Методы программирования национальной экономики

Тема 11. Программирование и прогнозирование национальной экономики

11.1. Программирование социально-экономического развития страны и виды государственных программ.

Для достижения определенной цели развития национальной экономики нужна программа ее реализации. А для составления программы необходимо прогнозирование определенных показателей. В этом заключается связь социально-экономического программирования и прогнозирования.

Программирование – это процесс ориентации экономики органами государственного управления путем регулярного и комплексного воздействия на ее структуру в соответствии с поставленной целью социально-экономического развития на определенный период времени. Основной задачей программирования является поддержка экономического равновесия, влияние на качественные изменения экономики, стимулирование ее развития.

Особенностями программирования как формы воздействия на экономику являются:

  • вмешательство государства в экономику не ликвидирует стихийности рыночных преобразований, а лишь корректирует этот процесс;
  • государство ориентирует субъекты рынка в поведении, обеспечивая их самостоятельность;
  • в основе программирования лежит структурное динамическое регулирование;
  • программирование – это системное и комплексное явление.

Основные виды государственных программ приведены на рисунке 11.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ Целевые комплексные программы Специальные программы развития экономики развития социально-экономические отраслевые территориальные производственные секторные экологические региональные научно-технические институциональные Рисунок 11.1 – Виды государственных программ Целевая комплексная программа – это директивный, адресный, плановый документ, в котором предусмотрен комплекс экономических, технико-производственных, организационных и научно-исследовательских мероприятий, а также ресурсы, сроки и исполнители, объединенные целью решения народнохозяйственной проблемы. Примерами целевых комплексных программ могут быть государственная программа приватизации, национальная программа развития топливно-энергетического комплекса, государственная программа занятости населения, программа «Образование Украины 21 века», программа борьбы с инфляцией, поддержки предприятий, «Доступное жильё» и т.д. Целевые комплексные программы финансируются из бюджета. Преимущества и недостатки целевых комплексных программ указаны на рисунке 11.2.

Читайте также:  Unix разработка сетевых приложений издания

Целевые комплексные программы

Положительные черты Отрицательные черты Решают приоритетные Невозможность охвата проблемы государства. всех аспектов проблемы. Обязательность Возможны разногласия выполнения на всех уровнях. между различными документами. Имеют финансирование Недостаточность бюджетных средств, необходимость обращения к другим источникам финансирования Рисунок 11.2 – Преимущества и недостатки целевых комплексных программ Примером специальной программы развития может служить программа подготовки к чемпионату Европы по футболу «Евро 2012».

Источник

ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Сущность и принципы макроэкономического программирования

Макроэкономическое программирование является одним из способов управления национальной экономикой, который был основан в середине XX века. Первыми странами, ставшими на путь программирования были Япония и

Франция, но на современном этапе развития почти все государства мира осуществляют разработку разного рода экономических программ.

Сущность программирования национальной экономики заключается в: анализе состояния национальной экономики и выявлении проблем, которые не могут быть решены рыночным механизмом; разработке и реализации отдельных экономических программ; составлении обобщенного прогноза развития национальной экономики на будущее; определении оптимального с позиции государства варианта развития экономики; разработке и реализации мероприятий по достижению поставленных целей [1, 172]. Таким образом, макропрограмування можно охарактеризовать как процесс ориентации экономической системы со стороны государства через комплексный и регулярный влияние на ее структуру согласно выбранного варианта социально-экономического развития с целью качественного преобразования национальной экономики и стимулирования ее сбалансированного социально-экономического развития.

Основными объектами макроэкономического программирования является национальная экономическая система в целом, территориально-административные образования, отдельные отрасли и сектора национальной экономики, отдельные экономические и социальные общенациональные проблемы.

Ключевым элементом программирования национальной экономики является макроэкономическая программа — это совокупность существующих экономических условий, поставленных экономических целей и инструментов их достижения [2, 136]. В основном макроэкономические программы состоят из следующих компонентов:

1. Цель (должна быть четкой и реалистичной и определенной еще до начала разработки программы);

2. Временные рамки (устанавливаются в зависимости от того, какой характер имеет цель: краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный);

3. Стратегия (определяются средства воздействия: контроль за спросом, контроль за предложением или их комбинация, которые будут использованы);

4. Инструменты экономической политики (определяется набор рычагов влияния, которые будут использованы для реализации программы);

5. Последовательность (определяется очередность использования тех или иных инструментов);

6. Контроль за выполнением программы (осуществляется в основном национальным правительством, но возможен также в сотрудничестве с международными организациями, если они принимают участие в финансировании данной программы).

Исследование экономической литературы показало, что существуют различные критерии разграничения макроэкономических программ: по целям, по характеру, по содержанию, по уровню управления, по масштабу действия, по уровню проблем как объектов. В зависимости от этих критериев выделяются различные классификации программ (рис. 21.1).

Классификация макроэкономических программ

Рис. 21.1. в Классификация макроэкономических программ [1, 2, 3]

Текущая (финансовая) программа является макроэкономической программой среднесрочного планирования или прогнозирования развития страны, которое осуществляется в рамках составления государственного бюджета в основном на следующий год, но нередко включает и его прогноз на два или три ближайшие годы. Во многих странах мира принимаются кредитные программы, в которых определяются приоритеты кредитования и они могут охватывать весь банковский сектор или только центральный банк. Стабилизационная (краткосрочная коррекционная) программа является макроэкономической программой, которая рассчитана на 1-1,5 года и направлена на однократное исправление диспропорций, связанных с глубокими структурными проблемами национальной экономики. Долгосрочная программа структурного корректирования (программа развития) является макроэкономической программой, которая рассчитана на 3-4 года и направлена на устранение глубоких структурных дисбалансов в национальной экономике. Этот тип программы обычно включает в себя такие меры, как приватизация, демонополизация, изменение механизмов регулирования экономики.

Активные макроэкономические программы предусматривают набор мер, которые правительство обязуется предпринять для достижения поставленных целей. Пассивные макроэкономические программы предусматривают оценивание возможных последствий экономической политики и тенденций развития макроэкономических переменных, которые были бы желательными для достижения поставленных целей.

Экономические программы могут быть направлены на развитие финансовой сферы, производства, внешнеэкономической деятельности, и т.д., а задачами социальных программ могут быть стимулирование роста занятости и доходов населения страны, улучшение образования и медицины, и т.д. Основной целью осуществления региональных программ является стимулирование социально-экономического развития того или иного региона страны. Основные типы экономических программ представлены на рис. 21.2.

Классификация макроэкономических программ Украины по масштабу действия

Рис. 21. 2. в Классификация макроэкономических программ Украины по масштабу действия [3, 271]

В связи с тем, что под влиянием различных факторов экономическая ситуация в стране постоянно меняется, неотъемлемой частью макроэкономического программирования является корректировка. Это — процесс приспособления национальной экономики к внутренним и внешним изменениям, что происходят в результате осуществления определенной экономической политики. В распоряжении государства находится внушительный набор инструментов макроэкономической корректировки, среди которых одни направлены на совокупный спрос, а другие на совокупное предложение.

Существуют различные модели макроэкономической корректировки, среди которых выделяются следующие: модель базового баланса; модель платежного баланса; модель бюджетного баланса; модель баланса центрального банка и другие [4].

Важной составляющей макроэкономического программирования является планирование отдельных видов деятельности. Выделяются следующие его виды: планирование развития промышленности, планирования сельскохозяйственного производства, планирования строительства, жилищного и коммунального хозяйства, планирование транспорта, связи и других видов экономической деятельности.

Подводя итоги, следует отметить, что макроэкономическое программирование играет значительную роль в развитии национальной экономики, поэтому государство должно уделять значительное внимание разработке и выполнению макроэкономических программ.

Источник

Оцените статью