Объектно ориентированное программирование силлабус

программа курса (syllabus)

Зав.кафедрой _____________________ Ермаков А.С.

Одобрена методическим Советом института ИТ

«_____»________200___г. Протокол №____

Председатель__________________ Бектемисова Г.У.

Сведения о преподавателях:

Айтхожаева Евгения Жамалхановна, к.т.н. профессор кафедры вычислительной техники, общий стаж 33 года, стаж в КазНТУ 30 лет, стаж преподавания дисциплины 15 лет, количество методических публикаций по данной дисциплине 8

И Син Фу Елена Владимировна, преподаватель кафедры вычислительной техники, общий стаж 6 лет, стаж в КазНТУ 6 лет, стаж преподавания дисциплины 6 лет, количество методических публикаций по данной дисциплине 4

Адрес: 480027 Алматы ул. Сатпаева 22б, 203 ГУК

1 Цели и задачи дисциплины

1.1 Целью дисциплины “Системы управления базами данных” (СУБД) является изучение основ построения СУБД, баз данных (БД) и приложений баз данных в среде СУБД.

1.2 Задачами изучения дисциплины являются:

— знание основ построения СУБД, принципов построения основных моделей данных и их использование в современных СУБД;

— знание основных операций над данными, языковых средств описания и манипулирования данными в СУБД, стандартного языка запросов SQL;

— умение создавать БД и приложения БД с использованием визуальных сред программирования СУБД, использовать язык SQL для работы с БД.

1.3 Пререквизиты: предшествующие дисциплины необходимые для изучения данной дисциплины (перечень дисциплин по рабочему учебному плану специальности).

Дисциплина “Системы управления базами данных” базируется на знаниях, полученных в Высших учебных заведениях при изучении дисциплин: “Информатика”, “Дискретная математика”, “Технологии программирования”, “Программирование на алгоритмических языках”, “Инструментальные средства разработки программ”.

1.4 Постреквизиты: перечень дисциплин, в которых используются знания изучаемой дисциплины (по рабочему учебному плану специальности).

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины “Системы управления базами данных” используются при изучении дисциплины “ Интернет технологии”, а также дисциплин специализации и дисциплин, устанавливаемых Советом ВУЗа.

2 Система оценки знаний

По кредитной технологии обучения для всех курсов и по всем дисциплинам Казахского национального технического университета имени К.И.Сатпаева применяется рейтинговый контроль знаний студентов. Сведения об оценке знаний,осуществляемой по балльно-рейтинговой системе представлены в виде шкалы, где указываются все виды контроля.

При итоговом контроле знаний возможен один из трех вариантов распределения баллов, определенный рабочим учебным планом специальности.

Рейтинг каждой дисциплины, которая включена в рабочий учебный план специальности, оценивается по 100 — бальной шкале независимо от итогового контроля.

Для дисциплины СУБД устанавливаются следующие виды контроля: текущий контроль, рубежный контроль, итоговый контроль (таблица 1).

Видами текущего контроля являются контрольные работы, выполнение лабораторных работ, выполнение самостоятельной работы. К итоговому контролю относятся курсовая работа и экзамен.

. Распределение рейтинговых баллов по видам контроля

Вид итогового контроля Виды контроля Баллы
Экзамен, курсовая работа Итоговый контроль
Рубежный контроль
Курсовая работа
Текущий контроль

Сроки сдачи результатов текущего контроля определяются календарным графиком учебного процесса по дисциплине (таблица 2). Количество текущих контролей определяется содержанием дисциплины и ее объемом, которое указывается в учебно-методическом комплексе дисциплины.

Календарный график сдачи всех видов контроля

по дисциплине «Системы управления базами данных»

Студент допускается к сдаче экзамена при наличии суммарного рейтингового балла 30. Экзамен считается сданным в случае набора 20 баллов. Итоговая оценка по дисциплине определяется по шкале (таблица 3).

Оценка знаний студентов

Оценка Буквенный эквивалент Рейтинговый балл (в процентах %) В баллах
Отлично А 95-100
А- 90-94 3,67
Хорошо В+ 85-89 3,33
В 80-84 3,0
В- 75-79 2,67
Удовлетворительно С+ 70-74 2,33
С 65-69 20,
С- 60-64 1,67
D+ 55-59 1,33
D 50-54 1,0
Неудовлетворительно F 0-49

3 Содержание дисциплины

3.1 Распределение часов по видам занятий

Наименование темы Количество академических часов
Лекция Лабораторные СРСП СРС
1. Введение в СУБД.Цель и задача курса. Структура курса и его связь с другими дисциплинами. Краткий исторический очерк развития методов обработки данных. Технология баз данных, основные понятия и определения. Классификация СУБД, реляционные системы. Клиентские СУБД, серверы БД. Функциональные компоненты СУБД, возможности СУБД.
2. Языковая среда реляционных СУБД. Определение, манипулирование и управление данными. Языки 4-го поколения 4GL. Язык программирования xBase в dBase-подобных СУБД. Создание схемы (структуры) БД, параметры полей, загрузка БД. Общий формат команд. Просмотр и редактирование данных, удаление данных.
3. Работа с файлами в СУБД. Манипулирование данными в базе данных. Сортировка и индексирование БД. Поиск в БД.
4. Стандартные функции в СУБД.Команды-функции, Стандартные функции работы с датами, числовыми выражениями, символьными выражениями, файлами.
5. Программирование в СУБД. Командные файлы, модульность программ, процедуры, операторы управления. Организация циклов, проверки условий, сканирования таблиц данных.
6. Язык реляционных баз данных SQL. Стандарты SQL. Категории команд SQL. Определение данных в SQL. Манипулирование данными в SQL.
7. Запросы SQL. Формат запроса SQL. Простые запросы SQL. Формирование условий, упорядочение данных, получатели запросов.
8. Сложные запросы SQL. Стандартные функции SQL, группирование данных. Многотабличные запросы, псевдонимы.
9. Подзапросы в SQL.Запросы с подзапросами. Подзапросы в командах определения данных и манипулирования данными SQL.
10. Объектно-ориентированное программирование (ООП) в СУБД.Характеристики ООП, классы, объекты контейнеры и элементы управления, события, свойства и методы объектов в СУБД.
11. Визуальное программирование в СУБД. Объекты контейнеры и элементы управления, их свойства и методы, определение источника данных, связь с данными БД.
12. Инструментальные средства СУБД.Мастера, конструкторы, построители. Технологии проектирования приложений БД.
13. Архитектура клиент-сервер в технологии БД. Классификация СБД. Файл-серверная архитектура. Двухуровневая и трехуровневая архитектура клиент-сервер. Создание приложений клиент-сервер.
14. Архитектура СБД. Схемы данных, формы представления схем. Стандартная трехуровневая архитектура СБД. Структуры данных, операции над данными, ограничения целостности.
15. Модели данных. Иерархическая модель данных (ИМД). Сетевая модель данных (СМД). Реляционная модель данных (РМД). Реляционная алгебра и реляционное исчисление. Заключение.Перспективы развития СУБД. Хранилища данных. OLAP-технологии.
Всего (часов)

3. 2 Наименования тем лабораторных занятий и их содержание, объем в

часах (15 часов)

Лабораторное занятие № 1. Создание и изменение таблиц данных в СУБД (2 часа).

Лабораторное занятие № 2. Работа с файлами в СУБД (2 часа).

Лабораторное занятие № 3. Создание и выполнение программ в СУБД (2 часа).

Лабораторное занятие № 4. Формирование запросов SQL (2 часа).

Лабораторное занятие № 5. Формирование сложных запросов SQL (2 часа).

Лабораторное занятие № 6. Разработка компонентов приложений БД (2 часа).

Лабораторное занятие № 7. Создание приложений БД (3 часа).

3.3 Характеристика курсовой работы

Основной целью курсовой работы является приобретение практических навыков по разработке и программной реализации прикладных систем автоматизированной обработки информации (приложений БД) для определенной предметной области на основе конкретной СУБД.

— информационно-справочная система «Записная книжка»;

— информационно-справочная система «Склад»;

— информационно-справочная система «Аптека»;

— автоматизированная система обслуживания покупателей магазина;

— автоматизированная система для обслуживания читателей библиотеки;

— автоматизированная система для диспетчера аэропорта;

— автоматизированная система для кассира автовокзала.

3. 4 Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП) (45 часов)

1. Интерфейс, возможности, типы данных в СУБД Visual FoxPro (3 часа).

2. Язык программирования xBase в СУБД Visual FoxPro (3 часа).

3. Индексные файлы в СУБД Visual FoxPro (3 часа).

4. Команды-функции в СУБД Visual FoxPro (3 часа).

5. Операторы циклов, условия, выбора в СУБД Visual FoxPro (3 часа).

6. Определение данных в SQL (3 часа).

7. Визуальное проектирование простых запросов SQL (3 часа).

8. Визуальное проектирование сложных запросов SQL (3 часа).

9. Подзапросы в командах SQL (3 часа).

10. Визуальное проектирование форм приложений БД (3 часа).

11. Связь объектов формы с БД (3 часа).

12. Визуальное проектирование меню приложений БД (3 часа).

13. Разработка проектов (3 часа).

14. Создание соединений с источниками данных других форматов (3 часа).

15. Разработка ИМД, СМД, РМД (3 часа)

3.5 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (СРС) (45 часов)

1. Реляционные СУБД (3 часа).

2. Языки программирования 4-го поколения (3 часа).

3. Механизм индексирования в реляционных СУБД (3 часа).

4. Стандартные функции в СУБД Visual FoxPro (3 часа).

5. Использование управляющих операторов в программах (3 часа).

6. Манипулирование данными в SQL (3 часа).

7. Создание файлов запросов в СУБД Visual FoxPro (3 часа).

8. Визуальное проектирование объединенных запросов SQL (3 часа).

9. Создание представлений в СУБД Visual FoxPro (3 часа).

10. Изменение свойств объектов (3 часа).

11. Создание методов объектов (3 часа).

12. Разработка отчетов приложений БД (3 часа).

13. Импорт данных в таблицы Visual FoxPro (3 часа).

14. Изучение архитектуры СБД (3 часа).

15. Выполнение операций реляционной алгебры (3 часа)

График проведения занятий

Дата Время Наименование тем
Лекции
Введение в СУБД.
Языковая среда реляционных СУБД.
Работа с файлами в СУБД.
Стандартные функции в СУБД.
Программирование в СУБД.
Стандартный язык запросов SQL.
Запросы SQL.
Сложные запросы SQL.
Подзапросы в SQL.
Объектно-ориентированное программирование (ООП) в СУБД.
Визуальное программирование в СУБД.
Инструментальные средства СУБД.
Архитектура клиент-сервер в технологии БД.
Архитектура СБД.
Модели данных. Заключение.
Лабораторные занятия
Создание и изменение таблиц данных в СУБД.
Работа с файлами в СУБД.
Создание и выполнение программ в СУБД.
Формирование запросов SQL.
Формирование сложных запросов SQL.
Разработка компонентов приложений БД.
Создание приложений БД.

4. Учебно-методические материалы по дисциплине

4.1 Материал для обязательного изучения

1. Айтхожаева Е.Ж. Системы баз данных. /Учебник. — Алматы, КазНТУ, 2002.

2. Айтхожаева Е.Ж. Стандартный язык баз данных SQL. /Учебное пособие. — Алматы, МАБ, 2004.

3. Айтхожаева Е.Ж. Система управления базами данных FoxBase /Учебное пособие. / — Алматы: КазНТУ, 1996.

4. Айтхожаева Е.Ж., И Син Фу Е.В. Язык программирования баз данных xBase. /Методические указания к лабораторным работам по дисциплинам «Системы баз данных», «Базы данных». / — Алматы: КазНТУ, 2006.

5. Айтхожаева Е.Ж., И Син Фу Е.В. Визуальное проектирование компонентов систем баз данных. /Методические указания к лабораторным работам по дисциплинам «Системы баз данных», «Базы данных». / — Алматы: КазНТУ, 2004.

6. Айтхожаева Е.Ж., Дрогнова Н.Ф., И Син Фу Е.В. Разработка приложений баз данных. /Методические указания к курсовой работе/ — Алматы: КазНТУ, 2005.

7. Омельченко Л. Самоучитель Visual FoxPro 7.0. — СПб.: БХВ — Санкт-Петербург, 2002.

8. Каратыгин С.А., Тихонов А.Ф., Тихонова Л.И. Visual FoxPro 7. Руководство пользователя с примерами. — М.: Бином, 2002.

4.2 Материал для дополнительного ознакомления

1. Григорьев Ю. А., Ревунков Г.И. Банки данных. /Учебник для вузов. — М.: Издательство МГТУ им. И.Э.Баумана, 2002.

2. Дейт К. Введение в системы баз данных. /Пер.с англ. — М.: Вильямс, 2001.

3. Боуман Дж., Дарновски Э. Практическое руководство по SQL. /Пер. с англ.- Киев: Диалектика, 1997.

4. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных. /Учебник для вузов. — СПб.: Корона-принт, 2002.

5. Сичкаренко В.А. SQL-99. Руководство разработчика баз данных. — СПб: ДиаСофт, 2002.

1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………………………..
2. Система оценки знаний……………………………………………………………….
3. Содержание дисциплины……………………………………………………………..
4. Учебно-методические материалы по дисциплине…………………………………

Источник

Читайте также:  Пример программирования токарного станка
Оцените статью