Объектно ориентированная среда программирования visual basic

Объектно-ориентированное программирование. Интегрированная среда языка Visual Basic for Applications (VBA)

Объектно-ориентированное программирование. Интегрированная среда языка Visual Basic for Applications (VBA). Объекты: свойства, методы, события. Разработка интерфейса приложения. Форма и размещение на ней объектов. Переменные, константы и выражения в программах (имя, значение, тип).

Введение

Все человечество в нашем современном мире очень хорошо знакомо с таким инструментом как компьютер. Конечно, не все люди в мире могут себе позволить иметь свой личный компьютер, но работать на нем, мечтает каждый человек, начиная с малых лет. Посмотрите, сейчас даже маленький ребенок способен очень быстро освоить простейшие функции компьютера, хотя бы как игровую приставку на первых порах или как платформу для рисования своих творческих фантазий. Но в современном профессиональном обществе компьютер играет огромную роль, и уже трудно представить труд ученых, инженеров, экономистов, бухгалтеров без использования вычислительной техники. Но компьютер сам по себе не способен даже на простые операции, это ведь просто электрическое устройство, поэтому для того, чтобы человек мог использовать компьютер как профессиональное оборудование, необходимо так называемое программное обеспечение. Правильно говорить именно обеспечение, т.к. это слово образовалось от слова обеспечить. Такие программы из программного обеспечения руководят ресурсами компьютера и предоставляют их в распоряжение пользователя. Существует огромное количество разнообразных по своим функциям и возможностям программ, но среди них выделяют два основных типа: системное и прикладное программное обеспечение. К системному программному обеспечению относят операционную систему и все программы, предназначенные для создания рабочей среды для прикладных программ, которые в свою очередь выполняют ту самую, необходимую пользователю, профессиональную работу.

Читайте также:  Контроль остатков 1с программирование

Из истории создания Visual Basic for Application

Первоначально язык Basic был разработан профессорами Дартмутского колледжа Дж.Кемени и Т.Курцом в 1965 году как средство обучения и работы непрофессиональных программистов. Его назначение определено в самом названии, которое является аббревиатурой слов Beginner’s All — purpose Symbolic Instruction Code (многоцелевой язык символических инструкций для начинающих) и при этом в дословном переводе означает «базовый». Он представлял собой прообраз современных систем программирования.

Basic в основном применялся на мини- и микро-ЭВМ, которые в 70-е годы имели оперативную память, объем которой кажется сегодня просто нереальным (4-32 тысяч байт). Резкое развитие систем на основе Basic началось с появлением в начале 80-х годов персональных компьютеров, производительность и популярность которых растет вот уже двадцать лет невиданными темпами.

В начале 90-х годов Microsoft начала активную борьбу за продвижение в массы своей новой операционной системы Windows (против своей же, но более уже устаревающей MS-DOS). Но, как известно, пользователи работают не с ОС, а с программами, которые работают в ее среде. Поэтому скорость смены платформы в основном определяется темпами появления соответствующих прикладных программ.

Однако смена операционных систем представляет серьезную проблему и для программистов, так как им нужно было осваивать новую технологию разработки программ. В тот момент бытующим (и в значительной степени, совершенно справедливым) мнением было то, что Windows предъявляет более высокие требования к квалификации программиста.

В 1991 году под лозунгом «теперь и начинающие программисты могут легко создавать приложения для Windows» появилась первая версия нового инструментального средства Microsoft Visual Basic. В тот момент Microsoft достаточно скромно оценивала возможности этой системы, ориентируя ее, прежде всего, на категорию начинающих и непрофессиональных программистов. Основной задачей тогда было выпустить на рынок простой и удобный инструмент разработки в тогда еще довольно новой среде Windows, программирование в которой представляло проблему и для опытных специалистов.

Читайте также:  Общая формулировка задач линейного программирования

Действительно, VB 1.0 в тот момент был больше похож не на рабочий инструмент, а на действующий макет будущей среды разработки. По общему признанию VB стал родоначальником нового поколения инструментов, называемых сегодня средствами быстрой разработки программ (Rapid Application Development, RAD). Сегодня эта идеология считает привычной, но тогда она казалась совершенно необычной и создавала серьезные проблемы (в том числе чисто психологического плана) для программистов «старых времен».

Тем не менее, число VB-пользователей росло, причем во многом за счет огромной популярности ее предшественника — Quick Basic. При этом VB быстро «мужал», усиливаясь за счет, как развития среды программирования, так и включения профессиональных элементов языка и проблемно-ориентированных средств. В настоящее время используется версия VB 6.0 и 7.0.

В начале 90-х годов наметилась отчетливая тенденция включение в приложения, предназначенные для конечного пользователя, средства внутреннего программирования, которые должны были решать задачи настройки и адаптации этих пакетов для конкретных условий их применения.

В конце 1993 г. Microsoft объявила о намерении создать на основе VB новую универсальную систему программирования для прикладных программ, которая получила название Visual Basic for Applications (VB для приложений). Естественно, реализацию этого проекта она начала с собственных офисных пакетов.

Первый вариант VBA 1.0 появился в составе MS Office 4.0, но лишь в программах Excel 4.0 и Project 6.0.

Качественный перелом наступил в конце 1996 года с выпуском MS Office 97, в котором была реализована единая среда программирования VBA 5.0, включенная в программы Word, Excel и PowerPoint.

  1. А.Васильев, А.Андреев. VBA в Office 2000. Учебный курс. С-Пб.: «Питер», 2001
  2. Биллиг В.А. Средства разработки VBA-программиста. Офисное программирование. Том 1. М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2001.
  3. Биллиг В.А. Мир объектов Excel 2000. М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2001.
  4. В.И.Король. Visual Basic 6.0, Visual Basic for Applications 6.0. Язык программирования. Справочник с примерами. М.: Издательство КУДИЦ, 2000.

Источник

Тема 5.3. Средства объектно-ориентированного программирования в Visual Basic

5.3.1. Две роли классов в ооп и типы данных в Visual Basic

Язык программирования Visual Basic является объектно-ориентированным языком. Это означает, что все функциональные части приложения рассматриваются как объекты, содер­жащие в себе некоторые свойства, способные выполнять определенные методы и генерировать события.

С классами студенты сталкивались практически во всех предыдущих темах. Это были классы, предоставленные пользователю VS .Net в виде библиотек классов .Net Framework.

Например, класс математических функций – System.Math, класс – System.Array, System.IO, форма и элементы управления – System.Form и другие.

Объектно-ориентированное программирование и проектирование построено на классах. Любую программную систему, построенную в объектном стиле, можно рассматривать как совокупность классов, возможно объединенных в проекты, пространства имен, решения, как это делается при программировании в Visual Studio .Net.

Очень важно обратить внимание на то, что у класса две различные роли: модуляитипа данных.

Во-первых, класс – это модуль, архитектурная единица построения программной системы. Модульность построения – основное свойство программных систем. ВООПпрограммная система, строящаяся по модульному принципу, состоит из классов, являющихся основным видом модуля. Модуль может не представлять собой содержательную единицу, его размер и содержание определяется архитектурными соображениями, а не семантическими. Ничто не мешает построить монолитную систему, состоящую из одного модуля, – она может решать ту же задачу, что и система, состоящая из многих модулей.

Вторая роль класса не менее важна. Класс – это тип данных, задающий реализацию некоторой абстракции данных, характерной для задачи, в интересах которой создается программная система. С этих позиций классы, это не просто кирпичики, из которых строится система. Каждый кирпичик теперь имеет важную содержательную начинку. Представьте себе современный дом, построенный из кирпичей, и дом будущего, где каждый кирпич выполняет определенную функцию, один следит за температурой, другой – за составом воздуха в доме. Объектно-ориентированная программная система напоминает дом будущего.

Состав класса, его размер определяется не архитектурными соображениями, а той абстракцией данных, которую должен реализовать класс. Если создается класс Account, реализующий такую абстракцию как банковский счет, то в этот класс нельзя добавить поля из классаCar, задающего автомобиль.

Объектно-ориентированная разработка программной системы основана на стиле, называемом проектированием от данных. Проектирование системы сводится к поиску подходящих для данной задачи абстракций данных. Каждая из них реализуется в виде класса, которые и становятся модулями – архитектурными единицами построения нашей системы. В основе класса лежит абстрактный тип данных.

В хорошо спроектированной объектно-ориентированной системе каждый класс играет обе роли, так что каждый модуль нашей системы имеет вполне определенную смысловую нагрузку. Типичная ошибка – рассматривать класс, только как архитектурную единицу, объединяя под обложкой класса разнородные поля и функции, после чего становится неясным, какой же тип данных задает этот класс.

Напомним, что типы данных могут быть двух видов. Тип данных является типом значений, если он содержит данные в пределах своей собственной области памяти. Ссылочный тип содержит указатель на другую область памяти, содержащую данные.

К типам значения относятся:

  • все числовые типы данных;
  • Boolean, Char и Date;
  • все структуры, даже если их члены являются ссылочными типами;
  • перечисления, поскольку их базовый тип всегда является SByte, Short, Integer Long, Byte, UShort, UInteger или ULong.
  • String;
  • все массивы, даже если их члены являются типами значений;
  • типы классов, например Form;
  • делегаты.
  • пространства имен;
  • модули;
  • события;
  • свойства и процедуры;
  • переменные, константы и поля.

Источник

Оцените статью