Основные понятия программирования
Программирование – это наука, изучающая теорию и методы разработки, производства и эксплуатации программного обеспечения ЭВМ.
Затраты на разработку, создание и эксплуатацию программ высоки и постоянно возрастают. До половины затрат на разработку программ требует ее отладка.
Отладка программы — обнаружение ошибок в программе, их локализация и исправление.
Способы записи алгоритма
1. Текстовый: в виде текста на естественном или искусственном языке, в том числе на языках программирования. Универсален, наиболее распространен. 2. Табличный: в форме двумерных таблиц (таблицы решений, таблицы переходов и т. п.) Не универсален, но удобен в отдельных случаях. 3. Графический. Наиболее нагляден. Используется в виде схем алгоритмов и программ. Схема алгоритма состоит из блоков, обозначающих действия, соединенных стрелками, определяющими порядок выполнения действий. Блоки называются символами. Правила оформления схем регламентируются государственными и международными стандартами на оформление программной документации. Основными символами являются: «процесс» (прямоугольник) — для описания операций ввода, обработки и вывода данных; «решение» (ромб) — для разветвления алгоритма; «пуск-останов» (овал) обозначает начало, конец и прерывание выполнения алгоритма; «комментарий» — для пояснения схемы. Основные символы, используемые в схемах алгоритмов, представлены на рис 2.1. Рис. 2.1. Основные символы (виды блоков) схем алгоритмов
Структура программы
Любая программа на языке С состоит из одной или более «функций», являющихся основными компонентами программы. Одна из функций, с которой начинается выполнение программы, называется главной и всегда носит имя main. Остальные функции – это подпрограммы, которые могут вызываться либо из главной функции, либо из других подпрограмм. Простая программа, состоящая только из функции main, имеет следующую структуру: Директивы препроцессора main () < Описания переменныхОператоры > Заголовок функции — main(). Круглые скобки после имени main как раз и указывают, что это функция. Тело функции заключается в фигурные скобки и состоит из объявлений переменных и операторов, опиcывающих процесс обработки данных. В программу можно включать комментарии, начинающиеся с пары символов /* и заканчивающиеся парой */ (они могут быть везде, где могут быть пробелы). Пример простой программы: /* Программа 2.1.*/ /* Сложение двух целых чисел */ #include main () < int a, b; /* объявление целочисленных переменных а и b */ printf ("Задайте два числа: "); /* вывод сообщения */ scanf ("%d %d", &a, &b); /* ввод значений а и b */ printf ("%d + %d = %d\n", a, b, a+b); /* вывод результата */ return 0; >При выполнении этой программы на экране появится сообщение: Задайте два числа: и затем программа будет ждать, пока вы не введете числа (ввести можно в той же строке, разделяя числа пробелом). Например: Задайте два числа: 328 54 Затем появится результат в виде: 328 + 54 = 382 В этой программе директива препроцессора #include служит для включения в программу библиотечного файла stdio.h, содержащего объявления стандартных функций ввода/вывода, таких как printf, scanf. Тело функции main содержит три оператора вызова функций printf и scanf. Обратите внимание, что все ключевые слова в языке Си пишутся строчными буквами, директивы препроцессора начинаются с символа #. Для наглядности принята ступенчатая форма записи программы. Считается, что программы, работающие под управлением операционной системы MSDOS, должны вернуть системе код завершения 0 в случае успешного выполнения и любой другой в случае ненормального завершения. Поэтому функцияmain() заканчивается оператором возврата значенияreturn 0; Объявление переменных и основные типы данных При объявлении переменных указываются имена переменных и типы значений этих переменных: тип_1 имя_1; тип_2 имя_2; Имя (идентификатор) — это последовательность латинских букв и цифр, начинающаяся с буквы. Можно использовать в имени символы подчеркивания вместо пробелов, когда имя состоит из нескольких слов. Если несколько переменных имеют один и тот же тип, то их можно описать вместе, перечислив имена через запятую: тип имя_1, имя_2, . ; К основным типам данных относятся целые типы (int, short, long, unsigned), символьный тип (char) и вещественные типы или типы с плавающей точкой (float, double). Примеры описаний переменных: float x,y,z; /* вещественные числа */ double x1,x2; /* вещ. числа двойной точности */ char simv; /* символ */ int i,j; /* целые числа */ long summa; /* длинное целое */ short k1,k2; /* короткие целые */ unsigned count; /* беззнаковое целое (неотрицательное) число */ Объем памяти, занимаемой данными различных типов, зависит от типа компьютера, операционной системы и конкретной реализации языка С. Обычно значение типа char занимает 1 байт, типов int, short, unsigned – 2 байта, long, float – 4 байта, double – 8 байтов.
Основные понятия программирования
Программирование – это наука, изучающая теорию и методы разработки, производства и эксплуатации программного обеспечения ЭВМ.
Затраты на разработку, создание и эксплуатацию программ высоки и постоянно возрастают. До половины затрат на разработку программ требует ее отладка.
Отладка программы — обнаружение ошибок в программе, их локализация и исправление.
Способы записи алгоритма
1. Текстовый: в виде текста на естественном или искусственном языке, в том числе на языках программирования. Универсален, наиболее распространен. 2. Табличный: в форме двумерных таблиц (таблицы решений, таблицы переходов и т. п.) Не универсален, но удобен в отдельных случаях. 3. Графический. Наиболее нагляден. Используется в виде схем алгоритмов и программ. Схема алгоритма состоит из блоков, обозначающих действия, соединенных стрелками, определяющими порядок выполнения действий. Блоки называются символами. Правила оформления схем регламентируются государственными и международными стандартами на оформление программной документации. Основными символами являются: «процесс» (прямоугольник) — для описания операций ввода, обработки и вывода данных; «решение» (ромб) — для разветвления алгоритма; «пуск-останов» (овал) обозначает начало, конец и прерывание выполнения алгоритма; «комментарий» — для пояснения схемы. Основные символы, используемые в схемах алгоритмов, представлены на рис 2.1. Рис. 2.1. Основные символы (виды блоков) схем алгоритмов
Структура программы
Любая программа на языке С состоит из одной или более «функций», являющихся основными компонентами программы. Одна из функций, с которой начинается выполнение программы, называется главной и всегда носит имя main. Остальные функции – это подпрограммы, которые могут вызываться либо из главной функции, либо из других подпрограмм. Простая программа, состоящая только из функции main, имеет следующую структуру: Директивы препроцессора main () < Описания переменныхОператоры > Заголовок функции — main(). Круглые скобки после имени main как раз и указывают, что это функция. Тело функции заключается в фигурные скобки и состоит из объявлений переменных и операторов, опиcывающих процесс обработки данных. В программу можно включать комментарии, начинающиеся с пары символов /* и заканчивающиеся парой */ (они могут быть везде, где могут быть пробелы). Пример простой программы: /* Программа 2.1.*/ /* Сложение двух целых чисел */ #include main () < int a, b; /* объявление целочисленных переменных а и b */ printf ("Задайте два числа: "); /* вывод сообщения */ scanf ("%d %d", &a, &b); /* ввод значений а и b */ printf ("%d + %d = %d\n", a, b, a+b); /* вывод результата */ return 0; >При выполнении этой программы на экране появится сообщение: Задайте два числа: и затем программа будет ждать, пока вы не введете числа (ввести можно в той же строке, разделяя числа пробелом). Например: Задайте два числа: 328 54 Затем появится результат в виде: 328 + 54 = 382 В этой программе директива препроцессора #include служит для включения в программу библиотечного файла stdio.h, содержащего объявления стандартных функций ввода/вывода, таких как printf, scanf. Тело функции main содержит три оператора вызова функций printf и scanf. Обратите внимание, что все ключевые слова в языке Си пишутся строчными буквами, директивы препроцессора начинаются с символа #. Для наглядности принята ступенчатая форма записи программы. Считается, что программы, работающие под управлением операционной системы MSDOS, должны вернуть системе код завершения 0 в случае успешного выполнения и любой другой в случае ненормального завершения. Поэтому функцияmain() заканчивается оператором возврата значенияreturn 0; Объявление переменных и основные типы данных При объявлении переменных указываются имена переменных и типы значений этих переменных: тип_1 имя_1; тип_2 имя_2; Имя (идентификатор) — это последовательность латинских букв и цифр, начинающаяся с буквы. Можно использовать в имени символы подчеркивания вместо пробелов, когда имя состоит из нескольких слов. Если несколько переменных имеют один и тот же тип, то их можно описать вместе, перечислив имена через запятую: тип имя_1, имя_2, . ; К основным типам данных относятся целые типы (int, short, long, unsigned), символьный тип (char) и вещественные типы или типы с плавающей точкой (float, double). Примеры описаний переменных: float x,y,z; /* вещественные числа */ double x1,x2; /* вещ. числа двойной точности */ char simv; /* символ */ int i,j; /* целые числа */ long summa; /* длинное целое */ short k1,k2; /* короткие целые */ unsigned count; /* беззнаковое целое (неотрицательное) число */ Объем памяти, занимаемой данными различных типов, зависит от типа компьютера, операционной системы и конкретной реализации языка С. Обычно значение типа char занимает 1 байт, типов int, short, unsigned – 2 байта, long, float – 4 байта, double – 8 байтов.