Многие системы программирования позволяют создавать

Информатика. 11 класс (Повышенный уровень)

Современные программы, с которыми сегодня работают пользователи компьютера, отличаются от тех, которые вы создавали раньше. Основное отличие — взаимодействие пользователя с программой.

Программы, которые вы создавали ранее, взаимодействовали с пользователем посредством текстового интерфейса (часто его называют интерфейсом командной строки). После запуска программы вы вводили данные, программа выполнялась, и вы видели результат. И ввод, и вывод данных осуществлялся в алфавитно-цифровой форме.

Операционные системы с графическим оконным интерфейсом (например, Windows) предполагают общение пользователя с программой посредством элементов управления. К элементам управления относят: кнопки, разнообразные меню, текстовые сообщения, списки и др. При работе программы пользователь выбирает какой-либо элемент управления и совершает с ним определенное действие (пример 4.1). Если такое действие для выбранного элемента было определено, то программа его выполняет, иначе выдает сообщение об ошибке.

Многие системы программирования позволяют создавать программы с оконным интерфейсом. Такие программы называют оконными приложениями (Windows Form Application). Создаются они как проект и состоят из нескольких файлов. Вешний вид окна будущего приложения строится на форме. Для формы сохраняются два файла — один содержит описание внешнего вида формы, другой — описание действий при выборе пользователем того или иного элемента управления. Главный файл проекта содержит описание его структуры, а также команды по созданию формы и запуску приложения.

Все элементы, размещенные на форме и сама форма образуют систему взаимодействующих объектов. Способ их взаимодействия основан на объектно-ориентированном программировании.

Проектирование интерфейса окна программы можно выполнять с использованием RAD-технологии (Rapid Application Development) быстрая разработка приложений . Технология RAD характерна для многих систем программирования. Быстрая разработка стала возможной за счет того, что элементы управления были визуализированы и собраны в специальные библиотеки — VCL (Visual Component Library — визуальная библиотека компонентов).

Читайте также:  Ошибка программирования реквизитов 1162

Различные элементы управления можно перетаскивать с палитры компонентов на форму с помощью мыши. Процесс создания интерфейса будущей программы представляется аналогом работы с неким конструктором. Программирование в RAD-средах является визуальным , поскольку код по созданию элементов управления не пишется, а генерируется средой. Задача программиста — написание кода по управлению готовыми компонентами.

Визуальное программирование поддерживается в PascalABC и Delphi (код пишется на языке Pascal), VisualBasic, C# и др. (пример 4.2). Для обучения учащихся младших классов используется визуальное программирование в среде Скретч (Scratch).

Код на языке программирования С++ можно писать в таких средах визуального программирования, как C++Builder, Qt и др.

Многие элементы управления в разных средах имеют одинаковые или синонимичные имена (пример 4.3).

Пример 4.1. После загрузки какого-либо редактора пользователь может открыть файл для редактирования. При этом он выбирает меню Файл, находит в списке команду Открыть, выбирает нужный файл, нажимает кнопку Открыть. Для того чтобы открыть файл, пользователь взаимодействует с такими элементами управления, как меню, список, кнопка.

Пример 4.2. Среды программирования, в которых реализована поддержка парадигмы визуального программирования.

VBA (Visual Basic for Applications):

Visual Studio для языка C#:

Основателем RAD считается сотрудник IBM британский консультант по информационным технологиям Джеймс Мартин (1933 — 2013), который в начале 1990-х гг. сформулировал основные принципы RAD, основываясь на идеях Барри Бойма и Скотта Шульца. Технолгия RAD предполагает, что разработка ПО осуществляется небольшой командой разработчиков за короткий срок.

Пример 4.3. Основные элементы интерфейса:

Элемент управления

Источник

Информатика. 11 класс (Повышенный уровень)

Современные программы, с которыми сегодня работают пользователи компьютера, отличаются от тех, которые вы создавали раньше. Основное отличие — взаимодействие пользователя с программой.

Программы, которые вы создавали ранее, взаимодействовали с пользователем посредством текстового интерфейса (часто его называют интерфейсом командной строки). После запуска программы вы вводили данные, программа выполнялась, и вы видели результат. И ввод, и вывод данных осуществлялся в алфавитно-цифровой форме.

Операционные системы с графическим оконным интерфейсом (например, Windows) предполагают общение пользователя с программой посредством элементов управления. К элементам управления относят: кнопки, разнообразные меню, текстовые сообщения, списки и др. При работе программы пользователь выбирает какой-либо элемент управления и совершает с ним определенное действие (пример 4.1). Если такое действие для выбранного элемента было определено, то программа его выполняет, иначе выдает сообщение об ошибке.

Многие системы программирования позволяют создавать программы с оконным интерфейсом. Такие программы называют оконными приложениями (Windows Form Application). Создаются они как проект и состоят из нескольких файлов. Вешний вид окна будущего приложения строится на форме. Для формы сохраняются два файла — один содержит описание внешнего вида формы, другой — описание действий при выборе пользователем того или иного элемента управления. Главный файл проекта содержит описание его структуры, а также команды по созданию формы и запуску приложения.

Все элементы, размещенные на форме и сама форма образуют систему взаимодействующих объектов. Способ их взаимодействия основан на объектно-ориентированном программировании.

Проектирование интерфейса окна программы можно выполнять с использованием RAD-технологии (Rapid Application Development) быстрая разработка приложений . Технология RAD характерна для многих систем программирования. Быстрая разработка стала возможной за счет того, что элементы управления были визуализированы и собраны в специальные библиотеки — VCL (Visual Component Library — визуальная библиотека компонентов).

Различные элементы управления можно перетаскивать с палитры компонентов на форму с помощью мыши. Процесс создания интерфейса будущей программы представляется аналогом работы с неким конструктором. Программирование в RAD-средах является визуальным , поскольку код по созданию элементов управления не пишется, а генерируется средой. Задача программиста — написание кода по управлению готовыми компонентами.

Визуальное программирование поддерживается в PascalABC и Delphi (код пишется на языке Pascal), VisualBasic, C# и др. (пример 4.2). Для обучения учащихся младших классов используется визуальное программирование в среде Скретч (Scratch).

Код на языке программирования С++ можно писать в таких средах визуального программирования, как C++Builder, Qt и др.

Многие элементы управления в разных средах имеют одинаковые или синонимичные имена (пример 4.3).

Пример 4.1. После загрузки какого-либо редактора пользователь может открыть файл для редактирования. При этом он выбирает меню Файл, находит в списке команду Открыть, выбирает нужный файл, нажимает кнопку Открыть. Для того чтобы открыть файл, пользователь взаимодействует с такими элементами управления, как меню, список, кнопка.

Пример 4.2. Среды программирования, в которых реализована поддержка парадигмы визуального программирования.

VBA (Visual Basic for Applications):

Visual Studio для языка C#:

Основателем RAD считается сотрудник IBM британский консультант по информационным технологиям Джеймс Мартин (1933 — 2013), который в начале 1990-х гг. сформулировал основные принципы RAD, основываясь на идеях Барри Бойма и Скотта Шульца. Технолгия RAD предполагает, что разработка ПО осуществляется небольшой командой разработчиков за короткий срок.

Пример 4.3. Основные элементы интерфейса:

Элемент управления

Источник

Многие системы программирования позволяют создавать

Обучающая цель: учащиеся будут знать

  • правила безопасного поведения в компьютерном классе;
  • объетно-событийную модель работы программы;
  • технологию RAD, оконные приложения и их особенности;
  • понятие ООП и что входит в понятие объект;
  • метод событийно-ориентированного программирования, обработчик события;
  • основные элементы интерфейса и события вызываемые мышью и клавиатурой.

Развивающая цель: учащиеся будут уметь (смогут)

Воспитательная цель

  • б ережное отношение к имуществу. ВТ и учебным пособиям;
  • дисциплинированность, любознательность.

Тип урока: урок усвоение новых знаний .

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь , тестирующая программа MyTestXPro ( скачать ) .

  1. Обсудить организационные вопросы первого урока.
  2. Обсудить правила работы и безопасного поведения в компьютерном классе.

Рассказать учащимся что в 7-10 классах, на уроках программирования, они создавали программы с текстовым интерфейсом (интерфейсом командной строки), такой интерфейс был характерен до появления графического интерфейса пользователя в 1973. Объяснить что в новой главе «Введение в объектно-событийное программирование» они научатся создавать графические интерфейсы.

Совместно с учащимися сформулировать цели урока:

  • знать: 1. Что такое RAD технология; 2. Для чего нужны оконные приложения и в чем их особенность; 3. Основные элементы интерфейса; 3. Что такое объектно-ориентированное программирование, что входит в объект; 4. Метод событийно-ориентированного программирования. 5. Основные события мыши и клавиатуры.
  • уметь: 1. Различать ООП от СОП .

Пояснить, что в конце занятия будет предоставлен тест на закрепление полученных знаний.

  1. Объяснить что системы с графическим оконным интерфейсом предполагают общение пользователя с программой на примере 1.1 учебного пособия (с. 6). Рассказать что относится к элементам интерфейса (кнопки, меню, текстовые сообщения, списки и т. д.).
  2. Рассказать что многие системы программирования позволяют создавать программы с оконным интерфейсом, такие программы называют оконными приложениями. Создание таких программ лежит в основе технологии RAD ( ссылка на статью ) — быстрая разработка приложений. Для быстрой разработки приложений характерно наличие библиотек с наличием в ней визуальных компонентов (VCL — Visual Component Library). Рассказать особенность работы в оконных приложениях на примере 1.2 учебного пособия (с. 7).
  3. Перечислить основные элементы управления с помощью которых состоит графическое окно, практически любой программы (пример 1.3 учебное пособие с. 8).
  4. Создание графического окна в оконном приложении подразумевает размещение элементов на форму, а сама форма образует систему взаимодействующих объектов. Ввести понятие «Объектно-ориентированное программирование», что входит в объект, что такое свойства и методы (учебное пособие с. 8).
  5. Пояснить что взаимодействие между программой и пользователем управляется событиями. Объяснить метод событийно-ориентированного программирования (учебное пособие с. 9). Перечислить основные события мыши и клавиатуры (примеры 1.4 и 1.5 учебное пособие с. 9). Ввести понятие «обработчик события».

Источник

Оцените статью