Элементарные конструкции языка программирования называются

Структура языка программирования

Состав языка. Обычный разговорный язык состоит из четырех основных элементов: символов, слов, словосочетаний и предложений. Язык программирования содержит подобные элементы, только слова называют элементарными конструкциями, словосочетания — выражениями, предложения — операторами. Символы, элементарные конструкции, выражения и операторы составляют иерархическую структуру, поскольку элементарные конструкции образуются из последовательности символов, — это последовательность элементарных конструкций и символов, а — последовательность выражений, элементарных конструкций и символов.

Описание языка есть описание четырех названных элементов. Описание символов заключается в перечислении допустимых символов языка. Под описанием элементарных конструкций понимают правила их образования. Описание выражений — это правила образования любых выражений, имеющих смысл в данном языке. Описание операторов состоит из рассмотрения всех типов операторов, допустимых в языке. Описание каждого элемента языка задастся его синтаксисом и семантикой. Синтаксические определения устанавливают правила построения элементов языка. Семантика определяет смысл и правила использования тех элементов языка, для которых были даны синтаксические определения.

— это основные неделимые знаки, в терминах которых пишутся все тексты на языке.

— это минимальные единицы языка, имеющие самостоятельный смысл. Они образуются из основных символов языка.

Выражение в языке программирования состоит из элементарных конструкций и символов, оно задает правило вычисления некоторого значения.

Оператор задает полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить. Для описания сложного действия может потребоваться группа операторов. В этом случае операторы объединяются в составной оператор, или блок.

Действия, заданные операторами, выполняются над данными. Предложения языка программирования, в которых даются сведения о типах данных, называются описаниями или неисполняемыми операторами.

Читайте также:  Три принципы объектно ориентированного программирования

Объединенная единым алгоритмом совокупность описаний и операторов образует программу на языке программирования.

Запись опубликована в рубрике Информатика с метками программирование, структура, язык. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник

Элементарные конструкции языка

Элементарные конструкции языка Паскаль включают в себя имена, числа и строки.

Идентификаторы и служебные слова

Рассматривая понятия языка, следует отметить и существование служебных слов, которые используются для строго определенных целей:

  1. для обозначения операторов (Case, Write, Read и т.д.);
  2. описаний (Var, Const, Label);
  3. операций (div – целочисленное деление, mod – остаток от деления и т.д.).
  1. латинский алфавит, цифры , знак подчеркивания;
  2. не начинается с цифры;
  3. не совпадает с зарезервированными словами;
  4. имя является словами произвольной длины (максимум 255 символов), значащими является только первые 63 символа;
  5. имя должно быть уникальным;
  6. избегать схожих по имен (AX1 и AXI).

Константы и переменные

Константы — постоянные величины, значения которых не меняются в процессе выполнения программы. Могут быть представлены либо непосредственно своим значением (числом, строкой), либо именем. Например: а=312, Max=1000, MyName=’Иванов Иван Иванович’ Переменные – величины, значения которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Например: а:=х+2; в:=2*i-1 Каждая переменная или константа принадлежит к определенному типу данных. Тип констант определяется автоматически, а тип переменной необходимо указать.

Комментарии

Для лучшего понимания программы в ней записывается пояснительный текст – комментарии. Комментарий можно записать в любом месте программы, его текст ограничен символами <> или (**) и может содержать любые комбинации латинских и русских букв, цифр и других символов языка Паскаль. Ограничений на длину комментария нет, он может занимать несколько строк.

Структура программы на языке Turbo Pascal

    • Заголовок программы;
    • Раздел uses (подключение библиотечных модулей);
    • Раздел объявления меток;
    • Раздел объявления констант;
    • Раздел объявления типов;
    • Раздел объявления переменных;
    • Раздел объявления процедур и функций;
    • Раздел операторов.

    Источник

    Тема 1.1.Лексические основы языка программирования Общие сведения о программах, лексемах и алфавите

    В тексте на любом естественном языке можно выделить четыре основные структурные компоненты: символы, слова, словосочетания и предложения. Подобные элементы содержит и любой алгоритмический язык: символы, лексемы, выражения и операторы. Лексемы образуются из символов, выражения из лексем, а операторы из выражений и лексем. Объединенная единым алгоритмом совокупность операторов образует программу на алгоритмическом языке.

    Алфавит языка (или его символы) – это основные неделимые знаки, с помощью которых пишутся все тексты на языке.

    • арабские цифры
    • латинские буквы и знак подчеркивания
    • специальные знаки: “ ‘ <> . , & ? () [] < >и т.д.
    • пробельные символы (пробел, табуляция, символ перехода на новую строку)

    Лексемы (или элементарные конструкции) – минимальная конструкция языка, имеющая самостоятельный смысл.

    Из символов алфавита формируются следующие лексемы языка:

    • идентификаторы;
    • ключевые слова (служебные, зарезервированные);
    • знаки операций;
    • константы;
    • разделители (скобки, точка, запятая, пробельные символы).

    Границы лексем определяются другими лексемами, такими как разделители, знаки операций и комментариями.

    Комментарий – это текст программы, который не анализируется компилятором и служит для пояснений текста. В С++ комментарии могут быть заданы двумя способами. Для однострочных комментариев используют символы //, как в нашем примере. Для многострочных комментариев можно использовать символы /* , */, между которыми и должен находится сам текст комментария. В тексте комментария могут содержаться любые символы, а вся последовательность символов эквивалентна символу пропуска (например, символу пробела). Комментарии одного типа не могут быть вложенными, однако можно использовать символы // для того, чтобы закомментировать символы /*… */, а символами /*…*/можно закомментировать //.

    Рассмотрим каждый из видов лексем подробно.

    Идентификатор – это набор символов, представляющих имя программного объекта. Правила написания идентификаторов в конкретном языке программирования указываются в справочниках по этому языку. Например в С++ идентификатор представляет собой последовательность из букв латинского алфавита, десятичных цифр и символов подчеркивания, начинающуюся не с цифры, причем прописные и строчные буквы различаются. На длину различаемой части идентификатора в С++ различные реализации накладывают свои ограничения (по стандарту длина не ограничена).

    Ключевые слова – это идентификаторы, зарезервированные в языке для специального использования. Ключевые слова языка также перечисляются в справочнике по языку, но знакомится с ними имеет смысл по мере изучения конструкций языка программирования.

    Пример ключевых слов в языке С++:

    int – ключевое слово для описания переменных целого типа

    if – ключевое слово для построения условной конструкции

    Знаки операций — это один или более символов, определяющих действия над операндами. Знаки операций обеспечивают формирование и последующие вычисление выражений. Выражение задает правило для получения значения. Один и тот же знак операции может употребляться в различных выражениях и по-разному интерпретироваться в зависимости от контекста. (Например, унарный и бинарный минус). Для каждой операции задан тип операндов, над которыми может выполняться данная операция. Операндами могут быть выражения и их частные случаи – константы и переменные. Операции делятся на унарные, бинарные и тернарую по количеству операндов (1,2,3 соотвественно).

    a++ или ++a – операция инкремента (увеличения на единицу)

    a— или —a – операция декремента (уменьшения на единицу)

    Все бинарные операции делятся на следующие основные группы:

    • аддитивные (+,-);
    • мультипликативные(*, /, %);
    • поразрядные (&,|, ^);
    • операции отношений (, =, ==, !=);
    • логические (&&, ||);
    • присваивания (=, *=, );
    • и др.

    Рассмотрим тернарную условную операцию.

    выражение1? выражение2: выражение3;

    Если истинно выржение1, то выполняется выражение2, иначе выполняется выражение3

    Одним из принципиальных отличий С++ от С является возможность расширения действия стандартных операций (перегрузка операций), то есть распространения их действия на нестандартные для них операнды.

    Все операции разделены на группы по приоритетам. Если в выражении встречаются операции с разными приоритетами, то сначала выполняются те, у которых приоритет выше. Если все операции имеют одинаковый приоритет, то они выполняются в соответствии с правилом ассоциативности либо слева направо, либо справа налево. Например,

    Для изменения порядка выполнения операций используются круглые скобки.

    Задание для самостоятельной работы. Изучить операции языка С++ и их приоритеты.

    Константа – это лексема, представляющая изображение фиксированного числового (целого или вещественного), строкового или символьного значения.

    вещественная 78.8, 5., .09, 0.2E-3

    символьная – один или два символа, заключенные в кавычки ‘a’, ‘ab’, ‘\n’, ‘\n\t’;

    строковая — последовательность символов, заключенная в кавычки “Hello, World”.

    Последовательность символов, начинающаяся с обратной косой черты называется escape-последовательностями (управляющими) и используются для представления

    • кодов, не имеющих графического изображения;
    • символов “ ‘ \ ?
    • любого символа, с помощью его шестнадцатеричного (\x) и восьмеричного кода (\) (от 0 до 255). Например, cout <<”\х61 \141”; //выведется два символа a.

    Оператор задает законченное описание некоторого действия. (Существует путаница понятий, например, у Страуструпа оператор и операция – синонимы, а для таких элементов языка, как if, for используются выражение statement – утверждение, предложение, инструкция). Каждый оператор в С++ заканчивается точкой с запятой.

    Для описания сложного действия требуется последовательность операторов. Операторы могут быть объединены в составной оператор или блок с помощью инструктивных скобок (например, в С++ инструктивными являются скобки <>). В этом случае они рассматриваются как один оператор.

    Операторы бывают исполняемые и не исполняемые. Исполняемые операторы задают действия над данными. Неисполняемые операторы служат для описания данных, поэтому их называют операторами описания или просто описаниями.

    Правила построения элементов языка определяет синтаксис языка, а их смысл и правила использования определяет семантика, и, следовательно, нарушение формы записи элементов языка приводит к синтаксическим ошибкам, а правильно написанный, но не отвечающий алгоритму оператор приводит к семантическим ошибкам (логическим, ошибками времени выполнения).

    Источник

Оцените статью