- Размеры в SVG
- Вьюпорт
- Ширина и высота
- viewBox
- preserveAspectRatio
- Единицы измерения
- Системы координат
- Сайдбар
- Статьи
- Страницы
- Проекты
- Базовые трансформации
- Перемещения
- Вращение
- Смещение углов
- Масштабирование
- Комплексные перемещения с matrix()
- Эффекты на системе координат
- Встраивание SVG в SVG
- Found a content problem with this page?
Размеры в SVG
Управление размерами — тема важная, и чтобы максимально использовать возможности SVG, нужно хорошо понимать как всё работает.
Вьюпорт
Содержимое SVG-элемента отрисовывается на бесконечном холсте и может быть сколь угодно большого размера, но видимая часть холста соответствует размерам SVG-элемента. Эта область отрисовки называется viewport (вьюпорт).
SVG позволяет управлять как размерами вьюпорта, так и поведением содержимого относительно него: оно может обрезаться или показываться полностью, может растягиваться с потерей пропорций или стараться уместиться целиком, даже если при этом появляются пустые поля. Этим поведением можно управлять с помощью атрибутов.
Если просто вставить SVG на страницу и не задавать ему никакие размеры, он отобразится размером 300px на 150px, что не поместилось — обрежется:
Ширина и высота
Шириной и высотой элемента можно управлять стандартными свойствами width и height :
svg width="350" height="200"> . svg>
Их можно задавать как атрибутами, так и в CSS:
.mysvg width: 350px; height: 200px; >
Для размеров в пикселях, задаваемых в атрибутах, единицы измерения можно не указывать.
Потаскайте ползунки, и вы увидите, что изменение ширины и высоты влияет только на вьюпорт и не влияет на содержимое, потому что оно отрисовывается на бесконечном холсте, и неизвестно область какого размера нужно ресайзить.
viewBox
Похожим образом не изменяя размеры содержимого ресайзится iframe , но в случае с SVG это поведение можно изменить, если определить размеры области с помощью свойства viewBox :
svg width="350" height="200" viewBox="0 0 180 180"> . svg>
Первые два значения — координаты X и Y верхнего левого угла отображаемой области, последние два — ширина и высота. viewBox задаётся только атрибутом.
Попробуйте теперь изменить размеры, и вы увидите, что содержимое отресайзится, чтобы поместиться целиком.
viewBox можно использовать, например, для кадрирования изображения, чтобы показывать не всю картинку, а только какую-то её часть:
Интересно, что если у SVG нет размеров, но задан viewBox , изображение займёт собой всё доступное пространство:
svg viewBox="0 0 180 180"> . svg>
Это поведение может стать проблемой: если размеры у иконок задаются в стилях, а они не загрузились — страница может превратиться в парад гигантских SVG-иконок. Чтобы этого не произошло, всегда явно задавайте в атрибутах SVG ширину и высоту, их потом легко переопределить в CSS.
preserveAspectRatio
Как мы видели в примере выше, если у SVG заданы размеры и viewBox , содержимое будет сжиматься и растягиваться с сохранением пропорций, чтобы поместиться целиком, но этим поведением тоже можно управлять — с помощью свойства preserveAspectRatio (оно задаётся только атрибутом).
Например, с помощью значения none можно указать, что сохранять пропорции не нужно:
svg width="350" height="200" viewBox="0 0 180 180" preserveAspectRatio="none" > . svg>
SVG с viewBox и preserveAspectRatio=’none’ ведёт себя очень похоже на img : при изменении размеров содержимое масштабируется под размеры вьюпорта не сохраняя пропорции.
none будет полезно для резиновых фонов:
Остальные значения preserveAspectRatio состоят из двух частей: первая задаёт выравнивание, вторая — поведение элемента относительно вьюпорта.
Выравнивание задаётся одним значением, определяющим положение по вертикали и по горизонтали, например: xMaxYMin . Для обеих осей можно задать положение в начале, в середине и в конце:
xMin , YMin — в начале оси xMid , YMid — в середине xMax , YMax — в конце
Эти значения можно комбинировать в любых сочетаниях, но порядок должен сохраняться: первым всегда идет значение для X, вторым для Y. Значение для Y всегда пишется с большой буквы.
Поведение элемента определяется второй частью preserveAspectRatio . Возможные значения:
meet — содержимое стремится уместиться целиком (как фон с background-size: contain ) slice — содержимое заполняет собой всю область видимости (как background-size: cover : что не поместилось, обрежется)
Важно помнить, что preserveAspectRatio не работает без viewBox . viewBox задает область, которая должна масштабироваться, preserveAspectRatio определяет как именно она должна это делать.
Также нужно понимать, что preserveAspectRatio срабатывает, если вьюпорт и вьюбокс имеют разные соотношения сторон. Если соотношения сторон совпадают, и содержимое умещается без полей, preserveAspectRatio работать не будет (в этом случае в нём просто нет необходимости).
Для использования SVG в качестве иконок достаточно viewBox и размеров, но если предполагается делать что-то более сложное, имеет смысл разобраться с единицами измерения и системой координат.
Единицы измерения
Внутри SVG можно использовать em , ex , px , pt , pc , cm , mm , in , проценты, а также единицы системы координат (user space units). Единицы системы координат соответствуют пикселям, поэтому для значений в пикселях единицы измерения указывать не нужно.
Системы координат
В SVG-документе есть две системы координат:
- Система координат области отрисовки — viewport space.
- Система координат содержимого — user space.
Отсчет системы координат вьюпорта начинается от левого верхнего угла вьюпорта, системы координат содержимого — от левого верхнего края вьюбокса.
По умолчанию система координат содержимого соответствует системе координат вьюпорта, а единицы измерения содержимого — единицам измерения вьюпорта, но при использовании трансформаций или viewBox масштабируется вся система координат с единицами измерения, то есть пиксели из user space больше не равны пикселям из viewport space.
Поизменяйте размеры элемента и посмотрите что происходит с системой координат содержимого (она показана бирюзовым):
Система координат содержимого начинается из точки 0,0, и если вьюпорт и вьюбокс не совпадают, точка отсчета, как и вся система координат содержимого, будет ездить и масштабироватся вместе с вьюбоксом.
Масштабирование единиц измерения хорошо видно на примере обводки: изначально её толщина равна единице, но при изменении размеров видимая толщина обводки будет изменяться вместе с фигурой:
Если такое поведение нежелательно, это можно исправить с помощью свойства vector-effect со значением non-scaling-stroke , оно добавляется к содержимому SVG:
circle r="60" cx="75" cy="75" stroke="black" stroke-width="1" vector-effect="non-scaling-stroke"/>
vector-effect можно задавать как атрибутом, так и в CSS.
Также новая система координат создается при добавлении трансформаций:
Внутри трансформируемого элемента будет своя своя система координат, отличная от систем координат вьюпорта и вьюбокса.
Тема может выглядеть сложной, но на самом деле, достаточно немного поиграться с кодом, и всё станет понятно. Для лучшего понимания систем координат, размеров и трансформаций в SVG рекомендую демо Сары Суайдан, а также её статьи:
Сайдбар
Статьи
- Математические функции в CSS
- Адаптивное видео с помощью встроенных математических функций CSS
- Недоступность в картинках
- Единицы размеров в CSS
- Генератор цветовых тем
- Jekyll → Gatsby
- Вариативные шрифты
- Размеры в SVG
- Адаптивный Pixel Perfect
- Логотип не отвечает или временно недоступен
- SVG-паттерны
- Мыльные пузыри на SVG
- SVG-градиенты
- Весёлая консолька
- SVG-маски
- Умная прокрутка со Scroll Snap Points
- CSS-анимации для ротации изображений
- Анимированные SVG-маски
- Странности обводки в SVG
- SVG-прелоадеры
- Анимируем градиенты ещё раз
- Background-blend-mode
- Возможности оформления SVG
- CSS и SVG маски
- Nth-child и nth-of-type
- SVG-иконки
- SVG: заливка и обводка
- SVG-path
- SVG: группировка и переиспользование элементов
- SVG-фигуры и трансформации
- SVG
- СSS-градиенты и 3D
- Рисовалка анимированных теней
- Свежие CSS-паттерны
- CSS-паттерны
- Радиальные градиенты
- Линейные градиенты
- Крестики-нолики на CSS
- Border-image
- Электронные часы на CSS и JS.
- Сколько весят селекторы?
- Символы юникода
- Свойство content
- Анимируем CSS-градиенты
- Текстовые эффекты
- Древовидный список на CSS
- Css-селекторы, часть 2
- Css-селекторы
- Контекст наложения
- Два способа «прошить» элемент по краю
- Box-sizing
- Цвета в CSS
- Фон под строчками: добавляем поля
- Box-shadow
- Css-фигуры: лепесток
- Transform
- Css Animation
- 3D-куб
- Border-radius
- First letter
- Эти глаза напротив
- CSS-фигуры
- Стрелки с помощью свойства border
- Flexbox
Страницы
Проекты
Базовые трансформации
Все последующие преобразования суммируются в атрибуте преобразования элемента transform . Преобразования могут быть последовательно суммированы, разделителем выступает пробел.
Перемещения
Иногда необходимо сместить элемент, хотя вы спозиционировали его согласно определённым атрибутам. Для этого используется translate() .
svg width="40" height="50" style="background-color:#bff;"> rect x="0" y="0" width="10" height="10" transform="translate(30,40)" /> svg>
Пример генерирует прямоугольник, перемещённый в точку (30,40) вместо точки (0,0).
если второе значение не задано, то оно приравнивается 0.
Вращение
Вращение элементов — это достаточно типичная задача. Используйте rotate() для этого:
svg width="31" height="31"> rect x="12" y="-10" width="20" height="20" transform="rotate(45)" /> svg>
Данный пример показывает квадрат который повернули на 45 градусов. Значение для rotate() задаётся в градусах.
Смещение углов
Чтобы сделать ромб из нашего прямоугольника, доступны преобразования skewX () и skewY (). Каждый из них принимает угол, определяющий, насколько элемент будет искажён.
Масштабирование
scale() изменяем размер элемента. Он использует 2 параметра. Первый — это коэффициент масштабирования по оси Х, а второй — по оси Y. Коэффициенты выражают сжатие по отношению к оригинальному изображению. Например, 0.5 уменьшает на 50%. Если второй параметр отсутствует, то тогда он принимается равным первому.
Комплексные перемещения с matrix()
Все приведённые выше преобразования могут быть описаны с помощью матрицы перемещений 2×3. Чтобы объединить несколько перемещений, можно установить результирующую матрицу с помощью matrix(a, b, c, d, e, f) , которая преобразует координаты из предыдущей системы координат в новую систему координат посредством:
< x new C o o r d S y s = a x prev C o o r d S y s + c y prev C o o r d S y s + e y new C o o r d S y s = b x prev C o o r d S y s + d y prev C o o r d S y s + f \left< \beginx*<\mathrm
См. конкретный пример документации SVG. Подробную информацию об этом свойстве можно найти в SVG Рекомендациях.
Эффекты на системе координат
В случае использования преобразований вы устанавливаете новую систему координат внутри элемента, к которому применяются изменения. Это означает, что единицы измерения которые вы определяете и его дочерние еи не будут соответствовать 1:1, но также будут искажены, повёрнуты, перемещены и смаштабированы в соответствии с преобразованиями.
svg width="100" height="100"> g transform="scale(2)"> rect width="50" height="50" /> g> svg>
В результата прямоугольник в примере выше будет 100x100px. Более интригующие эффекты возникают, когда вы используете такие атрибуты, как userSpaceOnUse .
Встраивание SVG в SVG
В отличие от HTML, SVG позволяет встраивать другие svg элементы без разрыва. Таким образом вы можете запросто создать новую координатную систему используя viewBox , width и height внутреннего svg элемента.
svg xmlns="http://www.w3.org/2000/svg" version="1.1" width="100" height="100"> svg width="100" height="100" viewBox="0 0 50 50"> rect width="50" height="50" /> svg> svg>
На примере выше, так же как и на других примерах ранее, вы можете видеть такой же эффект увеличения изображения в два раза.
Found a content problem with this page?
This page was last modified on 14 февр. 2023 г. by MDN contributors.
Your blueprint for a better internet.