Главные составные части среды программирования lazarus

1.4 Среда визуального программирования Lazarus

граммист получает возможность не просто создавать программный код, но и наглядно (визуально) показывать системе, что бы он хотел увидеть.

Технология визуального программирования позволяет строить интерфейс 7 будущей программы из специальных компонентов, реализующих нужные свойства. Количество таких компонентов достаточно велико. Каждый из них содержит готовый программный код и все необходимые для работы данные, что избавляет программиста от создания того, что уже создано ранее.

6 Это субъективный совет авторов.

7 Интерфейс – диалог, обмен информацией.

Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В., Кучер Т.В. Самоучитель по программированию на Free Pascal и Lazarus

Pascal Free на программы шаблоном c Geany Окно 5:.1 Рисунок

Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В., Кучер Т.В. Самоучитель по программированию на Free Pascal и Lazarus

Подобный подход во много раз сокращает время написания программы. Кроме того, быстрота создания программного кода в Lazarus достигается за счет того, что значительная часть текста формируется автоматически.

Среда визуального программирования Lazarus сочетает в себе компилятор, объектно-ориентированные средства визуального программирования и различные технологии, облегчающие и ускоряющие создание программы.

1.4.1 Установка Lazarus в ОС Linux

Для установки Lazarus в окне Synaptic (см. рис. 1.1) необходимо щелкнуть по кнопке Найти . В появившемся окне поиска (см. рис. 1.9) вводим имена необходимых программ ( Lazarus, fpc, fpc-source ) и щелкаем по кнопке Найти .

Менеджер программ находит программы Lazarus и Free Pascal, после чего в Lazarus, fpc, fpc-source для установки (с помощью контекстного меню или с помощью кнопки Отметить для обновления ) и начинает установку, щелкнув по кнопке Применить . После этого Synaptic предложит установить еще несколько пакетов, которые необходимы для установки Lazarus. Надо соглашаться. После этого начнется процесс скачивания файлов пакетов и установки Lazarus на компьютер. После установки запуск программы осуществляется с помощью команды меню Программирование — Lazarus 8 .

Можно начинать работать. В старых версиях операционной системы Linux (например, Ubuntu 8.10 и более ранних) при запуске Lazarus вместо русских пунктов меню появятся непонятные символы.

Подробно о том, как добиться правильного отображения символов кириллицы в меню Lazarus, описано на следующих страницах:

http://www.freepascal.ru/article//lazarus/20080316091540/ , http://forum.sources.ru/index.php?showtopic=243159 , http://forum.ubuntu.ru/index.php?topic=18539.0;all .

Кроме того, можно использовать и запуск с английским интерфейсом командой терминала LANG=C startlazarus .

Но, на взгляд авторов, наиболее универсальным и простым методом добиться корректного отображения символов кириллицы будет следующий.

8 Не исключено, что вызов Lazarus в других дистрибутивах Linux можно осуществлять и с помощью другой команды главного меню.

Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В., Кучер Т.В. Самоучитель по программированию на Free Pascal и Lazarus

Pascal Free языке на программы текстом c Geany Окно 6:.1 Рисунок

Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В., Кучер Т.В. Самоучитель по программированию на Free Pascal и Lazarus

Рисунок 1.7: Окно терминала с результатами работы программы

Рисунок 1.8: Окно Установить включения и аргументы для Free Pascal

Рисунок 1.9: Окно поиска пакета Lazarus для установки

Источник

Урок 1. Система программирования LAZARUS

Среда программирования Lazarus в школьном курсе информатики используется сравнительно недавно.

Уроки предназначены для учащихся 10 классов и всех тех, кто хочет самостоятельно освоить Lazarus.

В этом уроке дается краткая справочная информация о среде программирования Lazarus, рассказывается об основных инструментах среды разработки программ, определяются основные этапы создания приложений.

В заключении вы можете посмотреть видеоурок, из которого узнаете о различиях проектов Lazarus и Delphi.

Lazarus

Скачать последнюю версию Lazarus вы можете по ссылке —//sourceforge.net/projects/lazarus/files/

Краткая справочная информация

Lazarus — среда быстрой разработки программного обеспечения для компилятора Free Pascal, аналогичная Delphi.

Данный проект базируется на оригинальной кроссплатформенной библиотеке визуальных компонентов Lazarus Component Library (LCL).

Кроссплатформенное программное обеспечение — это программное обеспечение, работающее более чем на одной аппаратной платформе и/или операционной системе.

Free Pascal — это компилятор языков Pascal и Object Pascal, работающий под Windows, Linux, Mac OS X, FreeBSD, и другими ОС.

Таким образом, разработанные приложения могут функционировать практически под любой операционной системой.

Все, что вы видите на экране во время работы различных приложений, все элементы (кнопки, бегунки, меню и т.п.) можно реализовать в Lazarus.

В Lazarus используется технология визуального программирования. Пользователь для создания графического интерфейса приложения использует готовые компоненты, значки которых находятся на панели компонентов. После того как он помещает компонент на форме, программный код для него генерируется автоматически. Вручную остается запрограммировать только те действия, которые будет выполнять это приложение.

Процесс создания приложения можно разделить на следующие этапы:

1. Создание проекта. В результате на экране появляется пустая форма (окно будущего приложения).

2. Создание графического интерфейса проекта — расположение необходимых элементов, задание размеров, изменение свойств;

3. Написание программного кода, который определит, что будет делать ваша программа.

Чтобы познакомится с основными инструментами среды разработки, запустим среду программирования.

Для этого выполните команду:

Пуск => Все программы => Lazarus => Lazarus.

При этом запускается оболочка создания приложений, называемая интегрированной средой разработки IDE (Integrated Development Environment). На экране появиться набор окон.

Окна Lazarus

Вы видите все основные инструменты среды разработки Lazarus:

1. Окно формы — окно будущего приложения.

2. Главное окно, содержащее три панели: меню, панель инструментов, палитру компанентов. Палитру компанентов вы будете использовать для выбора необходимых вам для создания пользовательского интерфейса помпонент.

3. Окно Инспектор объектов, содержащее файлы проекта и окно со вкладкой Свойства, в котором вы будете настраивать свойсктва помещенных на форму объектов.

4. Окно Редактор исходного кода, в котором вы будете писать программный код.

Дадим появившимся окнам краткую характеристику.

Главное окно. Здесь располагаются меню, панель инструментов и палитра компонентов.

Главное окно Lazarus

На Палитре компонентов, представляющей собой множество те­матических вкладок, располагаются визуальные и невизуальные компоненты для вашей будущей программы.

Невизуальные компоненты видны только на первом этапе создания приложения — при редактировании.

Главное окно остается открытым все время работы IDE. Закрывая его, вы, тем самым, закрываете Lazarus и все открытые в нем окна.

Инспектор объектов содержит четыре страницы

Урок 1. Система программирования LAZARUS

На первой странице «Свойства» постоянно отображаются все доступные свойства выбранного компонента. В левой колонке содержится список всех свойств выделенного в данный момент компонента, в правой — значения свойств.

Значения свойств можно менять еще до запуска проектируемой программы. Например, для будущего окна вашего приложения (формы) свойство Name имеет значение Form1. Для изменения имени достаточно изменить его в Инспекторе объектов.

На второй странице «События» находятся возможные обработчики событий для выбранного компонента. В левой колонке расположены названия события, в правой — соответствующие процедуры.

Окно Редактора кода. На момент первого запуска оно имеет заголовок Unit1.

Lazarus. Окно Редактор исходного кода

В окне Редактор исходного кода вы будите писать программный код программы, и само окно очень похоже на обычный текстовый редактор. Для удобства при редактировании текста программы строки пронумерованы, предусмотрено выделение цветами:

  • все служебные слова выделяются жирным шрифтом;
  • знаки препинания становятся красными;
  • строки с ошибками выделяются коричневым цветом;
  • комментарии могут заключаться в фигурные скобки <> и выделяются синим.

Текст программы разбивается на части — процедуры и функции.

Основную работу программист производит именно здесь.

Проектировщик форм. У каждого Windows-приложения должно быть хотя бы одно окно.

Lazarus при первом запуске автоматически предлагает пользователю новый проект, открывая пустую форму под названием Form1, и назначает его главным окном.

Lazarus. Окно Форма

Перенося на него элементы из палитры компонентов, вы тем самым, предварительно оформляете его.

Главное окно в проекте может быть только одно. Все другие создаваемые окна будут дочерними. Закрывая главное окно стандартной кнопкой закрытия окна, или программно, вы закрываете и все дочерние окна.

В этом уроке мы познакомились с основными инструментами разработки программ. В следующем уроке мы напишем свою первую программу.

Задание для самостоятельного выполнения

1. Скачать и установить на своем домашнем компьютере среду программирования Lazarus по указанной в начале урока ссылке.

2. Посмотреть видеоурок: «Lazarus. Ввод в курс дела», из которого вы узнаете о различиях проектов Lazarus и Delphi.

P.S. Как всегда, под уроком жду твоих комментариев – насколько урок оказался полезным для тебя:)

Видео инструкция

Автор видеоурока: Язовцев Игорь.

Источник

Читайте также:  Ошибка программирования реквизита 1227 неверная длина
Оцените статью