Лабораторная работа модульное программирование

Лабораторная работа Модульное программирование

При разработке больших программ целесообразно часть подпрограмм и других ресурсов, таких как константы, объявление типов, собирать вместе и компилировать отдельно от основной программы в виде библиотек ресурсов или модулей.

Модуль – это автономно компилируемая коллекция программных ресурсов, предназначенная для использования другими модулями и программами.

Модульное программирование – это технология программирования, приводящая к значительному уменьшению сроков разработки программ и количества программных ошибок.

Все ресурсы модуля делятся на две группы: внешние – предназначенные для использования другими программными единицами, и внутренние – рабочие ресурсы данного модуля.

Структура модуля имеет вид:

Implementation

END.

Имя модуля должно совпадать с именем файла, в котором он содержится.

Интерфейсная секция содержит объявления ресурсов (в том числе заголовки подпрограмм), к которым возможны обращения извне.

Секция реализации содержит описание подпрограмм, объявленных в интерфейсной секции, и описание внутренних ресурсов модуля. Обращение к этим ресурсам возможно только из подпрограмм, описанных в том же модуле.

Секция инициализации содержит операторы, которые выполняют некоторые действия, необходимые для нормальной работы процедур модуля (например, открывают файлы, изменяют цвет, выдают информацию о разработчике и т.п.) Операции этой секции выполняются один раз при включении модуля до начала выполнения основной программы. Эта секция в модуле может отсутствовать, что показано включением ее в квадратные скобки ([ ]).

В результате компиляции модуля система формирует одноимённый файл, имеющий расширение .tpu.

Среда языка Borland Pascal предусматривает три режима компиляции программы, использующей модули (главное меню, пункт Compile):

  • Compile – компилируется только основная программа, все модули должны быть предварительно откомпилированы в tpuфайлы и размещены либо в текущем каталоге, либо в одном из каталогов, указанных как источники tpuфайлов в настройках среды (Options/Directories);
  • Make – модули, для которых не обнаружены tpuфайлы компилируются из соответствующих pas–файлов, которые должны находиться либо в текущем каталоге, либо в одном из каталогов, указанных как источники pas–файлов в настройках среды (Options/Directories);
  • Build – все ранее откомпилированные tpu–модули игнорируются и все модули компилируются из своих исходных файлов заново.
  1. Чем отличается модульное программирование от процедурного?
  2. Как подключить пользовательский модуль к программе?
  3. Какой пункт главного меню содержит информацию о размещении tpu и pas–файлов?
  4. Ваши действия в случае, если при запуске программы на выполнение система выдаст ошибку ‘15Filenotfound’?
  5. Модуль – это отдельно компилируемая или отдельно исполняемая конструкция языка?
  6. Какому условию должны удовлетворять имя модуля и имя файла, хранящего этот модуль?
  7. Какая секция модуля должна быть отражена в инструкции при передаче его в пользование?
  8. Объявите в модуле подпрограмму-функцию и подпрограмму-процедуру нахождения номера наибольшего по значению элемента одномерного массива.

Источник

Лабораторная работа 15 Модульное программирование

Пример. Найти соотношение между максимальными элементами для массивов А и В.

Выделим вычисление наибольшего элемента в подпрограмму, которую вынесем в отдельный модуль.

writeln(‘Введи массив А из 8 чисел типа integer’);

writeln(‘Введи массив В из 8 чисел типа integer’);

writeln(‘maxA/maxB’=MAX(a)/ MAX(b):6:3); readln;

Задание (программы 14_1 и 14_2)

Для задач 8_3 и 9_2 разработать программы, скрыв подпрограммы в отдельном файле (модуле).

Лабораторная работа 16 Графика

Цель работы: знакомство с графическими процедурами и функциями.

Пример: Пусть необходимо построить график циклоиды. Зададим ее математи­ческое описание:

x = a t — b sin t, y = a — b cos t,

при ba — удлиненной, b = a да­ет обычную циклоиду.

При разработке программы необходимо перед выводом графической ин­формации на экран дисплея инициализировать графический режим с указа­нием пути к графическому драйверу, а в конце программы его следует закрыть.

Поскольку в графическом режиме работы дисплея верхняя левая точка экрана имеет координаты (0,0), сместим ось 0Х на середину экрана, а ось 0У — на 10 пикселей вправо. Для наглядности увеличим график путем использования масштабных коэффициентов по каждой оси координат. Кроме того, нужно помнить, что координаты точки в графическом режиме могут быть только целого типа.

С учетом вышесказанного программа построения циклоиды имеет вид

Поскольку вычисляемые в программе координаты являются веществен­ными, то для их преобразования к целым значениям использована функция TRUNC().

При разработке графических программ необходимо следить, чтобы значения координат не выходили за пределы экрана. Для этого рекоменду­ется рассчитывать коэффициенты увеличения или уменьшения, а также па­раметры смещения изображения.

Задание 1 (программа 16_1)

Начертить графики функций F1(x) и F2(x) для результатов, получен­ных в программе 3_2.pas. На экран должен выводиться график с надписью выводимой функции.

Задание 2 (программа 16_2)

Напишите и отладьте программу для одной следующих задач.

1. Подготовить и отладить программу вычерчивания квадрата, вписанного в окружность. Запрограммировать изменение цветов окружности.

2. Организовать вывод на экран разноцветных цифр поочередно гори­зонтально и вертикально.

3. Отладить программу вычерчивания нескольких окружностей заданного радиуса в произ­вольном месте экрана разными цветами. Предусмотреть их мерцание.

4. Разработать программу изображения точки, движущейся по косинусоиде

5. Отладить программу рисования квадрата с диагоналями, пресекающимися в центре эк­рана. Создать иллюзию его уменьшения.

6. Начертить на экране картинку «круги на воде».

7. Изобразить движущийся на зрителя экран (прямоугольник).

8. Подготовить и отладить программу изображения правильного треугольника, вращающегося вокруг своей (любой) медианы.

9. Разработать программу вывода на экран компьютера квадратов по углам и в середине экрана. Зап­рограммировать поочередный вывод их разными цветами.

10. Разными цветами в различных точках экрана выводить надпись «TurboPascal» с изменением размера шрифта.

11. Изобразить трубу, образованную разноцветными окружностями.

12. Организовать вывод на экран названия континентов разными цве­тами в различных точках экрана готическим и обычным шрифтами.

13. Изобразить спутник (точку), вращающийся вокруг планеты.

14. Изобразить НЛО, приземляющийся в различных точках экрана.

15. Организовать вывод на экран разноцветных русских букв разных размеров поочередно высвечивая или заполняя экран в хаотическом порядке.

16. Отладить программу вычерчивания графиков функций y = sin(x) и y = =sin(2x) разными цветами с разными осями координат.

17. Организовать вывод на экран формул химических элементов разными цве­тами в различных точках экрана.

18. Начертить на экране ряд геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, используя разные цвета.

19. Изобразить схематично на экране движущегося человечка.

20. Изобразить движение объекта по прямоугольной спирали.

Источник

Читайте также:  Основные средства языков программирования
Оцените статью