- Кто такой мидл и как им стать
- Чем мидл отличается от джуниора
- В чём сила мидла
- Как им стать
- Сколько зарабатывает мидл
- Что дальше
- Разница между «джуном», «мидлом» и «сеньором». И что делать, чтобы перейти на уровень выше
- Знания
- Программирование
- Как вычислить «джуна»
- Как пишут код «сеньоры»
- Не программированием единым
- Переход на следующий уровень
- От «джуна» — к «мидлу»
- От «мидла» — к «сеньору»
- Заключение
Кто такой мидл и как им стать
Если вы это читаете, у вас больше шансов, чем у остальных.
Послушать аудиоверсию этой статьи (6 минут):
Недавно мы писали про джуниора — это специалист начального уровня в мире программирования. Мидл — следующая ступень в развитии программиста. Это уже полноценная боевая единица в команде разработки.
Чем мидл отличается от джуниора
Джуниор — новичок или стажёр, который пришёл в компанию и только учится работать в команде. У него мало опыта, он не в курсе всех тонкостей проекта, поэтому ему поручают только мелкие или несложные задачи: поправить размер кнопки, проверить, приходят ли на сервер нужные данные, или написать проверку для формы на сайте. Если что-то не так, джуниор идёт к старшим товарищам за советом.
Мидл — полноценный командный игрок. Ему уже не нужно помогать каждый день и отвечать на очевидные вопросы. Наоборот, он сам часто помогает джуниорам в сложных ситуациях. Он хорошо знает проект, сам пишет основной код и решает большинство задач самостоятельно.
Мидл по сути и есть программист в общепринятом смысле, самостоятельный и квалифицированный. Он сам ищет ответы, сам следит за новыми решениями в отрасли и сам понимает, когда стоит дополнительно чему-то научиться.
В чём сила мидла
Мидл сразу пишет рабочий код и не требует к себе много внимания, как джуниор. Суперсила мидла в том, что он думает уже на следующем уровне: не о том, как просто написать рабочий код, а о том, как написать его так, чтобы потом было его легко поддерживать. Потому что поддерживать часто ему, и такого кода на поддержку будет много.
Джуниоры обычно решают задачу «сделать так, чтобы код работал», а мидлы — «сделать так, чтобы код не только работал, но и был понятен остальным программистам». Чтобы так уметь, нужны опыт, квалификация и отличное владение инструментами.
Почти весь основной код в каждом проекте написан мидлами.
Как им стать
Иногда говорят, что есть формальные критерии для мидла и что через 2–3 года работы джуниором человек автоматически становится мидлом, но это не так. Чтобы перейти на следующую ступень, программист должен освоить все рабочие инструменты и понимать, когда применить каждый из них.
Например, если это фронтенд, то мидл должен отлично знать HTML, CSS, JavaScript, PHP, уметь работать с препроцессорами, базами данных и знать отличия в отображении страниц в разных браузерах. А если мы говорим про бэкенд-разработчика, то к этому добавится Python, API нужных сервисов, фреймворки для решения разных задач и знание серверных приложений.
Вот что ещё может делать мидл в компании:
- проводить код-ревью (смотреть, насколько код логично и правильно написан);
- самостоятельно распределять свои задачи на ближайший спринт;
- помогать джуниорам;
- понимать, где нужна производительность, а где можно решить всё методом грубой силы.
Самое главное — мидл понимает, почему он делает именно так и почему это будет оптимальное решение для проекта.
Сколько зарабатывает мидл
Мы посмотрели зарплаты мидлов разных направлений на Хабр Карьере за второе полугодие 2019 года:
Это в полтора-два раза выше, чем у джуниоров.
Что дальше
Если мидл будет и дальше расти и прокачиваться в своих навыках, то он может дорасти до сеньора. Это выше по деньгам, но больше ответственности в проектах. Но для карьеры программиста это естественный путь наверх.
О том, кто такие сеньоры — в следующей статье.
Апскиллинг — это, например, переход с уровня junior на уровень middle, а потом — senior. У «Яндекс Практикума» есть курсы ровно для этого: от алгоритмов и типов данных до модных фреймворков.
В «Яндекс Практикуме» можно стать разработчиком, тестировщиком, аналитиком и менеджером цифровых продуктов. Первая часть обучения всегда бесплатная, чтобы попробовать и найти то, что вам по душе. Дальше — программы трудоустройства.
Разница между «джуном», «мидлом» и «сеньором». И что делать, чтобы перейти на уровень выше
Уровень разработчика не обязательно определяется многолетним опытом программирования: «джун» вполне может быть старше «сеньора», — всё сводится к профессиональным навыкам. Это не означает, что старший разработчик должен быть специалистом во всём, но можно с уверенностью сказать, что навыки у него гораздо более развиты, чем у разработчиков младшего и среднего уровня.
Но разработчиков различных уровней отличает нечто большее, чем умение собственно программировать. Так в чем именно кроются различия?
Знания
Очевидно, что старший разработчик обладает гораздо более обширными знаниями. Для младшего разработчика изучить шаблоны проектирования, архитектуру, автоматизацию тестирования, методы повышения производительности и обеспечения безопасности и т. д. — отличный способ сократить этот разрыв в знаниях.
Важно знать, как должно создаваться программное обеспечение. Но просто знать всё это — не значит быть разработчиком более высокого уровня. Знания — это не ключевое отличие, а лишь один из факторов.
Фото — Clem Onojeghuo, площадка Unsplash
Программирование
Несмотря на мнение большинства обычных людей, программирование — это не общение с компьютером. Программировать — значит общаться с людьми и отдавать указания компьютерам. Ведь код в итоге компилируется и превращается в нули и единицы.
Код должен нести в себе смысл для тех, кто будет работать с ним в будущем. Команда, подхватившая за кем-то другим проект, должна иметь возможность открыть его исходный код и начать работать над новыми функциями или исправлением ошибок. И здесь кроется существенная разница между «джуном» и «сеньором».
Разработчиков среднего уровня в этом сравнении я учитывать не буду, поскольку в отношении навыков программирования они представляют собой своего рода переходную область — скорее ближе к уровню старшего разработчика. В основном «промежуточное» положение определяется опытом, поскольку обычно «мидл» успевает пройти весь цикл разработки хотя бы раз, а также совершить множество простейших ошибок и извлечь из них уроки.
Как вычислить «джуна»
Младшие разработчики неопытны: иногда это выпускники, которые только начинают работать на полную ставку. В их голове основная задача — заставить код работать. Если приложение работает — значит, оно хорошее.
Писать простой код — это сложная задача. И младшие разработчики этого делать не умеют: обычно код у них довольно своеобразный. Узнать их можно по причудливым однострочникам и чрезмерно сложным абстракциям — так «джуны» стремятся показать себя и пытаются дать понять другим, насколько хорошо они умеют программировать. Но это неверный подход.
Младшие разработчики сосредотачиваются на «компьютерной» части кода, упуская из виду «человеческую».
Как пишут код «сеньоры»
Глядя на код старшего разработчика, можно подумать: и это всё? А где остальное? Достаточно опытный разработчик пишет простой, понятный и, возможно, местами даже чересчур прямолинейный код — и это одно из самых важных качеств, если говорить о программировании. «Сеньор» следует принципу KISS, гласящему, что код должен быть простым и понятным: «Keep it simple, stupid»
Поэтому у старшего разработчика совершенно другой подход к написанию кода: он учитывает удобство дальнейшей поддержки и масштабируемость. Это совершенно не похоже на мышление младшего разработчика: «сеньор» думает о тех, кто будет работать с кодом, а «джуну» важно в первую очередь заставить код работать.
Не программированием единым
Помимо навыков программирования, есть и другие факторы, которые могут подсказать, что за разработчик перед вами.
Младшие разработчики, как правило, выполняют самые простые и не самые важные задачи; они не занимаются разработкой архитектуры. Разработчики среднего уровня тоже не разрабатывают решения, а просто выполняют задачи, однако их меньше контролируют — если задание довольно типовое. А вот «сеньоры» могут разработать приложение совершенно самостоятельно.
Это не значит, что у старшего разработчика по ходу дела не возникает вопросов: у любого из нас каждый день появляется множество вопросов, и «сеньоры» тут не исключение.
Разница в том, что последние знают, как задавать правильные вопросы и что делать с полученными ответами. Менее опытные разработчики могут задавать правильные вопросы, если речь идет о привычных им задачах, но в более сложных случаях им приходится обращаться за помощью.
Старший разработчик никогда не теряется и знает, как правильно действовать, получив ответ на вопрос. Это не значит, что он не будет просить совета у других — иногда лучшим решением бывает именно обратиться за помощью к тем, кто имеет больше опыта в данной области.
Разработчик среднего уровня также должен уметь задавать правильные вопросы, если только это не очень сложные задачи, требующие глубокого уровня знаний.
А вот в случае «джунов» не следует ожидать, что они смогут задавать нужные вопросы: у них недостаточно практики, поэтому ими должны руководить более опытные коллеги. Младшего разработчика следует обеспечить необходимыми ресурсами или хорошенько подтолкнуть в правильном направлении.
Переход на следующий уровень
Мы все хотим совершенствоваться, в том числе профессионально. Но какие шаги можно предпринять, чтобы перейти на следующий уровень?
От «джуна» — к «мидлу»
Начинающие разработчики не обладают богатым опытом, поэтому важно хотя бы пару раз пройти весь цикл разработки — таким образом вы сможете встретить на своем пути множество ловушек и научитесь их избегать.
Что касается программирования — следует научиться писать простой код: представьте, что после вас над проектом будет работать другой человек. Кроме того, придется научиться заниматься отладкой — это углубит понимание того, что происходит во время работы программы.
Также необходимо ознакомиться с лучшими методиками и побольше узнать об архитектуре, производительности, безопасности и т. д. Закройте пробел в знаниях, отделяющий вас от среднего уровня.
От «мидла» — к «сеньору»
Разработчикам среднего уровня подняться выше может быть довольно сложно: некоторые остаются на этом уровне всю свою карьеру.
Старший разработчик знает, в каких случаях можно пойти на компромисс, и когда этого делать ни в коем случае нельзя — потому что он успел проверить это на собственном горьком опыте.
Чтобы перейти на уровень «сеньора», нужно быть готовым к выполнению задач, за которые никто понятия не имеет, как браться. Нужно знать и уметь больше, чем просто делать свою работу.
Кроме того, как старший разработчик вы должны помогать менее опытным: вы для остальных — спасательный круг, за который можно ухватиться, когда не знаешь, как что-то сделать.
В свете этого неудивительно, что «сеньоры» полностью владеют своим техническим стеком. Нужно не просто уметь программировать, а знать все инструменты и приложения, которые используются в нанявшей вас компании.
Заключение
Разница между «джуном», «мидлом» и «сеньором» заключается не только в многолетнем опыте. Да, можно с уверенностью сказать, что у последнего навыки гораздо более развиты, чем у разработчиков младшего и среднего уровня. Но знание — не самый важный фактор.
Опытные разработчики пишут более простой код и подходят к этому иначе. Но кроме того, чтобы уметь программировать, очень важно также знать, какие вопросы задавать и что делать с полученными ответами. Именно старший разработчик — тот человек, чей богатый опыт позволяет не растеряться и в любой ситуации найти решение.
«Джуну», чтобы расти дальше, нужно постараться научиться писать простой код и пройти через несколько полных циклов разработки. Чтобы подняться выше среднего уровня, нужно сосредоточиться на изучении чего-то большего, чем просто рутинные задачи по исправлению ошибок. Вы должны быть готовы брать на себя самые сложные задачи и полностью овладеть своим техническим стеком. Еще одна обязанность старшего разработчика — выручать менее опытных.
Напоследок процитирую Мартина Фаулера:
«Любой дурак может написать код, понятный компьютеру. Хороший программист пишет код, понятный человеку»
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 70 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.