Объекты
Как мы знаем из главы Типы данных, в JavaScript существует 8 типов данных. Семь из них называются «примитивными», так как содержат только одно значение (будь то строка, число или что-то другое).
Объекты же используются для хранения коллекций различных значений и более сложных сущностей. В JavaScript объекты используются очень часто, это одна из основ языка. Поэтому мы должны понять их, прежде чем углубляться куда-либо ещё.
Объект может быть создан с помощью фигурных скобок с необязательным списком свойств. Свойство – это пара «ключ: значение», где ключ – это строка (также называемая «именем свойства»), а значение может быть чем угодно.
Мы можем представить объект в виде ящика с подписанными папками. Каждый элемент данных хранится в своей папке, на которой написан ключ. По ключу папку легко найти, удалить или добавить в неё что-либо.
Пустой объект («пустой ящик») можно создать, используя один из двух вариантов синтаксиса:
let user = new Object(); // синтаксис "конструктор объекта" let user = <>; // синтаксис "литерал объекта"
Обычно используют вариант с фигурными скобками <. >. Такое объявление называют литералом объекта или литеральной нотацией.
Литералы и свойства
При использовании литерального синтаксиса <. >мы сразу можем поместить в объект несколько свойств в виде пар «ключ: значение»:
У каждого свойства есть ключ (также называемый «имя» или «идентификатор»). После имени свойства следует двоеточие «:» , и затем указывается значение свойства. Если в объекте несколько свойств, то они перечисляются через запятую.
В объекте user сейчас находятся два свойства:
- Первое свойство с именем «name» и значением «John» .
- Второе свойство с именем «age» и значением 30 .
Можно сказать, что наш объект user – это ящик с двумя папками, подписанными «name» и «age».
Мы можем в любой момент добавить в него новые папки, удалить папки или прочитать содержимое любой папки.
Для обращения к свойствам используется запись «через точку»:
// получаем свойства объекта: alert( user.name ); // John alert( user.age ); // 30
Значение может быть любого типа. Давайте добавим свойство с логическим значением:
Для удаления свойства мы можем использовать оператор delete :
Имя свойства может состоять из нескольких слов, но тогда оно должно быть заключено в кавычки:
Последнее свойство объекта может заканчиваться запятой:
Это называется «висячая запятая». Такой подход упрощает добавление, удаление и перемещение свойств, так как все строки объекта становятся одинаковыми.
Объект, объявленный через const , может быть изменён.
const user = < name: "John" >; user.name = "Pete"; // (*) alert(user.name); // Pete
Может показаться, что строка (*) должна вызвать ошибку, но нет, здесь всё в порядке. Дело в том, что объявление const защищает от изменений только саму переменную user , а не её содержимое.
Определение const выдаст ошибку только если мы присвоим переменной другое значение: user=. .
Есть ещё один способ сделать константами свойства объекта, который мы рассмотрим в главе Флаги и дескрипторы свойств.
Квадратные скобки
Для свойств, имена которых состоят из нескольких слов, доступ к значению «через точку» не работает:
// это вызовет синтаксическую ошибку user.likes birds = true
JavaScript видит, что мы обращаемся к свойству user.likes , а затем идёт непонятное слово birds . В итоге синтаксическая ошибка.
Точка требует, чтобы ключ был именован по правилам именования переменных. То есть не имел пробелов, не начинался с цифры и не содержал специальные символы, кроме $ и _ .
Для таких случаев существует альтернативный способ доступа к свойствам через квадратные скобки. Такой способ сработает с любым именем свойства:
let user = <>; // присваивание значения свойству user["likes birds"] = true; // получение значения свойства alert(user["likes birds"]); // true // удаление свойства delete user["likes birds"];
Сейчас всё в порядке. Обратите внимание, что строка в квадратных скобках заключена в кавычки (подойдёт любой тип кавычек).
Квадратные скобки также позволяют обратиться к свойству, имя которого может быть результатом выражения. Например, имя свойства может храниться в переменной:
let key = "likes birds"; // то же самое, что и user["likes birds"] = true; userJavascript задать переменную в объекте = true;
Здесь переменная key может быть вычислена во время выполнения кода или зависеть от пользовательского ввода. После этого мы используем её для доступа к свойству. Это даёт нам большую гибкость.
let user = < name: "John", age: 30 >; let key = prompt("Что вы хотите узнать о пользователе?", "name"); // доступ к свойству через переменную alert( userJavascript задать переменную в объекте ); // John (если ввели "name")
Запись «через точку» такого не позволяет:
let user = < name: "John", age: 30 >; let key = "name"; alert( user.key ); // undefined
Вычисляемые свойства
Мы можем использовать квадратные скобки в литеральной нотации для создания вычисляемого свойства.
let fruit = prompt("Какой фрукт купить?", "apple"); let bag = < [fruit]: 5, // имя свойства будет взято из переменной fruit >; alert( bag.apple ); // 5, если fruit="apple"
Смысл вычисляемого свойства прост: запись [fruit] означает, что имя свойства необходимо взять из переменной fruit .
И если посетитель введёт слово «apple» , то в объекте bag теперь будет лежать свойство .
По сути, пример выше работает так же, как и следующий пример:
let fruit = prompt("Какой фрукт купить?", "apple"); let bag = <>; // имя свойства будет взято из переменной fruit bag[fruit] = 5;
…Но первый пример выглядит лаконичнее.
Мы можем использовать и более сложные выражения в квадратных скобках:
Квадратные скобки дают намного больше возможностей, чем запись через точку. Они позволяют использовать любые имена свойств и переменные, хотя и требуют более громоздких конструкций кода.
Подведём итог: в большинстве случаев, когда имена свойств известны и просты, используется запись через точку. Если же нам нужно что-то более сложное, то мы используем квадратные скобки.
Свойство из переменной
В реальном коде часто нам необходимо использовать существующие переменные как значения для свойств с тем же именем.
function makeUser(name, age) < return < name: name, age: age // . другие свойства >; > let user = makeUser("John", 30); alert(user.name); // John
В примере выше название свойств name и age совпадают с названиями переменных, которые мы подставляем в качестве значений этих свойств. Такой подход настолько распространён, что существуют специальные короткие свойства для упрощения этой записи.
Вместо name:name мы можем написать просто name :
function makeUser(name, age) < return < name, // то же самое, что и name: name age // то же самое, что и age: age // . >; >
Мы можем использовать как обычные свойства, так и короткие в одном и том же объекте:
Ограничения на имена свойств
Как мы уже знаем, имя переменной не может совпадать с зарезервированными словами, такими как «for», «let», «return» и т.д.
Но для свойств объекта такого ограничения нет:
// эти имена свойств допустимы let obj = < for: 1, let: 2, return: 3 >; alert( obj.for + obj.let + obj.return ); // 6
Иными словами, нет никаких ограничений к именам свойств. Они могут быть в виде строк или символов (специальный тип для идентификаторов, который будет рассмотрен позже).
Все другие типы данных будут автоматически преобразованы к строке.
Например, если использовать число 0 в качестве ключа, то оно превратится в строку «0» :
let obj = < 0: "Тест" // то же самое что и "0": "Тест" >; // обе функции alert выведут одно и то же свойство (число 0 преобразуется в строку "0") alert( obj["0"] ); // Тест alert( obj[0] ); // Тест (то же свойство)
Есть небольшой подводный камень, связанный со специальным свойством __proto__ . Мы не можем установить его в необъектное значение:
let obj = <>; obj.__proto__ = 5; // присвоим число alert(obj.__proto__); // [object Object], значение - это объект, т.е. не то, что мы ожидали
Как мы видим, присвоение примитивного значения 5 игнорируется.
Мы более подробно исследуем особенности свойства __proto__ в следующих главах Прототипное наследование, а также предложим способы исправления такого поведения.
Проверка существования свойства, оператор «in»
В отличие от многих других языков, особенность JavaScript-объектов в том, что можно получить доступ к любому свойству. Даже если свойства не существует – ошибки не будет!
При обращении к свойству, которого нет, возвращается undefined . Это позволяет просто проверить существование свойства:
let user = <>; alert( user.noSuchProperty === undefined ); // true означает "свойства нет"
Также существует специальный оператор «in» для проверки существования свойства в объекте.