Ооп языки программирования примеры
Концепции ООП являются основополагающими элементами и составляют основу языка программирования Java. В рамках данного подхода выделяют следующие термины: абстракция, инкапсуляция, наследование и полиморфизм. Понимание данных принципов служит ключом к построению целостной картины того, как работают программы, написанные на Java. По большому счету, объектно-ориентированный подход позволяет нам описывать классы, определять методы и переменные таким образом, чтобы затем использовать их вновь, частично либо полностью, без нарушения безопасности.
- Абстракция. Абстракция означает использование простых вещей для описания чего-то сложного. Например, мы все знаем как пользоваться телевизором, но в тоже время нам не нужно обладать знаниями о том, как он работает чтобы смотреть его. В Java под абстракцией подразумеваются такие вещи, как объекты, классы и переменные, которые в свою очередь лежат в основе более сложного кода. Использование данного принципа позволяет избежать сложности при разработке ПО.
- Инкапсуляция. Под инкапсуляцией подразумевается сокрытие полей внутри объекта с целью защиты данных от внешнего, бесконтрольного изменения со стороны других объектов. Доступ к данным (полям) предоставляется посредством публичных методов (геттеров/сеттеров). Это защитный барьер позволяет хранить информацию в безопасности внутри объекта.
- Наследование. Это особая функциональность в объектно-ориентированных языках программирования, которая позволяет описывать новые классы на основе уже существующих. При этом поля и методы класса-предка становятся доступны и классам-наследникам. Данная фича делает классы более чистыми и понятным за счет устранения дублирования программного кода.
- Полиморфизм. Данный принцип позволяет программистам использовать одни и те же термины для описания различного поведения, зависящего от контекста. Одной из форм полиморфизма в Java является переопределение метода, когда различные формы поведения определяются объектом из которого данный метод был вызван. Другой формой полиморфизма является перегрузка метода, когда его поведение определяется набором передаваемых в метод аргументов.
Концепции ООП в Java позволяют программистам создавать компоненты, которые можно переиспользовать в различных частях программы не подвергая данные опасности.
Основная цель использования данной концепции — это уменьшение сложности компонентов программы за счет скрытия от программиста, использующего эти компоненты, ненужных ему подробностей. Это позволяет реализовать более сложную логику поверх предоставленной абстракции, не вдаваясь в подробности ее реализации.
Приготовление кофе с помощью кофемашины является хорошим примером абстракции. Все, что нам надо знать, что бы ей пользоваться: как налить воды, засыпать кофейные зерна, включить и выбрать вид кофе, который хотим получить. А, как машина будет варить кофе — нам знать не нужно.
В данном примере кофемашина представляет собой абстракцию, которая от нас скрывает все подробности варки кофе. Нам лишь остается просто взаимодействовать с простым интерфейсом, который не требует от нас каких-либо знаний о внутренней реализации машины.
Этот же подход можно использовать и в объектно-ориентированных языках программирования, таких как Java.
Инкапсуляция позволяет нам пользоваться возможностями класса без создания угрозы безопасности данных за счет ограничения прямого доступа к его полям. Также она позволяет изменять код классов не создавая проблем их пользователям (другим классам). В Java данный принцип достигается за счет использования ключевого слова private .
Наследование — еще одна важная концепция ООП, которая позволяет сэкономить время на написании кода. Возможности наследования раскрываются в том, что новому классу передаются свойства и методы уже описанного ранее класса. Класс, который наследуется называется дочерним (или подклассом). Класс, от которого наследуется новый класс — называется родительским, предком и т. д. В языке программирования Java используется ключевое слово extends для того, чтобы указать на класс-предок.
Полиморфизм предоставляет возможность единообразно обрабатывать объекты с различной реализацией при условии наличия у них общего интерфейса или класса. По-простому: способность вызывать нужные методы у объектов, имеющие разные типы (но находящиеся в одной иерархии). При этом происходит автоматический выбор нужного метода в зависимости от типа объекта.
Рассмотрим примеры полиморфизма в Java: переопределение и перегрузка методов.
В случае с переопределением метода, дочерний класс, используя концепцию полиморфизма, может изменить (переопределить) поведение метода родительского класса. Это позволяет программисту по разному использовать один и тот же метод, определяя поведение из контекста вызова (вызывается метод из класса предка или класса наследника).
В случае же с перегрузкой, метод может проявлять различное поведение в зависимости от того, какие аргументы он принимает. В данном случае контекст вызова определяется набором параметров метода.
ООП языки программирования
Понятие об объектно-ориентированном программировании
Объектно-ориентированным называется стиль (набор принципов, парадигма) программирования, предполагающий, что предметную область удобнее всего описывать как совокупность взаимодействующих объектов. Под объектом подразумевается программная сущность, обладающая внутренними свойствами (полями) и способная выполнять связанные с ее особенностями алгоритмы (методы).
Основными свойствами ООП являются:
- инкапсуляция — описание объектов как типов данных (классов) имеющих общие поля и методы;
- наследование — создание новых классов на основе уже имеющихся; класс-потомок обладает свойствами класса-родителя и дополняет их собственными возможностями;
- полиморфизм — возможность, зная общие черты иерархии классов, ссылаться на любой из нее как на наиболее общий класс-родитель.
Рисунок 1. Свойства ООП. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Класс в ООП это «чертеж» объекта, определяющий какими полями и методами будет обладать каждый созданный в соответствии с этим описанием объект.
Объекты в концепции ООП — контейнеры для хранения и преобразования информации. Программа при этом представляет собой совокупность объектов, взаимодействующих друг с другом посредством обмена «сообщениями», т.е. вызывая методы друг друга с передачей необходимых параметров и получая возвращаемые значения, которые, в свою очередь тоже могут быть объектами.
Поля (внутренние свойства) объектов могут представлять собой как примитивы (числа, строки и т.п.), так и быть сложными объектами. Например, объект «Автомобиль» можно описать как совокупность объектов «Двигатель», «Трансмиссия», «Кузов», «Салон», «Колеса». Каждый из этих объектов сам по себе сложен. Например, в состав объекта «Двигатель» могут входить объекты «Блок цилиндров», «Поршни», «Коленвал» и т.п.
Рисунок 2. Иерархия классов пользовательского интерфейса в Java. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Разлагая предметную область на всё более элементарные объекты, программист имеет возможность преобразовать ее в совокупность простых, легко контролируемых, объединенных по естественным признакам сущностей. Составляя из них все более сложные объекты, можно добиться уровня абстракции, позволяющего контролировать всю предметную область с достаточной для практики достоверностью.
Достоинством ООП является то, что оно позволяет распределить работу по описанию сложных объектов между большим количеством программистов. С другой стороны, ООП применяется, как правило, для решения масштабных задач в организациях, которые могут позволить себе выделять большие бюджеты на разработку ПО: в банках, крупных научно-исследовательских центрах, государственных организациях.
Наиболее популярные объектно-ориентированные языки программирования
Первыми успешными объектно-ориентированными языками считаются Симула-67 и Smalltalk-80. Расцвет популярности ООП пришелся на вторую половину 1980-х гг., когда появились такие языки, как С++, Objective C (эти два языка были разработаны на основе не являющегося объектно-ориентированным, но очень популярного Си), Eiffel. Некоторые существовавшие на тот момент языки были доработаны с целью предоставить своим приверженцам возможность работать в стиле ООП (Ada, Lisp, Pascal).
Большим шагом вперед в развитии ООП стал язык Java. Он сосредоточил в себе, помимо объектно-ориентированного подхода, наиболее эффективные технологии, появившиеся в начале 1990-х, такие, как:
- ссылочный синтаксис: объекты создаются таким образом, чтобы невозможно было напрямую (через адреса ячеек памяти, т.н. указатели) повлиять на состояние этих объектов;
- автоматическая сборка мусора: программист избавлен от необходимости вручную очищать память от переменных, которые больше не понадобятся;
- кроссплатформенность — способность программ запускаться на различных платформах (слоган Java — «написано однажды — работает везде»);
- защита полей и методов от нежелательного влияния со стороны других классов: например, поле, помеченное как private , доступно для чтения и записи только изнутри класса, protected — только из иерархии, в состав которой входит класс, public — для любых объектов.
Дополнительным обстоятельством, сделавшим Java влиятельным и пригодным для коммерческого использования языком стало то, что его создание велось компанией Sun, обладавшей большими финансовыми и технологическими возможностями.
Всплеск популярности Java побудил другого крупного игрока на софтверном рынке — компанию Microsoft — создать аналогичные продукты. Сначала компания Билла Гейтса хотела выпустить «собственную версию» Java, однако, поскольку написанные на этом языке программы были рассчитаны на запуск лишь в среде Windows (терялась кроссплатформенность), со временем Microsoft решила разработать собственные фреймворк с похожими на Java свойствами. Так появилась платформа .NET и связанный с ней язык C# (Си-шарп). В настоящее время C# считается предпочтительным языком для разработки под Windows. При написании программ на нем применяется преимущественно объектно-ориентированный стиль разработки.
В настоящее время ООП нельзя назвать доминирующей парадигмой программирования. Из языков, бурно развивавшихся в годы наивысшего интереса к этой технологии, активно продолжают использоваться C++, Java, C#. Нынешние языки не делают основную ставку на ООП, но поддерживают эту возможность, поскольку среди программистов остается немало приверженцев этого подхода. Так, объектно-ориентированные программы можно писать на таких популярных в настоящее время языках, как Python, JavaScript, PHP и другие.
языки программирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ»/>
Рисунок 3. Популярные объектно-ориентированные языки программирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Пример программы в стиле ООП (JavaScript)
class Hello < constructor()< this.message = this.getMessage() >sayHello() < console.log(this.message) >getMessage() > class HelloRus extends Hello < // Класс, расширяющий предыдущий. getMessage()// Переопределяем метод в классе-наследнике. > let hello = new Hello hello.sayHello() hello = new HelloRus hello.sayHello()