Конспект урока язык программирования python

Язык программирования Python. Конспект урока №5. Списки (массивы)
план-конспект урока по информатике и икт (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Список ( list ) — это тип данных, представляющий собой упорядоченный набор элементов . Элементы одно списка должны иметь одинаковый тип. Например, список строк, список целых чисел. Примеры списков: a = [ «Андрей» , «Вера» , «Даша» , «Коля» , «Юра» ] b = [17, 409, 88]

a = [ «Андрей» , «Вера» , «Даша» , «Коля» , «Юра» ] С каждым элементом списка можно работать отдельно: Каждый элемент списка имеет свой номер (индекс). Нумерация элементов начинается с нуля : a = [ «Андрей» , «Вера» , «Даша» , «Коля» , «Юра» ] print (a[2])

Чтобы перебрать все элементы списка используется цикл: a = [ «Андрей» , «Вера» , «Даша» , «Коля» , «Юра» ] for i in range (5): print ( » Привет,» , a[ i ])

Способы создания списков 1) Перечислением всех элементов: b = [17, 409, 88] Можно создать пустой список: a = [] 2) С помощью генератора списка: a = []*5 Получится список, состоящий из пяти нулей: [0, 0, 0, 0, 0]. a = [ i for i in range (10) ] Получится список [0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9] a = [ i * i for i in range (10) ] Получится список [0, 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81]

3) Путём ввода элементов с клавиатуры (каждый элемент с новой строки): a = [0]*5 for i in range (5): print ( «a[» , i , «]= » , end = «» ) a[ i ] = int ( input ()) 4) Путём ввода элементов с клавиатуры (все элементы в одной строке через пробел). Для этого используется метод a.split () , возвращающий список строк, которые получатся, если исходную строку разрезать на части по пробелам: a = [0]*5 s = input () # человек вводит строку «1 2 3» a = s.split () print ( a ) Вывод: [‘1’, ‘2’, ‘3’]

Читайте также:  Программирование класс внутри класса

Способы вывода списков 1 ) С помощью функции print() : b = [17, 409, 88] print (b) Вывод: [17, 409, 88] 2) Вывод каждого элемента списка по-отдельности : a = [ «Андрей» , «Вера» , «Даша» , «Коля» , «Юра» ] for i in range (5): print (a[ i ])

4) Вывод элементов списка без обращения к индексам элементов: fruits = [ » Яблоко» , «Банан» , «Груша» ] for x in fruits: print (x, end = » » ) 3) Вывод каждого элемента списка по-отдельности в одной строке: a = [ «Андрей» , «Вера» , «Даша» , «Коля» , «Юра» ] for i in range (5): print (a[ i ], end = » » )

Работа со списком 1 ) Элементы списка можно изменять: a = [1, 2, 3, 4, 5, 6] for i in range(6): if a[ i ] % 2 == 0: a[ i ] = 0 print (a) Вывод: [1, 0, 3, 0, 5, 0] 2) Можно добавлять элементы в конец списка. Для этого используется метод a.append ( x ) : a = [1, 2, 3] a.append (4) print (a) Вывод: [1, 2, 3, 4]

3) Можно расширять список, добавляя в его конец элементы другого списка. Для этого используется метод a.extend ( b ) : a = [1, 2, 3] b = [4, 5] a.extend (b) print (a) Вывод: [1, 2, 3, 4, 5] 4) Списки можно копировать: a = [1, 2, 3] b = a print (b)

5) Функция нахождения длины списка len ( a ) : a = [ » Яблоко» , «Банан» , «Груша» ] x = len (a) print (x) Вывод: 3 6) Заполнение списка случайными элементами: from random import randint x = 7 a = [0]*x for i in range (x): a[ i ] = randint (0,100) 7) Перестановка элементов списка в обратном порядке. Метод a.reverse () : a = [0, 1, 2, 3, 4, 5] a.reverse () print (a) Вывод: [5, 4, 3, 2, 1, 0]

8) Сортировка списка. Функция sorted ( a ) : По возрастанию: animals = [ » кот» , «еж» , «собака» , «барсук» ] animals = sorted (animals) print (animals) По убыванию: a = [ 5 , 65 , 14 , 700 , 8 ] a = sorted (a, reverse = True ) print (a) Вывод: [‘барсук’, ‘еж’, ‘кот’, ‘собака’] Вывод: [700, 65, 14, 8, 5]

Задачи: Создать список своих любимых фильмов. Вывести список тремя способами: а) в строчку; б) в столбик; в) в строчку через запятую. Ввести с клавиатуры список фамилий писателей. Отсортировать список в алфавитном порядке и вывести его. Создать список из пяти элементов. Заполнить его случайными числами. Вывести этот список. Найти и вывести сумму его элементов. Создать список из десяти элементов. Заполнить его случайными числами. Вывести этот список. Вывести наибольший элемент списка. !

Задачи: Создать список из десяти элементов. Заполнить его случайными числами. Заменить все нечетные числа нулями. Вывести исходный и получившийся списки. Заполнить массив из 10 элементов случайными числами в интервале [-100,100] и переставить элементы так, чтобы все положительные элементы стояли в начала массива, а все отрицательные и нули – в конце. Пример: исходный массив: 20 -90 15 -34 10 0; результат: 20 15 10 -90 -34 0. Заполнить массив а случайными числами, отобрать в массив b все числа, меньшие пяти. Вывести оба массива. !

Домашнее задание Написать программы: Создать список своих любимых песен. Отсортировать список в алфавитном порядке и вывести его. Создать список из десяти элементов. Заполнить его случайными числами. Вывести этот список. Вывести наименьший элемент списка. Заполнить массив из 5 элементов случайными числами в интервале [-100,100]. Найти сумму всех отрицательных элементов массива. Если отрицательных элементов в массиве нет, вывести сообщение «отрицательных элементов нет». !

Источник

Конспект урока по информатике «Знакомство с языком программирования Python» (8 класс)
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

1) обучающая : познакомить с языком программирования Python , научить пользоваться функциями ввода и вывода, ввести понятие переменной и оператора присваивания, ознакомить с математическими операциями.

2) развивающая : развитие мыслительной деятельности, речи, алгоритмического стиля мышления.

3) воспитательная : воспитание эмоционально-положительной направленности на практическую деятельность, интереса к информатике, личной ответственности за результаты своей работы.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconznakomstvo_s_yazykom_programmirovaniya_python.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: « Знакомство с языком программирования Python»

1) обучающая : познакомить с языком программирования Python, научить пользоваться функциями ввода и вывода, ввести понятие переменной и оператора присваивания, ознакомить с математическими операциями.

2) развивающая : развитие мыслительной деятельности, речи, алгоритмического стиля мышления.

3) воспитательная : воспитание эмоционально-положительной направленности на практическую деятельность, интереса к информатике, личной ответственности за результаты своей работы.

Тип урока : усвоение новых знаний.

Ресурсы : компьютеры, проектор, среда программирования Python , презентация.

Межпредметные связи : математика.

Основные понятия : программирование, язык программирования, функция, переменная, оператор присваивания.

Ход урока (дидактическая структура урока)

1. Организационный этап (2 мин)

Приветствие, перекличка. Объявление, чем мы будем заниматься сегодня на уроке:?

Сегодня мы начнём большую новую тему. Программирование на языке Python. Ответьте на вопрос, что такое программирование?

Программирование – это создание компьютерных программ. Все программы: игры, антивирусы, текстовые редакторы на компьютере были написаны программистами. Мы с вами, конечно, не сможем создать такую большую программу как антивирус или редактор Microsoft Office Word, но маленькие игры сделать попытаемся.

Компьютерные программы пишут на специальных языках программирования. Язык программирования – это язык, понятный компьютеру. В настоящее время языков программирования очень много. Кто может назвать какие-либо языки программирования?

Самыми востребованными языками сейчас являются Java, JavaScript, C#, C, C++ , Python, PHP , SQL, Ruby.

Мы будем изучать программирование на языке Python. Это современный язык, он постоянно развивается, дорабатывается. Этот язык используется в таких проектах, как Google, YouTube, Instagram, Яндекс, Facebook и других. Он легок и прост в использовании.

3. Практическая работа на компьютерах (20 мин)

Программы пишутся в специальных средах программирования. Откроем среду программирования Питона:

Пуск –> Python 3.4 –> IDLE (Python GUI) –> File –> New File

Итак, давайте напишем первую программу, которая выведет сообщение «Hello, World!»

Для этого достаточно набрать следующий код:

print – функция (команда) вывода.

Второе, что мы изучим – это переменную и оператор присваивания. (Пишем новую программу).

Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы. В программе мы создали переменную с именем message, присвоили ей значение-строку ‘Hello, World!’ , и, следовательно, эта переменная приняла строковый тип.

Знак « = » — это оператор присваивания.

Имена переменных могут состоять из:

  • Латинские буквы (строчные и заглавные буквы различаются!)
  • Русские буквы (не рекомендуется)
  • Цифры (имя не может начинаться с цифры и состоять только из цифр)
  • Знак подчеркивания _

Нельзя использовать в именах переменных:

Нельзя использовать как имена переменных ключевые слова языка Python.

Ключевые слова – это слова языка программирования, которые имеют специальное, раз и навсегда закрепленное за ними значение. К ним относятся имена функций, операторов и другое. Например, функция «print» — ключевое слово, которое нельзя использовать в качестве имени переменной. Позже мы изучим и другие функции.

Перейдём к знакомству с математическими операциями. (Создаём новый файл).

Создадим две целочисленные переменные и попросим компьютер их сложить.

Переменной с можно присвоить целое математическое выражение:

Другие математические операции:

Источник

Оцените статью