьма забавно выглядят порой попытки спрограммировать «ящики» на функциональном подходе или реализовать гибкие преобразователи данных на ООП. И какой из этого главный вывод?

Чем больше парадигм и фреймворков знаешь (и умеешь), тем адекватнее можешь их сравнивать и выбирать.

Пока на этом всё. А попрактикуемся в функциональном программировании уже на вебинарах. Записывайтесь на эфир, чтобы там задать свои вопросы и раньше всех получить записи скринкастов. И оставляйте комментарии, если хотите что-то сказать или спросить.

Не пропускайте новые статьи, бонусы и мастер-классы:

Источник

Оцените статью