Восемь типов данных, typeof
Материал на этой странице устарел, поэтому скрыт из оглавления сайта.
Более новая информация по этой теме находится на странице https://learn.javascript.ru/types.
В JavaScript существует несколько основных типов данных.
В этой главе мы получим о них общее представление, а позже, в соответствующих главах подробно познакомимся с использованием каждого типа в отдельности.
Число «number»
Единый тип число используется как для целых, так и для дробных чисел.
Существуют специальные числовые значения Infinity (бесконечность) и NaN (ошибка вычислений).
Например, бесконечность Infinity получается при делении на ноль:
Ошибка вычислений NaN будет результатом некорректной математической операции, например:
alert( "нечисло" * 2 ); // NaN, ошибка
Эти значения формально принадлежат типу «число», хотя, конечно, числами в их обычном понимании не являются.
Особенности работы с числами в JavaScript разобраны в главе Числа.
Число «bigint»
В JavaScript тип «number» не может содержать числа больше, чем 2 53 (или меньше, чем -2 53 для отрицательных). Это техническое ограничение вызвано их внутренним представлением. 2 53 – это достаточно большое число, состоящее из 16 цифр, поэтому чаще всего проблем не возникает. Но иногда нам нужны действительно гигантские числа, например в криптографии или при использовании метки времени («timestamp») с микросекундами.
Тип BigInt был добавлен в JavaScript, чтобы дать возможность работать с целыми числами произвольной длины.
Чтобы создать значение типа BigInt , необходимо добавить n в конец числового литерала:
// символ "n" в конце означает, что это BigInt const bigInt = 1234567890123456789012345678901234567890n;
Более подробно тип данных BigInt мы рассмотрим в отдельной главе BigInt.
Строка «string»
var str = "Мама мыла раму"; str = 'Одинарные кавычки тоже подойдут';
В JavaScript одинарные и двойные кавычки равноправны. Можно использовать или те или другие.
В некоторых языках программирования есть специальный тип данных для одного символа. Например, в языке С это char . В JavaScript есть только тип «строка» string . Что, надо сказать, вполне удобно.
Более подробно со строками мы познакомимся в главе Строки.
Булевый (логический) тип «boolean»
У него всего два значения: true (истина) и false (ложь).
Как правило, такой тип используется для хранения значения типа да/нет, например:
var checked = true; // поле формы помечено галочкой checked = false; // поле формы не содержит галочки
О нём мы поговорим более подробно, когда будем обсуждать логические вычисления и условные операторы.
Специальное значение «null»
Значение null не относится ни к одному из типов выше, а образует свой отдельный тип, состоящий из единственного значения null :
В JavaScript null не является «ссылкой на несуществующий объект» или «нулевым указателем», как в некоторых других языках. Это просто специальное значение, которое имеет смысл «ничего» или «значение неизвестно».
В частности, код выше говорит о том, что возраст age неизвестен.
Специальное значение «undefined»
Значение undefined , как и null , образует свой собственный тип, состоящий из одного этого значения. Оно имеет смысл «значение не присвоено».
Если переменная объявлена, но в неё ничего не записано, то её значение как раз и есть undefined :
var x; alert( x ); // выведет "undefined"
Можно присвоить undefined и в явном виде, хотя это делается редко:
var x = 123; x = undefined; alert( x ); // "undefined"
В явном виде undefined обычно не присваивают, так как это противоречит его смыслу. Для записи в переменную «пустого» или «неизвестного» значения используется null .
Символы «symbol»
«Символ» представляет собой уникальный идентификатор.
Создаются новые символы с помощью функции Symbol() :
// Создаём новый символ - id let
При создании символу можно дать описание (также называемое имя), в основном использующееся для отладки кода:
// Создаём символ id с описанием (именем) "id" let
Символы гарантированно уникальны. Даже если мы создадим множество символов с одинаковым описанием, это всё равно будут разные символы. Описание – это просто метка, которая ни на что не влияет.
Например, вот два символа с одинаковым описанием – но они не равны:
let id1 = Symbol("id"); let id2 = Symbol("id"); alert(id1 == id2); // false
Более подробно c символами мы познакомимся в главе Тип данных Symbol.
Объекты «object»
Первые 7 типов называют «примитивными».
Особняком стоит восьмой тип: «объекты».
Он используется для коллекций данных и для объявления более сложных сущностей.
Объявляются объекты при помощи фигурных скобок <. >, например:
Мы подробно разберём способы объявления объектов и, вообще, работу с объектами, позже, в главе Объекты.
Оператор typeof
Оператор typeof возвращает тип аргумента.
У него есть два синтаксиса: со скобками и без:
Работают они одинаково, но первый синтаксис короче.
Результатом typeof является строка, содержащая тип:
typeof undefined // "undefined" typeof 0 // "number" typeof 1n // "bigint" typeof true // "boolean" typeof "foo" // "string" typeof Symbol() // "symbol" typeof <> // "object" typeof null // "object" (1) typeof function()<> // "function" (2)
Последние две строки помечены, потому что typeof ведёт себя в них по-особому.
- Результат typeof null == «object» – это официально признанная ошибка в языке, которая сохраняется для совместимости. На самом деле null – это не объект, а отдельный тип данных.
- Функции мы пройдём чуть позже. Пока лишь заметим, что функции не являются отдельным базовым типом в JavaScript, а подвидом объектов. Но typeof выделяет функции отдельно, возвращая для них «function» . На практике это весьма удобно, так как позволяет легко определить функцию.
К работе с типами мы также вернёмся более подробно в будущем, после изучения основных структур данных.
Итого
Есть 5 «примитивных» типов: number , string , boolean , null , undefined и 6-й тип – объекты object .
Очень скоро мы изучим их во всех деталях.
Оператор typeof x позволяет выяснить, какой тип находится в x , возвращая его в виде строки.