шпоргалка / оtvety_po_informatike / Основы языка программирования
Основы языка программирования (алфавит, операторы, типы данных и т. д.).
Языки программирования — это формальные языки, кодирующие алгоритмы в привычном для человека виде (в виде предложений). Язык программирования определяется заданием алфавита и точным описанием правил построения предложений (синтаксисом).
В алфавит языка могут входить буквы, цифры, математические символы, а также так называемые ключевые слова If (если), Then (тогда), Else (иначе) и др. Из исходных символов (алфавита) по правилам синтаксиса строятся предложения, обычно называемые операторами. Например, оператор условного перехода:
Алгоритмические языки программирования, или их еще называют структурные языки программирования, представляют алгоритм в виде последовательности основных алгоритмических структур — линейной, ветвления, цикла.
Различные типы алгоритмических структур кодируются на языке программирования с помощью соответствующих операторов: ветвление — с помощью оператора If-Then-Else, цикл со счетчиком с помощью оператора For-Next и т. д. Операторы, кроме ключевых слов, иногда содержат арифметические, строковые и логические выражения.
Арифметические выражения могут включать в себя числа, переменные, знаки арифметических выражений, стандартные функции и круглые скобки. Например, арифметическое выражение, которое позволяет определить величину гипотенузы прямоугольного треугольника, будет записываться следующим образом: SQR(A*A+B*B).
В состав строковых выражений могут входить переменные строкового типа, строки (строками являются любые последовательности символов, заключенные в кавычки) и строковые функции. Например: «инф’+Mid («информатика», 3,5) +strA.
Логические выражения, кроме логических переменных, нередко включают в себя числа, числовые или строковые переменные или выражения, которые сравниваются между собой посредством операций сравнения (>, =,
Логическое выражение принимает лишь одно из двух значений: истина или ложь. Например: 5 > 3 — истинно; 2-2 = 5 — ложно.
Над элементами логических выражений могут производиться логические операции, которые обозначаются следующим образом: логическое умножение — And, логическое сложение — Or и логическое отрицание — Not.
В языках программирования используются различные структуры данных: переменная, массив и др. Переменные задаются именами, которые определяют области памяти, в которых хранятся их значения. Значениями переменных могут быть данные различных типов (целые или вещественные числа, строки, логические значения). Соответственно переменные бывают различных типов: целочисленные (А%=5), вещественные (А=3 .14), строковые (А$=»информатика»), логические (A=True).
Массивы являются набором однотипных переменных, объединенных одним именем. Массивы бывают одномерные, которые можно представить как одномерные таблицы, и двумерные, которые можно представить как двумерные таблицы. Массивы также могут быть различных типов: целочисленные, вещественные, строковые и т. д.
Объектно-ориентированное программирование — это развитие технологии структурного программирования, однако оно имеет свои характерные черты. Основной единицей в объектно-ориентированном программировании выступает объект, который заключает в себе, инкапсулирует как описывающие его данные (свойства), так и средства обработки этих данных (методы).
Важное место в технологии объектно-ориентированного программирования занимает событие. В качестве событий можно рассматривать щелчок кнопкой мыши на объекте, нажатие определенной клавиши, открытие документа и т. д. Как реакция на события вызывается определенная процедура, которая может изменять свойства объекта, вызывать его методы и т. д.
В системах объектно-ориентированного программирования обычно используется графический интерфейс, который позволяет визуализировать процесс программирования. Появляется возможность создавать объекты, задавать им свойства и поведение с помощью мыши.
Язык программирования. Общие принципы построения и использования языков программирования.
Лямбда-исчисление. Аппликация, абстракция, редукция, преобразование.
Это простейший из семейства прототипных языков программирования, чистое λ-исчисление, термы которого, называемые также объектами (обами), или λ-термами, построены исключительно из переменных применением аппликации и абстракции. Изначально наличия каких-либо констант не предполагается. Лямбда-исчисление: В основе лежит 2 операции: Аппликация: Означает применение или вызов функции по отношению к заданному значению ) где — алгоритм, вычисления по заданному входному значению Абстракция: Строит функции по заданным выражением Если это выражение свободно содержит х, тогда означает, что лямбда функция от аргумента х, которая имеет вид , означает функцию х->t[x] . Редукция: Поскольку выражение обозначает функцию, ставящую в соответствие каждому значение , то для вычисления выражения , в которое входят и аппликация и абстракция, необходимо выполнить подстановку числа 3 в терм вместо переменной . В результате получается . Это соображение в общем виде записывается как .