программа курса (syllabus)
Зав.кафедрой _____________________ Ермаков А.С.
Одобрена методическим Советом института ИТ
«_____»________200___г. Протокол №____
Председатель__________________ Бектемисова Г.У.
Сведения о преподавателях:
Айтхожаева Евгения Жамалхановна, к.т.н. профессор кафедры вычислительной техники, общий стаж 33 года, стаж в КазНТУ 30 лет, стаж преподавания дисциплины 15 лет, количество методических публикаций по данной дисциплине 8
И Син Фу Елена Владимировна, преподаватель кафедры вычислительной техники, общий стаж 6 лет, стаж в КазНТУ 6 лет, стаж преподавания дисциплины 6 лет, количество методических публикаций по данной дисциплине 4
Адрес: 480027 Алматы ул. Сатпаева 22б, 203 ГУК
1 Цели и задачи дисциплины
1.1 Целью дисциплины “Системы управления базами данных” (СУБД) является изучение основ построения СУБД, баз данных (БД) и приложений баз данных в среде СУБД.
1.2 Задачами изучения дисциплины являются:
— знание основ построения СУБД, принципов построения основных моделей данных и их использование в современных СУБД;
— знание основных операций над данными, языковых средств описания и манипулирования данными в СУБД, стандартного языка запросов SQL;
— умение создавать БД и приложения БД с использованием визуальных сред программирования СУБД, использовать язык SQL для работы с БД.
1.3 Пререквизиты: предшествующие дисциплины необходимые для изучения данной дисциплины (перечень дисциплин по рабочему учебному плану специальности).
Дисциплина “Системы управления базами данных” базируется на знаниях, полученных в Высших учебных заведениях при изучении дисциплин: “Информатика”, “Дискретная математика”, “Технологии программирования”, “Программирование на алгоритмических языках”, “Инструментальные средства разработки программ”.
1.4 Постреквизиты: перечень дисциплин, в которых используются знания изучаемой дисциплины (по рабочему учебному плану специальности).
Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины “Системы управления базами данных” используются при изучении дисциплины “ Интернет технологии”, а также дисциплин специализации и дисциплин, устанавливаемых Советом ВУЗа.
2 Система оценки знаний
По кредитной технологии обучения для всех курсов и по всем дисциплинам Казахского национального технического университета имени К.И.Сатпаева применяется рейтинговый контроль знаний студентов. Сведения об оценке знаний,осуществляемой по балльно-рейтинговой системе представлены в виде шкалы, где указываются все виды контроля.
При итоговом контроле знаний возможен один из трех вариантов распределения баллов, определенный рабочим учебным планом специальности.
Рейтинг каждой дисциплины, которая включена в рабочий учебный план специальности, оценивается по 100 — бальной шкале независимо от итогового контроля.
Для дисциплины СУБД устанавливаются следующие виды контроля: текущий контроль, рубежный контроль, итоговый контроль (таблица 1).
Видами текущего контроля являются контрольные работы, выполнение лабораторных работ, выполнение самостоятельной работы. К итоговому контролю относятся курсовая работа и экзамен.
. Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
Вид итогового контроля | Виды контроля | Баллы |
Экзамен, курсовая работа | Итоговый контроль | |
Рубежный контроль | ||
Курсовая работа | ||
Текущий контроль |
Сроки сдачи результатов текущего контроля определяются календарным графиком учебного процесса по дисциплине (таблица 2). Количество текущих контролей определяется содержанием дисциплины и ее объемом, которое указывается в учебно-методическом комплексе дисциплины.
Календарный график сдачи всех видов контроля
по дисциплине «Системы управления базами данных»
Студент допускается к сдаче экзамена при наличии суммарного рейтингового балла 30. Экзамен считается сданным в случае набора 20 баллов. Итоговая оценка по дисциплине определяется по шкале (таблица 3).
Оценка знаний студентов
Оценка | Буквенный эквивалент | Рейтинговый балл (в процентах %) | В баллах |
Отлично | А | 95-100 | |
А- | 90-94 | 3,67 | |
Хорошо | В+ | 85-89 | 3,33 |
В | 80-84 | 3,0 | |
В- | 75-79 | 2,67 | |
Удовлетворительно | С+ | 70-74 | 2,33 |
С | 65-69 | 20, | |
С- | 60-64 | 1,67 | |
D+ | 55-59 | 1,33 | |
D | 50-54 | 1,0 | |
Неудовлетворительно | F | 0-49 |
3 Содержание дисциплины
3.1 Распределение часов по видам занятий
Наименование темы | Количество академических часов | ||
Лекция | Лабораторные | СРСП | СРС |
1. Введение в СУБД.Цель и задача курса. Структура курса и его связь с другими дисциплинами. Краткий исторический очерк развития методов обработки данных. Технология баз данных, основные понятия и определения. Классификация СУБД, реляционные системы. Клиентские СУБД, серверы БД. Функциональные компоненты СУБД, возможности СУБД. | |||
2. Языковая среда реляционных СУБД. Определение, манипулирование и управление данными. Языки 4-го поколения 4GL. Язык программирования xBase в dBase-подобных СУБД. Создание схемы (структуры) БД, параметры полей, загрузка БД. Общий формат команд. Просмотр и редактирование данных, удаление данных. | |||
3. Работа с файлами в СУБД. Манипулирование данными в базе данных. Сортировка и индексирование БД. Поиск в БД. | |||
4. Стандартные функции в СУБД.Команды-функции, Стандартные функции работы с датами, числовыми выражениями, символьными выражениями, файлами. | |||
5. Программирование в СУБД. Командные файлы, модульность программ, процедуры, операторы управления. Организация циклов, проверки условий, сканирования таблиц данных. | |||
6. Язык реляционных баз данных SQL. Стандарты SQL. Категории команд SQL. Определение данных в SQL. Манипулирование данными в SQL. | |||
7. Запросы SQL. Формат запроса SQL. Простые запросы SQL. Формирование условий, упорядочение данных, получатели запросов. | |||
8. Сложные запросы SQL. Стандартные функции SQL, группирование данных. Многотабличные запросы, псевдонимы. | |||
9. Подзапросы в SQL.Запросы с подзапросами. Подзапросы в командах определения данных и манипулирования данными SQL. | |||
10. Объектно-ориентированное программирование (ООП) в СУБД.Характеристики ООП, классы, объекты контейнеры и элементы управления, события, свойства и методы объектов в СУБД. | |||
11. Визуальное программирование в СУБД. Объекты контейнеры и элементы управления, их свойства и методы, определение источника данных, связь с данными БД. | |||
12. Инструментальные средства СУБД.Мастера, конструкторы, построители. Технологии проектирования приложений БД. | |||
13. Архитектура клиент-сервер в технологии БД. Классификация СБД. Файл-серверная архитектура. Двухуровневая и трехуровневая архитектура клиент-сервер. Создание приложений клиент-сервер. | |||
14. Архитектура СБД. Схемы данных, формы представления схем. Стандартная трехуровневая архитектура СБД. Структуры данных, операции над данными, ограничения целостности. | |||
15. Модели данных. Иерархическая модель данных (ИМД). Сетевая модель данных (СМД). Реляционная модель данных (РМД). Реляционная алгебра и реляционное исчисление. Заключение.Перспективы развития СУБД. Хранилища данных. OLAP-технологии. | |||
Всего (часов) |
3. 2 Наименования тем лабораторных занятий и их содержание, объем в
часах (15 часов)
Лабораторное занятие № 1. Создание и изменение таблиц данных в СУБД (2 часа).
Лабораторное занятие № 2. Работа с файлами в СУБД (2 часа).
Лабораторное занятие № 3. Создание и выполнение программ в СУБД (2 часа).
Лабораторное занятие № 4. Формирование запросов SQL (2 часа).
Лабораторное занятие № 5. Формирование сложных запросов SQL (2 часа).
Лабораторное занятие № 6. Разработка компонентов приложений БД (2 часа).
Лабораторное занятие № 7. Создание приложений БД (3 часа).
3.3 Характеристика курсовой работы
Основной целью курсовой работы является приобретение практических навыков по разработке и программной реализации прикладных систем автоматизированной обработки информации (приложений БД) для определенной предметной области на основе конкретной СУБД.
— информационно-справочная система «Записная книжка»;
— информационно-справочная система «Склад»;
— информационно-справочная система «Аптека»;
— автоматизированная система обслуживания покупателей магазина;
— автоматизированная система для обслуживания читателей библиотеки;
— автоматизированная система для диспетчера аэропорта;
— автоматизированная система для кассира автовокзала.
3. 4 Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП) (45 часов)
1. Интерфейс, возможности, типы данных в СУБД Visual FoxPro (3 часа).
2. Язык программирования xBase в СУБД Visual FoxPro (3 часа).
3. Индексные файлы в СУБД Visual FoxPro (3 часа).
4. Команды-функции в СУБД Visual FoxPro (3 часа).
5. Операторы циклов, условия, выбора в СУБД Visual FoxPro (3 часа).
6. Определение данных в SQL (3 часа).
7. Визуальное проектирование простых запросов SQL (3 часа).
8. Визуальное проектирование сложных запросов SQL (3 часа).
9. Подзапросы в командах SQL (3 часа).
10. Визуальное проектирование форм приложений БД (3 часа).
11. Связь объектов формы с БД (3 часа).
12. Визуальное проектирование меню приложений БД (3 часа).
13. Разработка проектов (3 часа).
14. Создание соединений с источниками данных других форматов (3 часа).
15. Разработка ИМД, СМД, РМД (3 часа)
3.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (СРС) (45 часов)
1. Реляционные СУБД (3 часа).
2. Языки программирования 4-го поколения (3 часа).
3. Механизм индексирования в реляционных СУБД (3 часа).
4. Стандартные функции в СУБД Visual FoxPro (3 часа).
5. Использование управляющих операторов в программах (3 часа).
6. Манипулирование данными в SQL (3 часа).
7. Создание файлов запросов в СУБД Visual FoxPro (3 часа).
8. Визуальное проектирование объединенных запросов SQL (3 часа).
9. Создание представлений в СУБД Visual FoxPro (3 часа).
10. Изменение свойств объектов (3 часа).
11. Создание методов объектов (3 часа).
12. Разработка отчетов приложений БД (3 часа).
13. Импорт данных в таблицы Visual FoxPro (3 часа).
14. Изучение архитектуры СБД (3 часа).
15. Выполнение операций реляционной алгебры (3 часа)
График проведения занятий
№ | Дата | Время | Наименование тем |
Лекции | |||
Введение в СУБД. | |||
Языковая среда реляционных СУБД. | |||
Работа с файлами в СУБД. | |||
Стандартные функции в СУБД. | |||
Программирование в СУБД. | |||
Стандартный язык запросов SQL. | |||
Запросы SQL. | |||
Сложные запросы SQL. | |||
Подзапросы в SQL. | |||
Объектно-ориентированное программирование (ООП) в СУБД. | |||
Визуальное программирование в СУБД. | |||
Инструментальные средства СУБД. | |||
Архитектура клиент-сервер в технологии БД. | |||
Архитектура СБД. | |||
Модели данных. Заключение. | |||
Лабораторные занятия | |||
Создание и изменение таблиц данных в СУБД. | |||
Работа с файлами в СУБД. | |||
Создание и выполнение программ в СУБД. | |||
Формирование запросов SQL. | |||
Формирование сложных запросов SQL. | |||
Разработка компонентов приложений БД. | |||
Создание приложений БД. |
4. Учебно-методические материалы по дисциплине
4.1 Материал для обязательного изучения
1. Айтхожаева Е.Ж. Системы баз данных. /Учебник. — Алматы, КазНТУ, 2002.
2. Айтхожаева Е.Ж. Стандартный язык баз данных SQL. /Учебное пособие. — Алматы, МАБ, 2004.
3. Айтхожаева Е.Ж. Система управления базами данных FoxBase /Учебное пособие. / — Алматы: КазНТУ, 1996.
4. Айтхожаева Е.Ж., И Син Фу Е.В. Язык программирования баз данных xBase. /Методические указания к лабораторным работам по дисциплинам «Системы баз данных», «Базы данных». / — Алматы: КазНТУ, 2006.
5. Айтхожаева Е.Ж., И Син Фу Е.В. Визуальное проектирование компонентов систем баз данных. /Методические указания к лабораторным работам по дисциплинам «Системы баз данных», «Базы данных». / — Алматы: КазНТУ, 2004.
6. Айтхожаева Е.Ж., Дрогнова Н.Ф., И Син Фу Е.В. Разработка приложений баз данных. /Методические указания к курсовой работе/ — Алматы: КазНТУ, 2005.
7. Омельченко Л. Самоучитель Visual FoxPro 7.0. — СПб.: БХВ — Санкт-Петербург, 2002.
8. Каратыгин С.А., Тихонов А.Ф., Тихонова Л.И. Visual FoxPro 7. Руководство пользователя с примерами. — М.: Бином, 2002.
4.2 Материал для дополнительного ознакомления
1. Григорьев Ю. А., Ревунков Г.И. Банки данных. /Учебник для вузов. — М.: Издательство МГТУ им. И.Э.Баумана, 2002.
2. Дейт К. Введение в системы баз данных. /Пер.с англ. — М.: Вильямс, 2001.
3. Боуман Дж., Дарновски Э. Практическое руководство по SQL. /Пер. с англ.- Киев: Диалектика, 1997.
4. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных. /Учебник для вузов. — СПб.: Корона-принт, 2002.
5. Сичкаренко В.А. SQL-99. Руководство разработчика баз данных. — СПб: ДиаСофт, 2002.
1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………………….. |
2. Система оценки знаний………………………………………………………………. |
3. Содержание дисциплины…………………………………………………………….. |
4. Учебно-методические материалы по дисциплине………………………………… |