Особенности высокоуровневых языков программирования

Язык программирования высокого уровня. Особенности. Примеры.

Высокоуровневый язык программирования отличается от низкоуровневого тем, что для программиста он более прост и удобен. Язык программирования высокого уровня содержит смысловые конструкции и команды, которые представляют из себя стандартные структуры из нескольких простейших (низкоуровневых, машинных) команд, таким образом программист освобождается от необходимости писать каждую машинную команду по отдельности, то есть сокращается время работы программиста для написания определенного функционала, также сокращается размер текстового файла содержащегоисходный код алгоритма программы, команды выглядят более человеко понятными и могут объединяться в структуры (блоки кода из нескольких команд), всё это способствует возможности «держать в голове» весь алгоритм программы, работать с небольшими и понятными областями кода взамен огромных листов утомительных машинных кодов, которые включает язык программирования низкого уровня.

Примеры: C, C++, Pascal, Delphi, Visual Basic, Java, Python, PHP, Ruby, Perl

Кроме того, языки делятся еще на интерпретируемые и компилируемые:

  • Компилируемые: C, C++, Паскаль, Delphi
  • Интерпретируемые: Visual Basic, Java, Python, PHP, Ruby, Perl

Компилируемые языки выдают в результате исполняемый модуль, например EXE файл, он получается из исходного кода программы путем компиляции, то есть исходный код на языке высокого уровня автоматически обрабатывается компилятором и переводится в машинный код, который (вместе с данными) и записывается внутрь исполняемого файла.

Интерпретируемый язык не оформляется в исполняемый файл, он всегда остается в виде исходного кода, в данном случае исходный код получает название скрипт. Скрипт последовательно выполняется (команда за командой) на виртуальной машине самого языка программирования. Таким образом, для выполнения программы, на компьютере должна находиться соответствующая виртуальная машина, которая выполнит данный скрипт. Естественно, это негативно влияет на быстродействие программы, но зато сам скрипт становится кроссплатформенным.

Читайте также:  Программирование ветвлений в ассемблере

Структурное программирование. Средства описания структурных алгоритмов.

Структу́рное программи́рование — методология разработки программного обеспечения, в основе которой лежит представление программы в виде иерархической структуры блоков. Предложена в 70-х годах XX века Э. Дейкстрой, разработана и дополнена Н. Виртом.

Одним из способов обеспечения высокого уровня технологичности раз­рабатываемого программного обеспечения является структурное програм­мирование.

Различают три вида вычислительного процесса, реализуемого програм­мами: линейный, разветвленный и циклический.

Линейная структура процесса вычислений предполагает, что для полу­чения результата необходимо выполнить некоторые операции в определен­ной последовательности.

Разветвленная структура процесса вычислений предполагает, что кон­кретная последовательность операций зависит от значений одной или не­скольких переменных.

Циклическая структура процесса вычислений предполагает, что для по­лучения результата некоторые действия необходимо выполнить несколько раз.

Для реализации указанных вычислительных процессов в программах используют соответствующие управляющие операторы. Первые процедур­ные языки программирования высокого уровня, такие, как FORTRAN, поня­тием «тип вычислительного процесса» не оперировали. Для изменения ли­нейной последовательности операторов в них, как в языках низкого уровня, использовались команды условной (при выполнении некоторого условия) и безусловной передач управления. Потому и программы, написанные на этих языках, имели запутанную структуру, присущую в настоящее время только низкоуровневым (машинным) языкам.

Именно для изображения схем алгоритмов таких программ в свое время был разработан ГОСТ 19.701-90, согласно которому каждой группе дейст­вий ставится в соответствие специальный блок (табл. 2.3). Хотя этот стан­дарт предусматривает блоки для обозначения циклов, он не запрещает и про­извольной передачи управления, т. е. допускает использование команд услов­ной и безусловной передачи управления при реализации алгоритма.

В качестве примера, демонстрирующего особенности использования ко­манд передачи управления для организации требуемого типа вычислитель­ного процесса, рассмотрим программу на языке Ассемблера.

Пример 2.1 (вариант 1). Реализовать на языке Ассемблера подпрограм­му поиска минимального элемента массива а(п). На рис. 2.2 приведен пример неудачной реализации этой подпрограммы. Стрелками показаны передачи управления. Даже с комментариями и стрелками понять хорошо известный алгоритм достаточно сложно.

После того, как в 60-х годах XX в. было доказано, что любой сколь угод­но сложный алгоритм можно представить с использованием трех основных управляющих конструкций, в языках программирования высокого уровня появились управляющие операторы для реализации соответствующих конст­рукций. Эти три конструкции принято считать базовыми. К ним относят кон­струкции:

  • следование — обозначает последовательное выполнение действий (рис. 2.3, а);
  • ветвление — соответствует выбору одного из двух вариантов действий (рис. 2.3, б);

цикл-пока — определяет повторение действий, пока не будет нарушено некоторое условие, выполнение которого проверяется в начале цикла (рис. 2.3, в).

Помимо базовых, процедурные языки программирования высокого уровня обычно используют еще три конструкции, которые можно составить из базовых:

  • выбор — обозначает выбор одного варианта из нескольких в зависимо­сти от значения некоторой величины (рис. 2.4, а);
  • цикл-до — обозначает повторение некоторых действий до выполнения заданного условия, проверка которого осуществляется после выполнения действий в цикле (рис. 2.4, б);
  • цикл с заданным числом повторений (счетный цикл) — обозначает по­вторение некоторых действий указанное количество раз (рис. 2.4, в).

Любая из дополнительных конструкций легко реализуется через базовые. Перечисленные шесть конструкций были положены в основу структур­ного программирования.

Примечание. Слово «структурное» в данном названии подчеркивает тот факт, что при программировании использованы только перечисленные конструкции (структуры). Отсюда и понятие «программирование без go to».

Программы, написанные с использованием только структурных опера­торов передачи управления, называют структурными, чтобы подчеркнуть их отличие от программ, при проектировании или реализации которых исполь­зовались низкоуровневые способы передачи управления.

Несмотря на то, что Ассемблер не предусматривает соответствующих конструкций, «структурно» можно программировать и на нем. Вернемся к примеру 2.1.

Пример 2.1 (вариант 2). Поскольку реализуемый цикл по типу «счет­ный» с количеством повторений п-1, используем соответствующую команду Ассемблера. Уберем и усложняющий понимание возврат на метку less, заме­нив его дубликатом команды сохранения текущего максимального элемента.

Полученный в результате «структурированный» вариант программы по­иска максимального элемента массива приведен на рис. 2.5. Единственный возврат реализует циклический процесс, а передача управления на следую­щие команды — ветвление.

Представление алгоритма программы в виде схемы с точки зрения структурного программирования имеет два недостатка:

  • предполагает слишком низкий уровень детализации, что часто скрыва­ет суть сложных алгоритмов;
  • позволяет использовать неструктурные способы передачи управления, причем часто на схеме алгоритма они выглядят проще, чем эквивалентные структурные.

Классическим примером последнего является организация поискового цикла с использованием неструктурной передачи управления (рис. 2.6, а) и эквивалентный структурный вариант (рис. 2.6, б).

Кроме схем, для описания алгоритмов можно использовать псевдокоды, Flow-формы и диаграммы Насси-Шнейдермана. Все перечисленные нотации с одной стороны базируются на тех же основных структурах, что и структур­ное программирование, а с другой — допускают разные уровни детализации.

Псевдокоды. Псевдокод — формализованное текстовое описание алго­ритма (текстовая нотация). В литературе были предложены несколько вари­антов псевдокодов. Один из них приведен в табл. 2.4.

Описать с помощью псевдокодов неструктурный алгоритм невозможно. Использование псевдокодов изначально ориентирует проектировщика толь­ко на структурные способы передачи управления, а потому требует более тщательного анализа разрабатываемого алгоритма. В отличие от схем алго­ритмов, псевдокоды не ограничивают степень детализации проектируемых операций. Они позволяют соизмерять степень детализации действия с уров­нем абстракции, на котором это действие рассматривают, и хорошо согласу­ются с основным методом структурного программирования — методом поша­говой детализации.

В качестве примера посмотрим, как будет выглядеть на псевдокоде опи­сание алгоритма поискового цикла, представленного на рис. 2.6:

i:=i+l Всецикл Если i ≤n

то Вывести «Элемент найден»

иначе Вывести «Элемент не найден» Все-если

Flow-формы. Flow-формы представляют собой графическую нотацию описания структурных алгоритмов, которая иллюстрирует вложенность структур. Каждый символ Flow-формы соотвествует управляющей структу­ре и изображается в виде прямоугольника. Для демонстрации вложенности структур символ Flow-формы может быть вписан в соответствующую об­ласть прямоугольника любого другого символа. В прямоугольниках симво­лов содержится текст на естественном языке или в математической нотации. Размер прямоугольника определяется длиной вписанного в него текста и раз­мерами вложенных прямоугольников. Символы Flow-форм, соответствую­щие основным и дополнительным управляющим конструкциям, приведены на рис. 2.7.

На рис. 2.8 представлено описание рассмотренного ранее поискового цикла с использованием Flow-формы. Хорошо видны вложенность и следо­вание конструкций, изображенных прямоугольниками.

Рисунок 2.8 – Алгоритм понскового цикла

Диаграммы Насси-Шнейдермана. Диаграммы Насси-Шнейдермана

являются развитием Flow-форм. Основное их отличие от Flow-форм заклю­чается в том, что область обозначения условий и вариантов ветвления изоб­ражают в виде треугольников (рис. 2.9). Такое обозначение обеспечивает большую наглядность представления алгоритма.

Также, как при использовании псевдокодов, описать неструктурный ал­горитм, применяя Flow-формы или диаграммы Насси-Шнейдермана, невоз­можно (для неструктурных передач уп­равления в этих нотациях просто отсут­ствуют условные обозначения). В то же время, являясь графическими, эти но­тации лучше отображают вложенность конструкций, чем псевдокоды.

Общим недостатком Flow-форм и диаграмм Насси-Шнейдермана являет­ся сложность построения изображений символов, что усложняет практическое применение этих нотаций для описа­ния больших алгоритмов.

Источник

Оцените статью