Html svg image масштабирование

Размеры в SVG

Управление размерами — тема важная, и чтобы максимально использовать возможности SVG, нужно хорошо понимать как всё работает.

Вьюпорт

Содержимое SVG-элемента отрисовывается на бесконечном холсте и может быть сколь угодно большого размера, но видимая часть холста соответствует размерам SVG-элемента. Эта область отрисовки называется viewport (вьюпорт).

SVG позволяет управлять как размерами вьюпорта, так и поведением содержимого относительно него: оно может обрезаться или показываться полностью, может растягиваться с потерей пропорций или стараться уместиться целиком, даже если при этом появляются пустые поля. Этим поведением можно управлять с помощью атрибутов.

Если просто вставить SVG на страницу и не задавать ему никакие размеры, он отобразится размером 300px на 150px, что не поместилось — обрежется:

Ширина и высота

Шириной и высотой элемента можно управлять стандартными свойствами width и height :

svg width="350" height="200"> . svg>

Их можно задавать как атрибутами, так и в CSS:

.mysvg  width: 350px; height: 200px; >

Для размеров в пикселях, задаваемых в атрибутах, единицы измерения можно не указывать.

Потаскайте ползунки, и вы увидите, что изменение ширины и высоты влияет только на вьюпорт и не влияет на содержимое, потому что оно отрисовывается на бесконечном холсте, и неизвестно область какого размера нужно ресайзить.

viewBox

Похожим образом не изменяя размеры содержимого ресайзится iframe , но в случае с SVG это поведение можно изменить, если определить размеры области с помощью свойства viewBox :

svg width="350" height="200" viewBox="0 0 180 180"> . svg>

Первые два значения — координаты X и Y верхнего левого угла отображаемой области, последние два — ширина и высота. viewBox задаётся только атрибутом.

Попробуйте теперь изменить размеры, и вы увидите, что содержимое отресайзится, чтобы поместиться целиком.

viewBox можно использовать, например, для кадрирования изображения, чтобы показывать не всю картинку, а только какую-то её часть:

Интересно, что если у SVG нет размеров, но задан viewBox , изображение займёт собой всё доступное пространство:

svg viewBox="0 0 180 180"> . svg>

Это поведение может стать проблемой: если размеры у иконок задаются в стилях, а они не загрузились — страница может превратиться в парад гигантских SVG-иконок. Чтобы этого не произошло, всегда явно задавайте в атрибутах SVG ширину и высоту, их потом легко переопределить в CSS.

preserveAspectRatio

Как мы видели в примере выше, если у SVG заданы размеры и viewBox , содержимое будет сжиматься и растягиваться с сохранением пропорций, чтобы поместиться целиком, но этим поведением тоже можно управлять — с помощью свойства preserveAspectRatio (оно задаётся только атрибутом).

Например, с помощью значения none можно указать, что сохранять пропорции не нужно:

svg width="350" height="200" viewBox="0 0 180 180" preserveAspectRatio="none" > . svg>

SVG с viewBox и preserveAspectRatio=’none’ ведёт себя очень похоже на img : при изменении размеров содержимое масштабируется под размеры вьюпорта не сохраняя пропорции.

none будет полезно для резиновых фонов:

Остальные значения preserveAspectRatio состоят из двух частей: первая задаёт выравнивание, вторая — поведение элемента относительно вьюпорта.

Выравнивание задаётся одним значением, определяющим положение по вертикали и по горизонтали, например: xMaxYMin . Для обеих осей можно задать положение в начале, в середине и в конце:

xMin , YMin — в начале оси xMid , YMid — в середине xMax , YMax — в конце

Эти значения можно комбинировать в любых сочетаниях, но порядок должен сохраняться: первым всегда идет значение для X, вторым для Y. Значение для Y всегда пишется с большой буквы.

Поведение элемента определяется второй частью preserveAspectRatio . Возможные значения:

meet — содержимое стремится уместиться целиком (как фон с background-size: contain ) slice — содержимое заполняет собой всю область видимости (как background-size: cover : что не поместилось, обрежется)

Важно помнить, что preserveAspectRatio не работает без viewBox . viewBox задает область, которая должна масштабироваться, preserveAspectRatio определяет как именно она должна это делать.

Также нужно понимать, что preserveAspectRatio срабатывает, если вьюпорт и вьюбокс имеют разные соотношения сторон. Если соотношения сторон совпадают, и содержимое умещается без полей, preserveAspectRatio работать не будет (в этом случае в нём просто нет необходимости).

Для использования SVG в качестве иконок достаточно viewBox и размеров, но если предполагается делать что-то более сложное, имеет смысл разобраться с единицами измерения и системой координат.

Единицы измерения

Внутри SVG можно использовать em , ex , px , pt , pc , cm , mm , in , проценты, а также единицы системы координат (user space units). Единицы системы координат соответствуют пикселям, поэтому для значений в пикселях единицы измерения указывать не нужно.

Системы координат

В SVG-документе есть две системы координат:

  1. Система координат области отрисовки — viewport space.
  2. Система координат содержимого — user space.

Отсчет системы координат вьюпорта начинается от левого верхнего угла вьюпорта, системы координат содержимого — от левого верхнего края вьюбокса.

По умолчанию система координат содержимого соответствует системе координат вьюпорта, а единицы измерения содержимого — единицам измерения вьюпорта, но при использовании трансформаций или viewBox масштабируется вся система координат с единицами измерения, то есть пиксели из user space больше не равны пикселям из viewport space.

Поизменяйте размеры элемента и посмотрите что происходит с системой координат содержимого (она показана бирюзовым):

Система координат содержимого начинается из точки 0,0, и если вьюпорт и вьюбокс не совпадают, точка отсчета, как и вся система координат содержимого, будет ездить и масштабироватся вместе с вьюбоксом.

Масштабирование единиц измерения хорошо видно на примере обводки: изначально её толщина равна единице, но при изменении размеров видимая толщина обводки будет изменяться вместе с фигурой:

Если такое поведение нежелательно, это можно исправить с помощью свойства vector-effect со значением non-scaling-stroke , оно добавляется к содержимому SVG:

circle r="60" cx="75" cy="75" stroke="black" stroke-width="1" vector-effect="non-scaling-stroke"/>

vector-effect можно задавать как атрибутом, так и в CSS.

Также новая система координат создается при добавлении трансформаций:

Внутри трансформируемого элемента будет своя своя система координат, отличная от систем координат вьюпорта и вьюбокса.

Тема может выглядеть сложной, но на самом деле, достаточно немного поиграться с кодом, и всё станет понятно. Для лучшего понимания систем координат, размеров и трансформаций в SVG рекомендую демо Сары Суайдан, а также её статьи:

Сайдбар

Статьи

  • Математические функции в CSS
  • Адаптивное видео с помощью встроенных математических функций CSS
  • Недоступность в картинках
  • Единицы размеров в CSS
  • Генератор цветовых тем
  • Jekyll → Gatsby
  • Вариативные шрифты
  • Размеры в SVG
  • Адаптивный Pixel Perfect
  • Логотип не отвечает или временно недоступен
  • SVG-паттерны
  • Мыльные пузыри на SVG
  • SVG-градиенты
  • Весёлая консолька
  • SVG-маски
  • Умная прокрутка со Scroll Snap Points
  • CSS-анимации для ротации изображений
  • Анимированные SVG-маски
  • Странности обводки в SVG
  • SVG-прелоадеры
  • Анимируем градиенты ещё раз
  • Background-blend-mode
  • Возможности оформления SVG
  • CSS и SVG маски
  • Nth-child и nth-of-type
  • SVG-иконки
  • SVG: заливка и обводка
  • SVG-path
  • SVG: группировка и переиспользование элементов
  • SVG-фигуры и трансформации
  • SVG
  • СSS-градиенты и 3D
  • Рисовалка анимированных теней
  • Свежие CSS-паттерны
  • CSS-паттерны
  • Радиальные градиенты
  • Линейные градиенты
  • Крестики-нолики на CSS
  • Border-image
  • Электронные часы на CSS и JS.
  • Сколько весят селекторы?
  • Символы юникода
  • Свойство content
  • Анимируем CSS-градиенты
  • Текстовые эффекты
  • Древовидный список на CSS
  • Css-селекторы, часть 2
  • Css-селекторы
  • Контекст наложения
  • Два способа «прошить» элемент по краю
  • Box-sizing
  • Цвета в CSS
  • Фон под строчками: добавляем поля
  • Box-shadow
  • Css-фигуры: лепесток
  • Transform
  • Css Animation
  • 3D-куб
  • Border-radius
  • First letter
  • Эти глаза напротив
  • CSS-фигуры
  • Стрелки с помощью свойства border
  • Flexbox

Страницы

Проекты

Источник

Базовые трансформации

Все последующие преобразования суммируются в атрибуте преобразования элемента transform . Преобразования могут быть последовательно суммированы, разделителем выступает пробел.

Перемещения

Иногда необходимо сместить элемент, хотя вы спозиционировали его согласно определённым атрибутам. Для этого используется translate() .

svg width="40" height="50" style="background-color:#bff;"> rect x="0" y="0" width="10" height="10" transform="translate(30,40)" /> svg> 

Пример генерирует прямоугольник, перемещённый в точку (30,40) вместо точки (0,0).

если второе значение не задано, то оно приравнивается 0.

Вращение

Вращение элементов — это достаточно типичная задача. Используйте rotate() для этого:

svg width="31" height="31"> rect x="12" y="-10" width="20" height="20" transform="rotate(45)" /> svg> 

Данный пример показывает квадрат который повернули на 45 градусов. Значение для rotate() задаётся в градусах.

Смещение углов

Чтобы сделать ромб из нашего прямоугольника, доступны преобразования skewX () и skewY (). Каждый из них принимает угол, определяющий, насколько элемент будет искажён.

Масштабирование

scale() изменяем размер элемента. Он использует 2 параметра. Первый — это коэффициент масштабирования по оси Х, а второй — по оси Y. Коэффициенты выражают сжатие по отношению к оригинальному изображению. Например, 0.5 уменьшает на 50%. Если второй параметр отсутствует, то тогда он принимается равным первому.

Комплексные перемещения с matrix()

Все приведённые выше преобразования могут быть описаны с помощью матрицы перемещений 2×3. Чтобы объединить несколько перемещений, можно установить результирующую матрицу с помощью matrix(a, b, c, d, e, f) , которая преобразует координаты из предыдущей системы координат в новую систему координат посредством:

< x new C o o r d S y s = a x prev C o o r d S y s + c y prev C o o r d S y s + e y new C o o r d S y s = b x prev C o o r d S y s + d y prev C o o r d S y s + f \left< \beginx*<\mathrm > = a x*<\mathrm> + c y*<\mathrm> + e \ y*<\mathrm> = b x*<\mathrm> + d y*<\mathrm> + f \end \right.

См. конкретный пример документации SVG. Подробную информацию об этом свойстве можно найти в SVG Рекомендациях.

Эффекты на системе координат

В случае использования преобразований вы устанавливаете новую систему координат внутри элемента, к которому применяются изменения. Это означает, что единицы измерения которые вы определяете и его дочерние еи не будут соответствовать 1:1, но также будут искажены, повёрнуты, перемещены и смаштабированы в соответствии с преобразованиями.

svg width="100" height="100"> g transform="scale(2)"> rect width="50" height="50" /> g> svg> 

В результата прямоугольник в примере выше будет 100x100px. Более интригующие эффекты возникают, когда вы используете такие атрибуты, как userSpaceOnUse .

Встраивание SVG в SVG

В отличие от HTML, SVG позволяет встраивать другие svg элементы без разрыва. Таким образом вы можете запросто создать новую координатную систему используя viewBox , width и height внутреннего svg элемента.

svg xmlns="http://www.w3.org/2000/svg" version="1.1" width="100" height="100"> svg width="100" height="100" viewBox="0 0 50 50"> rect width="50" height="50" /> svg> svg> 

На примере выше, так же как и на других примерах ранее, вы можете видеть такой же эффект увеличения изображения в два раза.

Found a content problem with this page?

This page was last modified on 14 февр. 2023 г. by MDN contributors.

Your blueprint for a better internet.

Источник

Читайте также:  Css галерея с разными размерами
Оцените статью