Конспект урока по теме «Обработка информации и алгоритмы»
1. Обеспечить знание об основных видах обработки информации, понятия об алгоритмических машинах.
2. Способствовать развитию познавательной деятельности обучающихся, умению анализировать полученную информацию.
3. Воспитывать у учащихся аккуратность в работе, познавательный интерес к уроку информатики, инициативность.
Образовательные:
· Знать виды обработки информации, иметь представление о понятии алгоритмических машинах.
· Создать условия для развития опосредствованного внимания, активного воображения, развития теоретически образного мышления, зрительно-слуховой памяти
Воспитывающие:
· Создание условий психологической комфортности на уроке.
· Создание условий для воспитания уважения к чужому мнению, умение выслушать других
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: компьютерный класс с ОС Windows 7 версия профессиональная , мультимедийный проектор, экран, электронный процессор MS Excel, презентация на тему : «Решение задач на машине Поста» .
Методы обучения: индуктивно — репродуктивный.
Учебно – методическое пособие:
1. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 8-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 246 с.: ил.
2. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 7-е изд.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 120 с.: ил.
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Актуализация знаний (18 мин.)
3. Изучение нового материала (12 мин.)
4. Закрепление изученного материала (10 мин.)
4. Подведение итогов урока (2 мин.)
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! На прошлых уроках мы с вами узнали , что такое информация и какие существуют виды хранение и передачи информации.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Как связаны понятия «компьютер» и «алгоритм»?
Ученик: Используя различные алгоритмы, компьютер обрабатывает информацию.
Учитель: А что такое информация?
Ученик: Информация – это сведения, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации.
Учитель: Какие виды информации вы знаете?
Ученик: Текстовая, числовая, графическая, звуковая, и смешанная.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Тема нашего урока «Обработка информации и алгоритмы». Сегодня мы рассмотрим основные виды обработки информации, а так же понятие «алгоритмическая машина». Открываем тетради и записываем число, классная работа тему урока.
Запись в тетради.
Классная работа
Тему урока «Обработка информации и алгоритмы».
Учитель: Из базового курса вам известно: «обработка информации, наряду с хранением и передачей, относится к основным видам информационных процессов». Обработка информации производится каким-то субъектом или объектом (например, человеком или компьютером). Будем его называть исполнителем обработки информации. Информация, которая подвергается обработке, представляется в виде исходных данных. На слайде в обобщённом виде представлен процесс обработки информации. Зарисуйте эту схему в тетрадь.
Можно привести множество примеров иллюстрирующих данную схему. Первый пример: Ученик (исполнитель), решая задачу по математике, производит обработку информации. Исходные данные содержатся в условии задачи. Математические правила, описанные в учебнике, определяют последовательность вычислений. Результат – это полученный ответ.
Попробуйте сами привести такие примеры.
Ученик: Перевод текста с одного языка на другой – это пример обработки информации, при которой не изменяется содержание, но изменяется форма представления – другой язык.
Учитель: Все эти виды обработки может выполнять как человек, так и компьютер. В чём состоит принципиальное различие между процессами обработки, выполненными человеком и машиной?
Ученик: Если исполнителем является человек, то правила обработки, по которым он действует, не всегда однозначны. Человек часто действует творчески, неформально. А компьютер всегда строго обрабатывает по одному плану.
Учитель: Для обозначения формализованных правил, определяющих последовательность шагов обработки информации, в информатике используется понятие алгоритма. Из базового курса информатики вы знаете, что слово «алгоритм» произошло от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль-Хорезми, описавшего еще в IX веке правила выполнения вычислений с многозначными десятичными числами. Правила сложения, вычитания, умножения столбиком, деления «уголком», которым вас учили в младших классах, — это алгоритмы аль-Хорезми.
С понятием алгоритма в математике ассоциируется известный способ вычисления наибольшего общего делителя (НОД) двух натуральных чисел, который называют алгоритмом Евклида. Первоклассник, который не знает что такое НОД, но умеет сравнивать целые числа и выполнять вычитание, сможет исполнить алгоритм. Действовать при этом он будет формально.
Такой формальный алгоритм легко запрограммировать для современного компьютера. Мечта создать машину – автоматическое устройство, которое сможет без вмешательства человека производить расчёты, появилась очень давно. Для её реализации требовались не только технические возможности, но и глубокое понимание сущности алгоритмов обработки информации и разработка формального способа представления таких алгоритмов.
Алгоритм управления работой алгоритмической машины представляет собой конечную последовательность команд, посредством выполнения которой машина решает задачу обработки информации. Алгоритм управления такой машиной должен обладать некоторыми свойствами. Это запишите в тетрадь.
Запись в тетради: Алгоритм управления работой алгоритмической машины представляет собой конечную последовательность команд, посредством выполнения которой машина решает задачу обработки информации.
4. Закрепление изученного материала.
Учитель: Приведите примеры процессов обработки информации, которые вам чаще всего приходится выполнять во время учёбы. Для каждого примера приведите исходные данные, результат и правила обработки.
Ученик: Решение математических или физических задач. Когда мы обрабатываем условие задачи и выводим конечный ответ. Где условие – это исходные данные, правила обработки – это правило решения, а конечный ответ – результат.
Учитель: Какие проблемы решает теория алгоритмов?
Ученик: Проблемы в современных языках программирования, так как при создании программ используются алгоритмы.
5. Подведение итогов.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнали что такое теория алгоритмов и что такое обработка информации. В дальнейшем мы будем использовать эту информацию при изучении информационной модели. А сейчас открываем учебнике на странице 41 и выполняем первое задание, у кого будут вопросы, поднимайте руку.
6. Домашнее задание
Учитель: Открывает дневники и записываем домашнее задание: §9, вопросы в конце параграфа и задания посменно в тетрадь.
Запись в дневнике: §9, вопросы в конце параграфа и задания посменно в тетрадь.
Конспект урока «Обработка информации» (10 класс)
Образовательная: повторить процессы хранения и передачи информации; ввести понятие обработка информации.
Развивающая: содействовать развитию логического мышления, способности к анализу; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
Воспитательная: воспитывать общую и информационную культуру, усидчивость, терпение; воспитание ответственного отношения к информации.
Учебное оборудование: проектор, компьютеры.
1. Добрый день. Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать информационные процессы. Но для начала обозначим задание на урок: во время урока вы должны сформулировать 5 вопросов по данной теме, а в конце урока составить тест в системе тестирования My test . В рабочих тетрадях запишите число.
II Актуализация знаний учащихся
2. Назовите основные информационные процессы (хранение, передача, обработка).
3. Где человек хранит информацию? (память, бумага, флэшки, диски и т.д.). Благодаря таким записям информация передается не только в пространстве, но и во времени из поколения в поколение.
4. Значит, информация может хранится в разных видах и для этого используют … (носители). На какие два вида можно разделить носители информации? (цифровые и нецифровые). Практически любой материальный объект может быть носителем информации. Поговорим о современных средствах хранения информации. Какой носитель считается наиболее массовым? (бумага). Перечислите наиболее распространенные современные носители информации. (банковские карты, флэш, диск)
5. Каким качеством должен обладать современный носитель информации? (вместимость, надежность).
6. Рассмотрим еще один процесс информации – передача. Развитие человечества невозможно было бы без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, оповещали об опасности, обменивались сведениями. В любом процессе передачи информации существуют: Источник информации и приемник информации, а сама информация передается по каналу связи, с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и т.д.
7. Что может выступать в качестве источника информации? (человек, животное, техническое устройство).
8. Как происходит передача информации?
9. Какими техническими средствами связи вы чаще всего пользуетесь? Замечали ли вы при этом факты потери информации?
10. В процессе передачи информация может утрачиваться и искажаться. Из-за чего это происходит, если мы будем говорить о технических устройствах? Что было сделано для улучшения качества передачи информации? (Шенон разработал специальную теорию кодирования для борьбы с шумом – избыточный код).
11. Назовите основные характеристики передачи информации. (пропускная способность, скорость передачи, защита от шума).
12. Обработка информации также относится к основным видам информационных процессов. Приобретая жизненный опыт, изучая мир вокруг себя человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.
13. Например, на уроках математики ученик изучает правила, законы, а когда учитель предлагает решить задачу, то ученик обдумывает решение задачи, вспоминая какие из изученных правил ему нужно применить. Находит ответ, таким образом, получается выходная информация. Можно сказать, что человек постоянно обрабатывает информацию, преобразуя ее в выходную.
14. Виды обработки информации: получение новой информации, изменение формы информации, структурирование данных, поиск данных.
Все эти виды обработки может выполнять как человек, так и компьютер. В чем состоит принципиальное различие между процессами обработки, выполняемые человеком и машиной? Если исполнителем обработки информации является человек, то правила обработки, по которым он действует, не всегда формальны и однозначны. Человек часто действует творчески, неформально. Даже однотипные математические задачи он может решать разными способами. Работа журналиста, ученого, переводчика и других специалистов — это творческая работа с информацией, которая выполняется ими не по формальным правилам.
В процессе повторения и объяснения новой темы, на доске и в тетрадях учащихся заполняется таблица:
b) Нецифровые (камень, бумага, дерево,…)