Программирование тренировочной деятельности
Программирование осуществляется на год, отдельные этапы, месяцы, недели, микроциклы и на каждое тренировочное занятие. Для составления программы необходимо творчески использовать обобщенный опыт работы с командой по анализу и оценке тренировок в предшествующем сезоне, материалы научных разработок, соблюдать соответствие тренировочных нагрузок уровню подготовленности спортсменов.
Подготовка игроков в гандбол имеет многоцелевую направленность, поэтому важно рационально использовать тренировочные средства в трехуровневой структуре программирования подготовки:
I уровень — макроструктура — построение больших циклов подготовки;
II уровень — мезоструктура — построение этапов подготовки, включающих серию целенаправленных микроциклов;
III уровень — микроструктура — построение тренировочных микроциклов и отдельных занятий.
Основными документами программирования являются годовая программа-график (план-график) основных показателей, который отражает распределение нагрузки по видам подготовки, периодам и этапам, рабочий план, план-конспект урока.
Рабочий план составляется для команд-разрядников на каждый этап подготовки, а для новичков и детских команд — на каждый месяц.
Программирование процесса подготовки в ДЮСШ
Подготовка гандболиста — от новичка до спортсмена, способного войти в состав взрослой команды мастеров, представляет собой единую систему, все составные части которой взаимосвязаны и обусловлены достижением главной цели — подготовки ганд болистов высокой квалификации. Для этого необходимо иметь тренеров соответствующей профессиональной подготовленности, набрать в учебные группы пригодных для гандбола детей и, конечно, нужна материально-техническая база.
Основополагающим документом подготовки резерва является программа для дополнительного образования в ДЮСШ. В программе представлена многолетняя перспектива подготовки гандболистов — от новичка до спортсмена, претендующего на вхождение в состав команды мастеров.
Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса становления спортивного мастерства игроков. В ней представлено соотношение всех видов подготовки на разных этапах, которую юные игроки должны поэтапно освоить.
Основными задачами подготовки являются:
- — привлечение максимального количества детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
- — обеспечение всестороннего физического развития и укрепления здоровья;
- — воспитание волевых, морально стойких граждан страны;
- — подготовка спортсменов высокой квалификации, резерва в сборные команды России.
Многолетняя подготовка гандболистов в спортивной школе строится на основе методических положений, которые и формируют комплекс задач, необходимых для осуществления в учебнотренировочном процессе.
Целевая направленность к высшему спортивному мастерству — это основное направление подготовки юных гандболистов. При большом охвате детей занятиями гандболом главным остается воспитание спортсменов высокого класса. Для этого в течение всего периода проводится отбор наиболее перспективных детей для рекомендации в группы подготовки для спорта высших достижений.
Освоение определенных объемов тренировочных и соревновательных нагрузок — это необходимое условие для достижения высшего спортивного мастерства. Для этого нужна рациональная структура учебно-тренировочного процесса и индивидуализация подхода к игроку, чтобы поддерживать баланс затраты и восстановления энергоресурсов занимающихся.
Комплексное решение задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития — залог успеха в подготовке ганд болиста — мастера высокого класса. На этапе начальной подготовки эта проблема решается наиболее просто за счет комплексных занятий. Грамотное использование специализированных тренировочных средств и коротких соревновательных циклов поможет решить задачу.
Соразмерность развития физических качеств у юных спортсменов — задача непростая. Развитие разных сторон подготовленности происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает рост одних, в другом — других качеств. Для этого тренеру необходимы знания как возрастных особенностей развития юных игроков, так и модели гандболистов высокой квалификации.
Нарастание физических способностей — одна из главных задач всего процесса подготовки. Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом возрастного развития. Тренер должен способствовать воспитанию соответствующих двигательных качеств в периоды, наиболее благоприятные для их совершенствования, давая нагрузки специальной направленности именно в такие периоды, чтобы сэкономить биорссурсы детей при становлении мастерства.
Реализация качеств в зависимости от возрастных особенностей непосредственно связана с индивидуализацией подготовки юных игроков. Нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства. В гандболе индивидуализация осуществляется по признаку возраста, пола, игрового амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию.
Перспективное опережение формирования спортивно-технического мастерства предусматривает овладение умениями и навыками в режиме, который будет у игрока в будущем. Для этого необходимо пользоваться специальными, пригодными для определенного возраста инвентарем и оборудованием, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать на другой темп, ритм и быстроту движений. Это позволит вести совершенствование приемов и действий с первых шагов обучения в режиме, близком к соревновательному.
На основе целевой комплексной программы на каждом этапе многолетнего процесса подготовки решаются конкретные задачи (табл. 28). В связи с этими задачами и программируется подготовка игроков на всех этапах тренировочного процесса.
Задачи этапов многолетней подготовки гандболиста
- 1. Отбор способных к занятиям гандболом детей.
- 2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
- 3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
- 4. Воспитание способности ориентироваться в меняющейся обстановке.
- 5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям («школа» техники).
- 6. Привитие навыков соревновательной деятельности в пределах ДЮСШ
12-15, начальная специализация
- 1. Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.
- 2. Совершенствование приемов игры в тактических действиях.
- 3. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям (четкой специализации по амплуа еще нет).
- 4. Приобщение к соревновательной деятельности.
Участие в первенстве района, города
14-17, углубленная специализация
- 1. Воспитание тренировочной и соревновательной выносливости.
- 2. Совершенствование приемов игры в соревновательных условиях.
- 3. Совершенствование индивидуальных и групповых действий в различных комбинациях и системах нападения и защиты с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа юного гандболиста.
- 4. Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях, проводить комплекс восстановительных мероприятий
- 1. Доведение физической подготовленности до уровня требований в командах высших разрядов.
- 2. Достижение высокой технической и тактической подготовленности на основе индивидуализации мастерства.
- 3. Достижение стабильности мастерства своего амплуа.
- 4. Подведение уровня подготовленности к модельным требованиям команд-мастеров.
- 5. Адаптация к требованиям команд высших разрядов
Выступление на уровне своих высших возможностей
Выступление на уровне высшего спортивного мастерства, передача опыта молодым гандболистам
Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса становления спортивного мастерства игроков. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
- — постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
- — планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для гандболиста;
- — увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
- — увеличение объема тренировочных нагрузок;
- — повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных гандболистов.
19.4. Планирование и программирование компонентов спортивной тренировки
В системе управления спортивным совершенствованием заключительным фрагментом, отражающим прямую связь между тренером и спортсменом, является планирование или программирование, а также реализация плана-программы тренировочного процесса.
Под планированием спортивной тренировки следует понимать составление, на основе предвидения ожидаемой тенденции становления спортивного мастерства, конкретной тренировочной документации по распределению во времени объемов основных средств подготовки и участия в соревнованиях, отражающей в количественном выражении определенную тренировочную концепцию наставника применительно к конкретному спортсмену или команде. Это предусматривает описание структуры тренировки в макро-, мезо– и микроциклах, выявление определенных взаимосвязей между этими структурами и различными компонентами нагрузок, составом тренировочных средств, индивидуальным календарем стартов.
Программирование спортивной тренировки – это планирование более высокого уровня. По мнению Ю. В. Верхошанского (1985), для его реализации необходимо предварительное определение стратегии, содержания и формы построения тренировочного процесса. В его основе должны лежать программно-целевой подход, а также умение предвидеть эффект той или иной формы построения тренировки и выбор оптимального ее варианта с учетом конкретных условий и реальных возможностей спортсмена.
Иными словами, программирование предполагает создание банков стандартизированных тренировочных программ, а также разработку целевых заданий и стандартных алгоритмов для осуществления конкретных процедур планирования на основе выделения структуры, типизации и моделирования различных по длительности циклов тренировки.
Планирование и программирование спортивной тренировки имеют в своей основе противоречие: чем длиннее намеченный интервал времени, тем труднее становится предвидеть, какими должны быть конкретные черты этого процесса в действительности. Поэтому план-программа на достаточно продолжительное время должна быть не догмой, а лишь руководством к действию. Полноценное программирование тренировочного процесса в настоящее время вообще реально вести лишь по отношению к относительно коротким временным этапам.
Для преодоления этого противоречия в теории спортивной тренировки предлагается использовать планирование разного уровня, с разной степенью конкретизации: перспективное (4–12 лет), годичное, текущее и оперативное. Чем продолжительнее цикл подготовки, тем менее оправдана детализация планирования.
Научно-методическими предпосылками к планированию (программированию) процесса совершенствования спортивного мастерства должны быть следующие знания:
– для построения многолетней системы занятий и годичных циклов – об особенностях развития организма человека и индивидуальных особенностях развития спортивной формы, о специфических особенностях долговременной адаптации к определенным видам мышечной деятельности;
– для построения отдельных этапов (мезоциклов) – о принципиальных тенденциях в динамике состояния спортсмена в связи с осваиваемыми тренировочными нагрузками в зависимости от их содержания, объема, интенсивности и взаимного чередования;
– для построения микроциклов – о целесообразных формах сочетания ближайших и следовых тренировочных эффектов нагрузок различной величины и преимущественной направленности.