- Использование атрибутов rel=»next» и rel=»prev»
- Постраничная верстка rel=«next|prev»
- Как правильно использовать пагинацию для SEO, если Google игнорирует Rel=Prev/Next при индексации?
- Почему Google прекратил поддержку rel=next/prev?
- Должны ли оптимизаторы избавляться от rel=next/prev?
- Приемлемые способы реализации пагинации
- Как можно навредить сайту с помощью пагинации?
- Ошибка 1. Канонизация первой страницы в серии
- Ошибка 2. Noindex-страницы
- Ошибка 3. Nofollow-ссылки
- Ошибка 4. Блокировка сканирования
- Напоследок
Использование атрибутов rel=»next» и rel=»prev»
Можно использовать HTML-атрибуты rel=»next» и rel=»prev», чтобы указать связь между отдельными URL. Благодаря этой разметке Google может определить, что содержание данных страниц связано в логической последовательности.
Предположим, что у вас имеется содержание, разбитое на страницы со следующими URL:
http://www.example.com/article-part1.html
http://www.example.com/article-part2.html
http://www.example.com/article-part3.html
http://www.example.com/article-part4.html
Добавьте в раздел head первой страницы (http://www.example.com/article-part1.html) тег, который указывает на следующую страницу, как показано ниже:
Поскольку это начальная страница, указывать атрибут rel=»prev» не требуется.
На второй и третьей страницах добавьте ссылки, указывающие на предыдущий и следующий URL. Например, на вторую страницу можно добавить следующие строки:
Добавьте на последнюю страницу (http://www.example.com/article-part4.html) ссылку, которая указывает на предыдущий URL:
Поскольку это последний URL, добавлять атрибут rel=»next»не требуется.
Google рассматривает атрибут rel=»previous» как синтаксический вариант атрибута rel=»prev». В качестве значений могут использоваться как относительные, так и абсолютные URL (в соответствии с допустимыми значениями тега link ). Если указать в документе ссылку base, относительные пути будут определяться на основе базового URL.
Если Google обнаружит ошибки в вашей разметке (например, если отсутствует ожидаемое значение атрибута rel=»prev» или rel=»next»), дальнейшее индексирование страниц и распознавание содержания будет выполняться на основе собственного эвристического алгоритма.
Постраничная верстка rel=«next|prev»
Наряду с использование атрибута rel=«canonical» для указания поисковому боту на дублирование контента, теперь возможно использовать для HTML ссылок значение rel=“next” и rel=“prev” для обозначения положения текущей страницы в отношении соседних в рамках навигационного блока. В рамках веба встречаются различные варианты использования постраничной навигации — статья, разделенная на несколько страниц, либо категория товаров распределенных по нескольким страницам, либо ветка форума, разделенная на последовательность URL-ов. Теперь, включив rel=“next” и rel=“prev” в верстку страниц, мы можем указать Google:
- Создать консолидированный индекс страниц, чтобы ссылки не рассеивались между отдельными страницами page-1.html, page-2.html, и так далее
- При поиске направить пользователя на наиболее релевантную страницу среди всех остальных, например в начало статьи, разбитой на несколько страниц
Есть исключение при использовании rel=“next|prev” в том случае, если у вас реализована страница «Показать все», на которой, к примеру, показываются все товары категории без разбивки на страницы. В таком случае прочтите, пожалуйста, эти рекомендации.
Из-за того, что страница «Показать все», чаще всего наиболее предпочтительна для пользователей, мы делаем все возможное, чтобы результатах поиска участвовала именно она, а не отдельные страницы (размеченные с использованием rel=“next|prev”). Если же в структуре вашего сайта нет подобной страницы, вы можете спокойно использовать атрибут rel, описанным выше способом.
Ваши действия
- Оставить все, как есть. Многостраничный контент встречается во всем Интернете, и Google будет продолжать прилагать все усилия, чтобы найти для пользователя лучший результат, независимо от того используете вы атрибут rel или нет.
- Если у вас есть страница «Показать все», обратите внимание на наши рекомендации.
- Указывать для Google атрибут rel. Это поможет системе более точно проиндексировать ваш контент и показывать пользователям наиболее релевантные страницы. Детали реализации ниже.
Использование rel=“next|prev”
На первой странице, www.example.com/article?story=abc&page=1, вам необходимо включить в следующий блок:
- Первая страница содержит только rel=«next».
- Страница со второй до последней содержат и rel=«next», и rel=«prev».
- Последняя страница содержит только rel=«prev».
- Значения href могут быть либо относительным, либо абсолютным URL. И, если вы объявили base в документе, относительные пути будет просчитаны в соответствии с базовым URL.
- Разрешено использование значения rel=«previous» как альтернативы rel=”prev”.
- В случае не правильной разметки, Google продолжит индексировать ваш контент собственной эвристикой не опираясь на указанный rel.
Как правильно использовать пагинацию для SEO, если Google игнорирует Rel=Prev/Next при индексации?
Когда Google объявил о том, что уже несколько лет не поддерживает атрибут rel=next/prev тега , множество сайтов резко изменили подход к реализации постраничной навигации и сделали только хуже. С помощью материала Ahrefs выясним, что вообще изменилось и как действительно стоит настраивать пагинацию.
Назначение атрибута rel=next/prev тега — обозначить положение URL-адреса в отношении соседних страниц в рамках одного навигационного блока.
Изначально для Google этот способ служил сигналом к объединению факторов индексации (в основном ссылок) для целого блока страниц и выбору наиболее релевантной страницы из списка для отображения в результатах выдачи (как правило, первая из пронумерованных).
Типичные варианты использования пагинации: разделение контента на части и создание серии пронумерованных страниц для блога, форума, товаров на листинге и так далее.
Посмотрим, как это может выглядеть в HTML-коде:
Первая страница с помощью атрибута rel=»next» ссылается только на следующую.
Вторая страница ссылается уже на первую и третью, так как находится между ними. Для указания предыдущей страницы используется атрибут rel=»prev».
Третья страница , как последняя в нашем примере, будет указывать только на предыдущую, то есть вторую.
Но в 2019 году Google решает удалить rel=prev/next в качестве сигналов индексации, потому что пользователю любят одностраничный контент. При этом нет необходимости полностью избавляться от пагинации, если для пользователей сайта так удобнее. При этом к моменту заявления атрибут игнорировался уже несколько лет.
На SEO такие изменения не повлияли. За несколько блоков дублирующегося контента на страницах в серии санкций нет, и Google продолжает искать наиболее релевантную страницу для выдачи среди всех URL в блоке.
Почему Google прекратил поддержку rel=next/prev?
Вероятно, Google и без атрибута чувствует себя уверенно при индексации страниц пагинации и способен понимать серию URL в блоке с помощью:
Также в некоторых случаях пагинация действительно мешает пользователям находить необходимый контент, не облегчая, а наоборот затрудняя навигацию. Например, на некоторых сайтах пагинация используется для большего числа просмотров страниц и рекламы.
Должны ли оптимизаторы избавляться от rel=next/prev?
Глобально — нет. Если вы уже реализовали пагинацию с использованием rel=next/prev, оставьте как есть. Кроме того, WC3 по-прежнему рекомендует размечать страницы в серии именно таким способом разметки и некоторые поисковики учитывают атрибут при индексации. Например, Bing (а вот Яндекс — игнорирует).
Приемлемые способы реализации пагинации
Как правило, при постраничной навигации каждый URL в серии размечается как канонический с помощью rel=»canonical» . То есть ссылка указывает не на первую страницу в блоке, а на себя. Если у вас реализовано именно так, оставляйте без изменений. Важно относиться ко всем URL в серии как и к любым другим индексируемым страницам сайта.
Например, для второй страницы website.com/page/2 будем использовать этот же адрес:
Другой, не менее надёжный вариант: указывать в качестве канонической страницу, которая будет содержать весь контент с разбитых на части URL. То есть для удобства пользователей доступна пагинация, но индексируемая версия документа будет включать сразу всё содержимое серии.
Как можно навредить сайту с помощью пагинации?
Вот правильная и доступная для нормального сканирования в Google структура для нескольких страниц в блоге.
Тем не менее, есть несколько распространённых ошибок:
- Канонизация первой страницы в серии.
- Noindex-страницы.
- Nofollow-ссылки.
- Запрет сканирования.
Рассмотрим каждый пример подробнее.
Ошибка 1. Канонизация первой страницы в серии
В некоторых случаях Google может проигнорировать rel=»canonical» , но в любом случае, ссылаясь на первую страницу, как на каноническую, мы создаём препятствия как для сканирования и индексации, так и для правильного распределения PageRank.
Проверить теги с атрибутом rel=»canonical» для списка URL, можно с помощью инструмента «Анализ SEO-тегов».
Ошибка 2. Noindex-страницы
Добавление content=»noindex» на любую из страниц в серии может привести к удалению страницы из индекса и запрету передачи PageRank на «закрытый» URL.
Хотя ссылки на странице всё равно могут быть просканированы, Джон Мюллер из Google предупредил, что со временем их, возможно, приравняют к nofollow, поэтому не рискуем.
Ошибка 3. Nofollow-ссылки
Google также способен игнорировать rel=»nofollow» , но это ещё один способ нарушить распределение PageRank и создать препятствие для индексации нужного контента.
Подробнее о том как работают nofollow-ссылки можно узнать из этого руководства.
Ошибка 4. Блокировка сканирования
Результат запрета на краулинг страниц ведёт всё к тому же результату — потеряли PageRank, а контент остался непроиндексированным.
Подробнее о продвинутом использовании robots.txt.
Напоследок
Если ранее уже использовался rel=next/prev тега и проблем с индексацией не возникало, ничего менять не следует.
Думайте об удобстве пользователей, но и не забывайте относиться к страницам пагинации, как к любым другим на сайте при оптимизации под поисковики. Канонизируйте каждую по отдельности, держите их открытыми для сканирования и индексации.
Подумайте, есть ли возможность избавиться от пагинации в пользу группировки по темам / категориям / типам. Такой подход упростит навигацию пользователям и добавит профита в поиске. Его и желаем! 🙂