- Абстрактные классы и интерфейсы в Java
- Интерфейсы
- Когда использовать интерфейсы
- Переопределение метода интерфейса
- Неизменяемые переменные
- Default-методы
- Абстрактные классы
- Абстрактные методы в абстрактных классах
- Когда использовать абстрактные классы
- Различия между абстрактными классами и интерфейсами
- Задачка
- Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 5
- Разбор задачи
Абстрактные классы и интерфейсы в Java
Абстрактные классы и интерфейсы встречаются повсюду как в Java-приложениях, так и в самом Java Development Kit (JDK). Каждый из них служит своей цели:
- Интерфейс — это контракт, который должен быть реализован конкретным классом.
- Абстрактный класс похож на обычный, но отличается тем, что может содержать абстрактные методы — методы без реализации, и нельзя создать экземпляр абстрактного класса.
Многие разработчики не видят разницы между интерфейсами и абстрактными классами, но на самом деле между ними есть весьма существенное различие.
Интерфейсы
Интерфейс — это контракт, который реализуется в некотором классе. У интерфейса не может быть состояния, поэтому в нем нельзя использовать изменяемые поля экземпляра. В интерфейсе могут быть только неизменяемые final-поля.
Когда использовать интерфейсы
Интерфейсы очень полезны для уменьшения связанности (coupling) кода и реализации полиморфизма. Для примера давайте взглянем на интерфейс List из JDK:
public interface List extends Collection
Как вы, вероятно, заметили, код весьма краток и лаконичен. Здесь мы видим сигнатуры методов, которые будут реализованы в конкретном классе, реализующем этот интерфейс.
Контракт интерфейса List реализуется классами ArrayList , Vector , LinkedList и другими.
При использовании полиморфизма тип переменной объявляем как List , и присваиваем ей любую из доступных реализаций. Например:
List list = new ArrayList(); System.out.println(list.getClass()); List list = new LinkedList(); System.out.println(list.getClass());
class java.util.ArrayList class java.util.LinkedList
В этом случае в каждом классе присутствует своя реализация методов. И это отличный пример использования интерфейсов. Если вы заметили, что ряд ваших классов содержит одинаковые методы, но с разными реализациями, то стоит использовать интерфейс.
Переопределение метода интерфейса
Помните, что интерфейс — это контракт, который должен быть реализован конкретным классом. Методы интерфейса неявно абстрактны и обязаны быть реализованы в классе, реализующем этот интерфейс.
Рассмотрим следующий пример:
public class OverridingDemo < public static void main(String[] args) < Challenger challenger = new JavaChallenger(); challenger.doChallenge(); >> interface Challenger < void doChallenge(); >class JavaChallenger implements Challenger < @Override public void doChallenge() < System.out.println("Challenge done!"); >>
Результат будет следующий:
Обратите внимание еще раз, что методы интерфейса неявно абстрактны и их не нужно явно объявлять как abstract.
Неизменяемые переменные
Еще одно правило, которое следует помнить, заключается в том, что интерфейс может содержать только неизменяемые переменные. Следующий код вполне рабочий:
public interface Challenger
Обратите внимание, что обе переменные неявно final и static . Это означает, что они являются константами, не зависят от экземпляра и не могут быть изменены.
При попытке изменить поля в интерфейсе Challenger , например, следующим образом:
Challenger.number = 8; Challenger.name = "Another Challenger";
Cannot assign a value to final variable 'number' Cannot assign a value to final variable 'name'
Default-методы
После появления в Java 8 методов по умолчанию, некоторые разработчики решили, что интерфейсы стали абстрактными классами. Однако это не так, поскольку у интерфейсов не может быть состояния.
У методов по умолчанию может быть реализация, а у абстрактных методов — нет. Методы по умолчанию — результат появления лямбда-выражений и Stream API, но использовать их нужно с осторожностью.
В качестве примера default-метода из JDK можно привести метод forEach() из интерфейса Iterable . Вместо копирования кода этого метода во все реализации Iterable , мы можем переиспользовать метод forEach :
default void forEach(Consumer action) < // Code implementation here…
Любая реализация Iterable может использовать метод forEach() без необходимости реализации этого нового метода.
Давайте рассмотрим пример с методом по умолчанию:
public class DefaultMethodExample < public static void main(String[] args) < Challenger challenger = new JavaChallenger(); challenger.doChallenge(); >> class JavaChallenger implements Challenger < >interface Challenger < default void doChallenge() < System.out.println("Challenger doing a challenge!"); >>
Challenger doing a challenge!
Важно отметить, что у default-метода должна быть реализация и default-метод не может быть статическим.
Абстрактные классы
У абстрактных классов может быть состояние в виде изменяемых полей экземпляра. Например:
public abstract class AbstractClassMutation < private String name = "challenger"; public static void main(String[] args) < AbstractClassMutation abstractClassMutation = new AbstractClassImpl(); abstractClassMutation.name = "mutated challenger"; System.out.println(abstractClassMutation.name); >> class AbstractClassImpl extends AbstractClassMutation
Абстрактные методы в абстрактных классах
Аналогично интерфейсам в абстрактных классах могут быть абстрактные методы. Абстрактный метод — это метод без тела (без реализации). Но в отличие от интерфейсов, абстрактные методы в абстрактных классах должны быть явно объявлены как абстрактные.
public abstract class AbstractMethods
Попытка объявить метод без реализации и без ключевого слова abstract , например, следующим образом:
public abstract class AbstractMethods
приведет к ошибке компиляции:
Missing method body, or declare abstract
Когда использовать абстрактные классы
Рекомендуется использовать абстрактный класс, когда вам нужно изменяемое состояние. В качестве примера можно привести класс AbstractList из Java Collections Framework, который использует состояние.
Если хранить состояние класса не нужно, обычно лучше использовать интерфейс.
Хороший пример использования абстрактных классов — паттерн "шаблонный метод" (template method). Шаблонный метод манипулирует переменными экземпляра (полями) внутри конкретных методов.
Различия между абстрактными классами и интерфейсами
С точки зрения объектно-ориентированного программирования основное различие между интерфейсом и абстрактным классом заключается в том, что интерфейс не может иметь состояния, тогда как абстрактный класс может (в виде полей экземпляра).
Другое ключевое различие заключается в том, что классы могут реализовывать более одного интерфейса, но расширять только один абстрактный класс. Множественное наследование может привести к тупиковым ситуациям в коде, поэтому авторы Java решили этого избежать, отказавшись от него.
Еще одно различие состоит в том, что интерфейс может быть реализован классом или расширен другим интерфейсом, а класс может быть только расширен.
Также важно отметить, что лямбда-выражения могут использоваться только с функциональными интерфейсами (интерфейс только с одним методом), но не с абстрактными классами с одним абстрактным методом.
В таблице 1 обобщены различия между абстрактными классами и интерфейсами.
Таблица 1. Сравнение интерфейсов и абстрактных классов
Абстрактные классы
Могут содержать только final static поля. Интерфейс никогда не может изменять свое состояние.
Могут быть любые поля, в том числе статические, изменяемые и неизменяемые.
Класс может реализовывать несколько интерфейсов.
Класс может расширять только один абстрактный класс.
Может быть реализован с помощью ключевого слова implements.
Может расширять другой интерфейс с помощью extends.
Может быть только расширен с помощью extends.
Можно использовать только static final поля. Параметры и локальные переменные в методах.
Могут быть изменяемые поля экземпляра. Параметры и локальные переменные в методах.
В лямбда-выражениях могут использоваться только функциональные интерфейсы.
Абстрактные классы с одним абстрактным методом не могут использоваться в лямбда-выражениях.
Не может быть конструктора.
Может содержать конструктор.
Могут быть абстрактные методы.
Могут быть default и static методы (c Java 8).
Могут быть private методы с реализацией (с Java 9).
Задачка
Давайте изучим основные различия между интерфейсами и абстрактными классами с помощью небольшой задачки. Вы также можете посмотреть данный материал в формате видео (англ.).
В приведенном ниже коде объявлены интерфейс, абстрактный класс и используются лямбда-выражения.
public class AbstractResidentEvilInterfaceChallenge < static int nemesisRaids = 0; public static void main(String[] args) < Zombie zombie = () ->System.out.println("Graw. " + nemesisRaids++); System.out.println("Nemesis raids: " + nemesisRaids); Nemesis nemesis = new Nemesis() < public void shoot() < shoots = 23; >>; Zombie.zombie.shoot(); zombie.shoot(); nemesis.shoot(); System.out.println("Nemesis shoots: " + nemesis.shoots + " and raids: " + nemesisRaids); > > interface Zombie < Zombie zombie = () ->System.out.println("Stars. "); void shoot(); > abstract class Nemesis implements Zombie
Как вы думаете, какой будет вывод, когда мы запустим этот код? Выберите один из следующих вариантов:
Вариант 1
Compilation error at line 4
Вариант 2
Graw. 0 Nemesis raids: 23 Stars. Nemesis shoots: 23 and raids:1
Вариант 3
Nemesis raids: 0 Stars. Graw. 0 Nemesis shoots: 23 and raids: 1
Nemesis raids: 0 Stars. Graw. 1 Nemesis shoots: 23 and raids:1
Вариант 5
Compilation error at line 6
Разбор задачи
Эта задачка демонстрирует понятия об интерфейсах, абстрактных методах и о некоторых других вещах. Давайте разберем код строка за строкой.
В первой строке main() присутствует лямбда-выражение для интерфейса Zombie. Обратите внимание, что в этой лямбде мы инкрементируем статическое поле. Здесь также можно было использовать поле экземпляра, но не локальную переменную, объявленную вне лямбда-выражения. То есть код компилируется без ошибок. Также обратите внимание, что это лямбда-выражение еще не выполняется, оно только объявлено, и поле nemesisRaids не будет увеличено.
Далее мы выводим значение поля nemesisRaids , которое еще не увеличено. Следовательно, вывод будет:
Еще один интересный момент заключается в том, что мы используем анонимный внутренний класс. Мы создаем не экземпляр абстрактного класса Nemesis , но экземпляр анонимного класса, расширяющего Nemesis . Также обратите внимание, что первый конкретный класс в иерархии наследования всегда будет обязан реализовать абстрактные методы.
В интерфейсе Zombie есть поле с типом интерфейса Zombie , объявленное с помощью лямбда-выражения. Поэтому, когда мы вызываем метод Zombie.zombie.shoot() , получим следующий вывод:
В следующей строке вызывается лямбда-выражение, которое мы создали в начале. Следовательно, переменная nemesisRaids будет увеличена. Однако, поскольку мы используем оператор постинкремента, она будет увеличена только после этого выражения. Следующий вывод будет:
Далее вызовем метод shoot для nemesis , который изменяет поле экземпляра shoots на 23. Обратите внимание, что как раз здесь мы видим основную разницу между интерфейсом и абстрактным классом.
Наконец, мы выводим значение nemesis.shoots и nemesisRaids .
Nemesis shoots: 23 and raids: 1
Правильный ответ — вариант 3:
Nemesis raids: 0 Stars. Graw. 0 Nemesis shoots: 23 and raids: 1
Материал подготовлен в преддверии старта специализации Java-разработчик.
Недавно в рамках специализации прошел открытый урок, на котором мы обсудили алгоритм бинарного поиска, разобрались, почему он быстрее линейного. А также познакомились с понятием «О-большое». Делимся записью этого урока.